Получайте оповещения
в вашем браузере
Вконтакте
Facebook
Подписаться на рассылку
Ледовар — заливщик льда, и профессионал на большой ледовой арене, и любитель, заливающий дворовые катки для детей. Каждый год 16 января отмечается День Ледовара. Дата выбрана не случайно — 16 января в 1901 году родился американский инженер Фрэнк Замбони, который изобрел ресурфейсер — ледовый комбайн для восстановления льда на катках (до изобретения это делалось вручную). От мастерства и опыта ледовара напрямую зависят результаты спортсменов, выступающих на льду, ведь если лёд хороший, то и прокат — тоже.
— Где учат на ледоваров?
— Ледовар я, конечно, относительный (смеется — прим.ред.) Нас здесь (комплекс стадиона «Юность» и ДС «Орленок») работает несколько. Моя задача — лед на «Юности». Где учат? Да нигде не учат. Сначала всерьез занимался на коньках, лет с 12. Потом тренером был. Вся моя жизнь со стадионом «Юность» связана, с 1953 года! Тогда он был совсем другой, старый, деревянный. У меня даже фотография есть с того старого стадиона, со Сталиным.
Как бывший конькобежец и тренер я знаю, каким должен быть лёд. Основная задача — подготовить лед для тренировок и соревнования спортсменов. И потом уже — для массовых катания на коньках.
— В чем особенность льда для конькобежцев? Чем он отличается от льда для хоккея, фигуристов и массовых катаний?
— Он должен быть ровный. Идеально ровный. Для массовых катаний у нас тоже хороший лёд получается, но для спортивных целей приходится потрудиться. Работаем с помощью спецтехники. Есть специальные ножи, которыми сначала состругивается лед. Потом с помощью «корыта» горячей водой происходит заливка гладкого верхнего слоя. А заливка на открытой площадке — не простая задача. Вот смотрите, сегодня метель метет. Поэтому сегодня не до заливки. Сегодня чистим безостановочно. Ну и температура воздуха важна. На открытой площадке температура все время разная.
Для конькобежцев главный критерий льда — ровность, гладкость, скольжение. Для фигуристов лед должен быть помягче. Для хоккея — жестче, у них на мягком льду шайба не скользит. Недавно, кстати, керлингисты приходили. Я им сразу сказал, что не получится на льду «Юности» сыграть. Так и вышло — совсем не заскользили их камни. Так что для керлинга тоже свой особенный лед нужен.
А еще каждую весну у нас автогонка проходит («ТРЕК 400» — прим.ред.). Там ребята тоже твердый лёд просят, а после них каток можно смело размораживать — спортивные шипы на шинах просто вспарывают ледовое покрытие, прямо до асфальта. Кстати, вспоминаю, что в прошлом году там выступали спортсмены из Екатеринбурга и удивлялись, как нам удалось сохранить лёд до самого конца марта.
— Поделитесь секретом?
— Важен самый первый этап, подготовка нижнего слоя льда. Много лет готовили «Юность» к зимнему открытию 5 декабря. Последние годы из-за погоды получается позже. В этом году вообще только в январе открыли, потому что из-за теплой погоды не получалось наморозить хороший нижний слой, сантиметров 30–50. Он должен быть внушительным, чтобы потом сам как холодильник снизу работал, остужал верхние слои.
Поэтому в начале сезона много сил вкладываем в создание нижнего слоя. Сложность еще в том, что перепад высот на Юности — около 50 сантиметров между самым глубоким и самым высоким местом. Приходится лить воду не только для того, чтобы покрыть площадь в 20 тысяч квадратных метров, но и «лишние» 10 см льда делать сверху, чтобы потом строгать до ровности площадки. Если нижний слой сделан хорошо, он отлично морозит снизу, и поэтому даже в +5 на улице можно проводить соревнования.
Как видите, ручной работы здесь нет — работаем с помощью спецтехники. Жаль только, что техника старая, еще с 80-х годов машины…
— Снегопад для ледовара на открытой площадке — повод для отдыха?
— Нет. С одной стороны, лучше вообще без снегопадов. Потому что сейчас вот мы с утра без остановки чистим и строгаем лёд. С другой стороны, они вроде и нужны нам. Потому что лёд чище становится, вся копоть из воздуха осевшая пропадает.
— Как определяете, хороший получился лёд или нет?
— Качество льда определяется по скольжению. Раньше использовались приспособления с грузом в 60–70 кг — толкаешь его и смотришь качество скольжения по тому, сколько после толчка груз проедет.
— Это зависит только от тщательности заливки?
— Не только. Очень важно, какая вода используется. К примеру, в олимпийском комплексе в Сочи для заливки использовалась и дистиллированная, и горная вода. Вот там — лёд!
Здесь, на «Юности», используется обычная водопроводная вода. Она, конечно, и чистится, и фильтруется до того, как попасть к нам в краны. Но вы же сами знаете, какая в Перми накипь в чайнике остается. И здесь точно так же. К примеру, в Кирове или Челябинске вода другая. И лёд у них может быть даже и не ровный, но зато по нему катишься хорошо. От этого и результат у спортсменов. Тут и качество воды важно, и тщательность заливки, и температура на улице.
Кстати, раньше для заливки под соревнования, для спартакиад, брали воду с ТЭЦ. А сейчас так делать стало очень дорого. Поэтому и берем водопроводную, уходят ведь тысячи кубов… Шесть тонн воды мне хватает залить центр катка и дорожку на один раз — вот такой расход.
— Как часто делается заливка?
— Раньше на «Юности» был именно специализированный каток, занимались только конькобежцы. Поэтому были дни профилактики катка, когда на льду были только заливочные машины. А теперь у нас тут и тренировки, и массовые катания, после которых лёд очень сильно изрезан. Заливки — почти ежедневно. И надо успевать делать это в промежутках между мероприятиями.
Шесть тонн воды перед прочисткой.
— Как выглядит обычный рабочий день ледовара?
— В 8 утра у меня уже выходит первая бригада. Чистят, строгают, заливают. Примерно с 10–11 часов уже начинаются тренировки, школьники и студенты катаются-занимаются. К 15 часов начинаем готовить лед для тренировок спортсменов. И уже в 17 часов заливка-восстановление после них. По выходным идут соревнования. И массовые катания. Нагрузка на стадион большая, и у нас рабочий день выходит с раннего утра и до вечера.
— Что ледовары делают летом?
— На открытой площадке сезон у меня с октября по начало апреля. А вообще я давно уже на пенсии. Когда выходил на пенсию, думал, что будет много свободного времени, буду в театры ходить. Но вот — стадион никак меня не отпускает. А летом, как и у многих пенсионеров, у меня дача и рыбалка!