Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Пермский край
Всего заражений
141465 +695
Умерли
8082 +22
Привито V2
816744 +9270
Вакцинация спасает жизни
Properm.ru
Спасти рядового школьника. Как система после ЧП в Перми и Бурятии защищала себя, а не детей Да, в заголовке отсылка к классике, фильму «Спасти рядового Райана», который большинство современных школьников, уверена, не смотрели. Райана, оказавшегося в тылу врага, решили вызволить и доставить матери, так как три его брата почти одновременно погибли на полях сражений. Должен же у матери остаться хотя бы один сын.

Спасти рядового школьника. Как система после ЧП в Перми и Бурятии защищала себя, а не детей

23 января 2018, 13:50
Колонка

Спасти рядового школьника. Как система после ЧП в Перми и Бурятии защищала себя, а не детей
Фото: кадр из фильма "Спасти рядового Райана"
Да, в заголовке отсылка к классике, фильму «Спасти рядового Райана», который большинство современных школьников, уверена, не смотрели. Райана, оказавшегося в тылу врага, решили вызволить и доставить матери, так как три его брата почти одновременно погибли на полях сражений. Должен же у матери остаться хотя бы один сын.

Кто из родителей не трухнул после сообщений о резне в 127 школе Перми? Кто не позвонил ребенку, не спросил, как он там? Многие жители Садового, чьи дети учатся в школах соседних со 127-ой, рванули туда сразу же и забрали детей с уроков домой.

Кто не подумал о безопасности своего ребенка? Ну если и были такие, то после сообщений о происшествии в школе в Бурятии самый пропащий пропойца точно пробубнил сыну или дочери: «Ну ты там это, поосторожней, чё там в интернетах-то, видишь вон».

Нам дороги наши дети. Но для системы, которая периодически дает чудовищные сбои, они (да и мы) — что тот самый рядовой Райан, незаметный, неизвестный. У системы развит инстинкт самосохранения, и он совсем не связан с сохранением жизни наших детей. Все эти дни система продолжала спасать себя, и многие шли у нее на поводу.

Пытались сделать вид, что ничего такого не произошло. В день ЧП в пермской школе федеральные интернет-СМИ писали про «драку в школе с ножами», про «конфликт между учениками». Местные блогеры крутили пальцем у виска: «Какая драка с ножами? Это нападение на школу!» Конечно, отчасти виноват СК со своей официальной, но как минимум нелогичной версией.

Молчали. Спасали систему своим молчанием федеральные телеканалы. Meduza проанализировала выпуски новостей и передач на Первом канале, на НТВ, на «России-1», там было про Диану Шурыгину, Украину и российские морозы. Причем сюжеты про нападение на пермскую школу были сняты, были готовы к выпуску. Но не вышли.

Особо одаренные издания и блогеры приплетали Навального, строили теории заговора. Надо ли объяснять, как выигрывает от этого прочность системы?

Истерили. Одни пользователи социальных сетей призывали СМИ опомниться, не позориться, рассказать правду про нападение бывших учеников на пермскую школу. Другие с той же степенью истерии доказывали, что надо сохранять спокойствие и молчание. Мол, не надо «раздувать» этот огонь, не надо плодить подражателей, мы-то подростковую психологию знаем, они сейчас все славы захотят и за ножи схватятся.

«Усилили меры безопасности». Возбудили уголовное дело, послали проверяющие комиссии в школы. На следующий день после пермского ЧП в разных школах закрывали во время уроков кабинеты на ключ, не выпускали детей в коридор даже во время перемен.

Ругали охранников. Призывали провести массовые проверки систем оповещения и ЧОПов. И даже запланировали ряд мероприятий по этому поводу.
Конечно же, совещались. Под конец, как обычно, выделили бюджетные деньги. Представили учителя к награде.

И после нападения в школе в Бурятии все повторилось, с вариациями, но то же самое. Молчание федералов. Истерия в социальных сетях. Информация из телеграмм-каналов. Деньги пострадавшим. Награда (пока обсуждается) учительнице. «Усиление мер безопасности». Напомню, одна пострадавшая девочка в коме в тяжелом состоянии, другая лишилась двух пальцев руки.

Система спасает себя. Но не наших детей.

Не надо изолировать детей друг от друга или от социальных сетей, не надо запрещать им гулять во дворе или запирать их в классах. Бессмысленно блокировать телеграмм-каналы. И уж точно поздно воспитывать родителей в духе социальной рекламы: поговорите со своими детьми, сводите их в лес и в театр, займитесь вместе живописью… Если 13–17 лет не разговаривали, не ходили, не занимались живописью, то с чего сейчас-то?

Хватит лелеять и спасать систему. Сломайте ее, измените, накачайте новыми смыслами. Разверните машину государственной пропаганды в сторону детей. Начните вдалбливать, что дети — это важно и прекрасно, что нельзя их убивать и насиловать, нельзя их бить и унижать. Снимите с флагов ненависть к Украине и Америке, повесьте туда ненависть к тем, кто обидел или способен обидеть ребенка.

Пропаганде, «телеку», под силу сформировать правильное и бережное отношение к детям, такое же как к Путину, к православным традициям, к возвращению Крыма в большую семью, к спортивным победам наших соотечественников.

И это будет самый первый и важный шаг на пути спасения детей, а не системы. Когда самый последний забулдыга будет кричать «Я за детей!» Когда с каждым глотком сивухи или Ягуара у него будет расти не желание засунуть член в крошечную дочь сожительницы, а страх обидеть ребенка.

Разверните в сторону родителей образование, здравоохранение, соцзащиту. В последние годы конфронтация между думающими родителями и этими системами только нарастает. Родители забирают детей на домашнее обучение, увозят за границу, перестают водить в муниципальные поликлиники.

Появился и становится популярен такой термин как «инициативное родительство»: сами ищут информацию (о чем угодно: лечении, обучении, развитии, профориентации, отношениях между подростками), применяют ее на практике, совершают ошибки, исправляют их, снова ищут… Описывают свои ситуации в соцсетях.

Пойдите им навстречу, спросите, что нужно родителям, что интересно, что волнует, и помогите, вы же профессионалы. Я не припомню в садах или в школах собраний, чтобы обсуждали психологию детей, взаимодействие с ними. Не обсуждали, какие группы есть в социальных сетях, надо ли дружить с детьми в сети. Не обсуждали, какую музыку они слушают, чем занимаются на переменах, как относятся друг к другу и к учителям, как разговаривают. Может, где-то это и есть, но я не встречала. Обычно: деньги, успеваемость, дисциплина.

Займитесь настоящим, а не фиктивным реформированием системы детской занятости, так называемым дополнительным образованием. Верните и насаждайте пионеров, тимуровцев, волонтеров, скаутов, орлят, хоть кого! Главное, чтобы это было интересно подросткам. Сделайте доступными кружки и секции. Сейчас 20 тыс. рублей в месяц на дополнительное образование ребенка — это еще бюджетный вариант.

Я уже не говорю о налаживании межведомственного взаимодействия, эта проблема и в советское время была острой, и в наши дни: вспомнить только случай, когда мальчик, который должен был пойти в первый класс, умер от голода, сидя на цепи в сарае. Не спохватились ни школа, ни больница, ни соцзащита. Возбудили дело, посовещались, отразили атаку в соцсетях… Но проблемы межведомственного взаимодействия остались и всплыли вновь. Система, как видите, не развалилась. Потряслась, предприняла все меры для своей защиты, но не развалилась. И не надо ее спасать.

Спасите рядовых школьников. Оставьте матерям их сыновей.

кадры из фильма «Спасти рядового Райана»

Оцените материал
11 7