Posted 5 февраля 2018,, 03:00

Published 5 февраля 2018,, 03:00

Modified 1 марта 2023,, 17:19

Updated 1 марта 2023,, 17:19

Интервью с мастером квеста: «Хороший квест — безграничная выдумка и большие затраты»

5 февраля 2018, 03:00
Анастасия Вяткина
Квесты стали одним из самых популярных увлечений молодежи. Оказывается, в Перми делают чуть ли не лучшие в стране квесты, с миллионными декорациями и мосфильмовской озвучкой. Как тема квестов шагает дальше — квесты с продолжением, квесты для детей — Properm.ru расспросил у одного из лучших мастеров квестов, Александра Михалева.

Наш собеседник Александр Михалев — основатель «Лоста», крупной и популярной сети квестов в Перми. За несколько лет работы эта сеть вошла в топ-5 по России, открыв более 100 квестов в 22 городах. Теперь же на карте Перми появилось новое название — «ПОРТАЛ», и здесь создаются одни из самых атмосферных и впечатляющих квестов во всей России. Выясняем, только ли выдумка и бюджеты помогают держать высокую планку в развлекательной индустрии?

***

— Как в твоей жизни появились квесты? Почему ты решил заниматься этим?

— Первым были не квесты. Началом истории стал «Альянс-Парк» — сейчас компании исполнилось 10 лет. Это самый крупный в России тактический парк, где есть пейнтбол, лазертаг, веревочный парк, страйкбол и Форт Боярд. Все программы уникальны и придуманы нами в Перми. Квесты родились в 2013 году. Тогда был кризис, в развлекательном бизнесе упали обороты. Нужна была диверсификация, не хотелось зависеть только лишь от одного бизнеса. Тогда я случайно попал в «Квеструм №1».

— Увидел, прочувствовал и загорелся?

— Сам квест, откровенно говоря, мне не понравился. Зато сама тема — она меня впечатлила! У меня отлично работает фантазия, поэтому я сразу увидел, как глубока может быть тема квестов.

— Правда ли то, что квесты именно в России стали такими, какими мы их знаем?

— Вполне. Конечно, они появились давно, но если смотреть, что было в Японии или Силиконовой долине, — это просто комната. Без концепции, с набором головоломок, не связанных между собой. Разгадай, замочек открой, и мы тебя выпустим. Очень банально.

В России тема квестов началась в Москве. Четверо ребят организовали первые квесты, бум пришелся на 2013 год. Они делали квесты очень атмосферными: музыка, погружение, сюжет. И людям это понравилось.

В 2015 году во ВШЭ мы заказывали исследование. Выяснили, что за три года по всей планете, от Канады до Австралии открылись десятки тысяч квестов. Не знаю такой же популярной темы, которая так быстро захватила мир.

— На твой взгляд, что именно привело к такой популярности?

— Ты попадаешь в приключение. А это — новые впечатления, которых людям зачастую очень не хватает.

— Масса впечатлений создается именно атмосферой. Насколько это дорого для создателя?

— Смотря что создатель хочет получить. Я хочу делать лучшие квесты, поэтому в создание атмосферы вкладываюсь значительно. Честно говоря, мои квесты в Перми — самые дорогие с точки зрения их создания.

— Сколько стоит создать квест? И сколько стоит создать очень классный квест?

— За 500 тыс. рублей можно сделать что-то обычное, не выдающееся. За 700 тыс. — будет хорошо. Если грамотно потратить на создание квеста около 1 млн рублей — очень хорошо. Если бюджет создания квеста от 1 до 2,5 млн рублей — результат получится впечатляющим.

— Это траты на создание декораций и головоломок?

— Не только. Самое дорогое — атмосферность. На это сильно влияет звук в квесте. К примеру, недавно запустили абсолютно новый квест «Король вампиров». Для создания атмосферности прилетали звукорежиссеры из «Мосфильма», ставили звук «5 в 1» в каждой комнате. Мне не хватит слов описать, какой крутой эффект получился. Даже в Москве подобных единицы.

Как, расставаясь, делили квесты с LOST?

— Часть созданных мной квестов остались там. Жалко, конечно, это ведь родные детища. Зато у меня есть хороший стимул делать теперь квесты еще на более высоком уровне. «Король вампиров» этому подтверждение, и, думаю, все новые квесты «ПОРТАЛА» будут самыми-самыми. А те квесты, которые были в «ПОРТАЛЕ» для этого, мы уже модернизировали.

— Квест, по большому счету, одноразовая штука: прошел, получил удовольствие и всё. Получается, что все время нужно придумывать новые?

— Можно идти этим путем, но есть и новинки в этой индустрии. Квест можно пройти один раз, и ты уже будешь знать о каждой головоломке. Поэтому мы выходим на другую ступень — многоуровневый перфоманс. Здесь мы первопроходцы, такого на рынке нет.

— Квест с продолжением?

— Объясню на примере. В Перми есть легендарный квест «Обитель зла». Он считается действительно самым страшным аттракционом в городе: омоновцы по 150 кг визжат как девочки. На второй комнате каждая пятая команда сдается — настолько страшно. Именно там я первый раз сделал так, что одно помещение можно проходить несколько раз, и каждый раз вновь будет интересно. Меняется планировка, сценарий, загадки, актеры и сюжет. Игроки заходят с другой стороны, следуют другим маршрутом.

— А детские квесты — они были на рынке или ты вновь первопроходец?

— Квесты можно проходить самостоятельно лет с 12, но это все равно сложно. До 12 лет дети могут находиться только со взрослыми. И нужно понимать, что есть квесты с не детским сюжетом. Те же «Обитель зла» и «Пила» — там вход 14+. На остальные детям можно, и детям там интересно. Самые интересные для детей — «Пираты» и «Убежище 101», по игре Fallout, с силовой броней, шестиствольным пулеметом и интерактивными картами. Даже «Король вампиров» может быть интересным для детей. Он не страшный, это не хоррор, но весьма мрачноватый. Поэтому для детей есть режим прохождения с включенным светом.

Автограф художественного руководителя театра «У моста» Сергея Федотова для «ПОРТАЛА»

Мы внедрили прохождение квеста с актером, он помогает с разгадками. Таким образом возможно проходить квесты с 5 лет. Актер в игровой форме погружает в квест, ненавязчиво подводит к отгадкам, может заменить сложную головоломку на простую. Заходит на ура!

Еще разработали для детей квест-приключения. Есть несколько легенд: «В поисках сокровищ Дэйви Джонса», «Школа магии и чародейства Хогвартс», «Школа шпионов», «Отель Трансильвания», появятся «Машина времени» и «Охотники на чудовищ». Все сюжеты знакомы детям и неизменно вызывают интерес. В атмосфере потрясающих локаций, с профессиональными актерами проходит анимационная программа длиной в 2,5 часа. Актеров много, каждый ребенок получает внимания сполна. Два аниматора на 30 детей — не наша история.

В квесте-приключении и сами дети получают костюмы: мантии, шпионские костюмы, тельняшки и банданы. Это помогает детям погрузиться в атмосферу и почувствовать себя частью сюжета. И начинается приключение: дети проходят «посвящение» в пираты, шпионы, юных магов, затем путешествуют по локациям, находят тайные ходы, выезжающие из стены лестницы, общаются с гномами, королями, волшебниками, пиратами. Впечатления и эмоции зашкаливают — это настоящая сказка. В результате дети в восторге и не уходят. Родители звонят и говорят, что дети просятся обратно.

Этот формат запустился в тестовом режиме в августе прошлого года, уже осенью начали работать. Итог: по три десятка прохождений каждый месяц. Внимательно относимся к обратной связи — все ставят высшие баллы.

"