Posted 13 февраля 2018,, 05:44

Published 13 февраля 2018,, 05:44

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Эволюция Перми. Путь проспекта Сталина к «тихому Компросу»

13 февраля 2018, 05:44
Южная часть Комсомольского проспекта, еще сто лет назад находившаяся фактически за пределами Перми, сохранила яркие образцы градостроительных решений сталинского периода. Демонстрируя смесь советской помпезности и порядком обшарпанных домов, «тихий Компрос» живет в пермских легендах: он не нанесен на карты, но его присутствие в городской топонимике неоспоримо.

В дореволюционной Перми широкий Кунгурский проулок, возникший в конце 18 века и деливший город на уже застроенную и еще не заселенную части, заканчивался в районе современной Комсомольской площади. Сегодня можно часто услышать, что «Компрос» — пример правильного прогноза развития города, однако ширину улицы обусловила вовсе не забота о будущих поколениях, а необходимость защитить город от пожаров.

Центральной улицей Перми, где была сосредоточена вся жизнь, считалась Сибирская, Кунгурский проспект оживал разве что в период масленичных гуляний. На старых планах города проспект заканчивался поселком Курочкина и ипподромом, за которыми были только частные постройки и лес.

Начало комплексной реконструкции проспекта, который с момента отступления Колчака и до 1928 года носил название «Красный» было положено в 1930-х годах. В это время южнее Комсомольской площади начали строить посёлок авиамоторного завода №19 (АО «ОДК — Пермские моторы»). Решение горсовета о застройке этой территории датировано 1930 годом.

Изначально речь шла не о продолжении действующей улицы, а о появлении новой — Сталинского проспекта — что официально было зафиксировано в 1935 году.

Однако тянувшаяся от заводской площади в сторону Камы улица рано или поздно неизбежно должна была соединиться с Комсомольским проспектом.

Стоит отметить, что лучшие снимки проспекта Сталина, сохранившиеся в государственном краевом архиве, были сделаны в 1950-е годы фотографом-летописцем Перми Матвеем Кузнецовым (1891–1984).

Застройка рабочего поселка авиамоторного завода шла быстрыми темпами. Уже в первые годы строительства возле предприятия был разбит большой сквер, простиравшийся от улицы Героев Хасана до улицы Куйбышева.

В 1937 году на перекрестке проспекта с ул. Чкалова был установлен бюст Иосифа Сталина. В начале 1960-х его сменил памятник Якову Свердлову.

Одним из наиболее ярких элементов призаводской территории была арка, обозначавшая границу проспекта. Вторая арка, чуть менее громоздкая, была установлена на противоположной стороне проспекта со стороны улицы Белинского.

Слияние двух частей улицы в единый Комсомольский проспект произошло в 1961 году. С этого времени Компрос простирался от набережной Камы до ул. Чкалова, однако его южная часть, получившая позже неофициальной название «Тихого Компроса», сохранила свои специфические черты.

Но вернемся в довоенный период. Так же как его «старший брат», проспект Сталина был разделен бульваром на две части. В 1936 году здесь появился один из самых красивых в городе фонтанов — «хоровод детей».

Сразу после войны формирование облика проспекта продолжилось. Его дальнейшая застройка связана с архитекторами Георгием Гурьев-Гуревичем, Сергеем Селивановским и Сергеем Тургеневым. Разработанный ими проект детальной планировки предполагал коренное переустройство магистрали: организацию четкой схемы движения транспорта, снос аварийных строений, создание крупных кварталов, зон озеленения, фонтанов, а также выбор светлой цветовой гаммы для окраски фасадов.

Решение о строительстве ДК им. Сталина, который должен был удовлетворить растущие культурные потребности работников авиамоторного завода, было принято в 1938 году, причем при проектировании сцены ориентировались на Большой театр.

Официально дворец распахнул свои двери для посетителей в июне 1952 года, хотя кинозал в правом крыле и театральный зал в центральной части здания к этому времени уже работали.

Внутренняя отделка дворца культуры для своего времени была почти роскошью, а изящная дубовая мебель с бархатной обивкой стала его своеобразным символом на долгие годы. Как подчеркивали советские авторы, «удобная планировка Дворца, свежесть архитектурной трактовки зрительного зала, фойе и гостиных» делали здание «одним из лучших в Перми».

На главном фасаде дворца архитекторы подчеркнули вход четырехколонным портиком, а два пилона по бокам входа были украшены пилястрами и небольшими фронтонами.

С 1961 года дворец стал носить имя большевика Якова Свердлова, а с 2004 года — бывшего директора моторостроительного завода Анатолия Солдатова, много сделавшего для развития микрорайона.

Образцовой для своей эпохи можно назвать и площадь перед дворцом культуры с ее роскошными фонтанами и озеленением. А украсившие проспект на всем его протяжении скульптуры были призваны демонстрировать социалистические ценности.

Визуально площадь разделена дорогой на две неравные части. На ее противоположной стороне в 1953–1955 годах были построены несколько однотипных домов. А в 1967 году здесь была установлена стела в память о погибших в годы Великой Отечественной войны заводчанах.

Капитальная реконструкция сквера перед дворцом культуры, позволившая масимально восстановить его исторический облик, началась в 2010 году. В ходе реконструкции были восстановлены оба фонтана, заново разбиты клумбы, заменены скамейки, обновлена система освещения. В 2016 году закончился ремонт фасада самого здания дворца.

Двумя годами ранее памятник Свердлову в сквере перед авиамоторным заводом передвинули, а на его месте в честь 80-летия пермских моторов воздвигли монумент «МиГ на взлете», окончательно сформировав современный вид сквера.

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края.

Александр Глушков для Properm.ru

"