Posted 29 марта 2018, 12:00

Published 29 марта 2018, 12:00

Modified 2 марта 2023, 14:35

Updated 2 марта 2023, 14:35

«Мне двух жизней не хватит, чтобы дождаться улучшений». Как в Кунгуре детей сирот кидают с жильем

29 марта 2018, 12:00
Денис Вихров
Сюжет
Кунгур
По закону в 18 лет сирота должен получить жилье. Для учета детей-сирот есть регистр, который ведет минсоцразвития. В регистр можно попасть только до 23 лет, если обратился позже, право на жилье потерял. В Прикамье около 800 сирот уже более 10 лет являются нуждающимися в жилье, есть те, кто по 3–5 лет числится нуждающимся. Герой нашей истории Игорь Шестаков, считает, что в свое время его «кинули» и вот уже 16 лет он пытается добиться справедливости.

За 2015–2016 годы прокурорами края направлено в суды 1,3 тыс. исков о понуждении органов госвласти предоставить жилье сиротам. В 2012 году не обеспеченными жилыми помещениями оставались 812 сирот, в 2013 году стало 1602 человека, в 2014 году — 2365, в 2015 — 2796, в 2016 году уже 3017 человек. Это лица, которые не обеспечены жильем, а право на его получение у них уже наступило. Рост в первую очередь связан с изменениями в законодательстве, которые произошли в 2013 году — введены новые основания для включения сирот в регистр нуждающихся в жилье. Но некоторые нуждающиеся попали под еще более ранние нормативные акты, из-за чего теперь не могут получить жилье.

Начало истории

В 1983 году мать Игоря лишили родительских прав. Мальчика отправили в Дом малютки, откуда он перешел сначала в Детский дом, а затем и в Краснокамский интернат. Своего дома или квартиры у молодого человека не было, поэтому с 1999 года он встал в очередь на получение жилья. Попутно юноша закончил Кунгурский ПУ-86.

В начале марта 2002 года, по ранее поданному заявлению (имеется в расположении редакции), администрация Кунгура выделила Игорю комнату для временного проживания — 10,7 кв.м. Эта комната находилась в общежитии бывшего военного городка по ул. Батальонной. В 2004 году Игорь получил ордер №150 на жилое помещение, но по прежнему состоял в очереди и ждал квартиры. Пока своего жилья он не получил, ему предложили прописаться в имеющейся комнате для получения субсидии на коммунальные услуги — 20 декабря 2005 года он заключил с МУП «Службой Единой Заказчика» договор социального найма на комнату.

«Чтобы платить коммуналку (до этого Игорь не платил за ЖКУ, так как не было документов на комнату), чтобы без проблем можно было получать субсидии на ЖКХ, медицинскую помощь и встать в Центр занятости населения в Кунгуре, — рассказывает Игорь. — При этом администрация Кунгура пообещала, что с очереди меня не снимут».

В конце 2008 года впервые появились хорошие новости. Тогда ему сообщили, что он в первых позициях в очереди и ему требуется представить документы в жилищную комиссию. Но выяснилось, что его отец, который ранее был осужден за жестокое убийство супруги (мать Игоря), так и не был лишен родительских прав. Игорю пришлось 19 января 2009 года подтверждать в суде свой статус сироты, чтобы администрация Кунгура могла предоставить ему благоустроенную квартиру.

В феврале 2009 года жилищная комиссия начала реализовывать жилищное право Игоря в поиске благоустроенной квартиры на территории Кунгура. Была предложена комната в бывшем общежитии (напротив бассейна «Синий кит»). «Я написал заявление, где отказался от комнаты, так как она была разделена перегородкой и коммуникации также находились в местах общего пользования. Поэтому вновь просил предоставить благоустроенную квартиру», — объясняет Игорь.

Начальник сектора учёта и распределения жилья УГХ администрации Кунгура Татьяна Сивинцева приняла заявление и сообщила, что продолжит поиск благоустроенной квартиры. Игорь признается, что радовался и ждал новой квартиры, пока в середине мая 2009 года не получил по почте выписку из Постановления главы Кунгура — его неожиданно перевели в общую очередь.

«Футбол по-кунгурски»

История приобрела такой поворот как минимум по двум причинам. В 2005 году, когда Игорь подписал договор соцнайма, было опубликовано постановление «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения». С тех пор она равнялась 10 кв.м. Именно столько получил в свое время Игорь. Однако, стоит помнить, что свое жилье сирота получил в 2002 году, когда действовали другие социальные нормы. В 2005 году постановлением главы Кунгура жилые помещения на Батальонной, 10, были исключены из перечня общежитий наделенных статусом муниципального жилья.

Вторая причина. В 2009 году глава города Роман Кокшаров подписал постановление «Об утверждении протокола заседаний общественных комиссий по жилищным вопросам». Согласно документу детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей перевели в общий список по дате постановки на учет в связи с предоставлением жилых помещений по договору социального найма и дальнейшего улучшения жилищных условий.

«Я рассчитывал, что находясь на первых позициях в списках воспитанников из детских домов, после подтверждения статуса сироты на суде администрация предоставит мне благоустроенную квартиру, общей площадью не менее 33 кв.м. И в середине мая 2009 года я понял, что меня администрация кинула с жильём, когда я получил по почте выписку о моём переводе в общую очередь», — рассказывает Игорь.

Игорь обратился в органы опеки и попечительства за разъяснениями по данному постановлению. Ему объяснили, что перевод произошел, так как у него на руках имеется договор соцнайма и второй раз по такому же договору он не может получить жильё большей площади.

«Татьяна Сивинцева и Елена Шаравьёва (начальник органов опеки и попечительства Кунгура — Properm.ru) ссылались на какой-то пилотный проект, который должен вступить в силу. И больше в 2009 году мне никаких причин не называли», — объясняет мужчина.

Не реагировали, по словам Игоря, органы опеки и попечительства Кунгура: «Говорили, что ничем мне не смогут помочь, так как произошли какие-то изменения в законодательстве России».

Игорь обратился к Татьяне Шуваевой начальнику отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края. Но получил ответ, что решение местных властей от 2005 года не противоречило законодательству и статьям 50 и 57 ЖК РФ на право получения жилья для детей-сирот, но в соответсвии с нормой (10 кв. м). «Основания для применения мер прокурорского реагирования отсутствуют», — заключила Шуваева.

В 2010 году МУП «Служба Единого Заказчика», с которой был заключен договор, ликвидировали. Но чтобы остаться в 10 кв. метрах вновь пришлось заключить договор соцнайма с УГХ Кунгура, в противном случае Игоря бы лишили последнего жилья

Второе дыхание

Игоря побудило заново начать отстаивать свои жилищные права то, что его сродная сестра (Сродные братья (сёстры) - когда у них одна мать и разные отцы или один отец и разные матери) из Перми получила благоустроенную квартиру «не менее 54 кв.м» как сирота через суд, благодаря прокурору Перми. Сестра его также проживала в комнате общежития и в 2012 году через суд реализовала своё жилищное право.

Игорь решил выяснить, какие пункты законов, постановлений и нормативных правовых актов России, Пермской области, Пермского края и Кунгура были не соблюдены администрацией Кунгура при предоставлении ему комнаты в общежитии по Батальонной улице.

Обратился в администрацию Кунгура, местную прокуратуру, Правительство Пермского края, каждому депутату Госдумы РФ, в Правительство РФ и Президенту РФ. И лично к уполномоченному по правам человека в Пермском крае — Татьяне Марголиной. Последняя предала дело на рассмотрение своему заместителю Павлу Микову. Нынешний обмудсмен также ответил, что право реализовано в 2004 году, когда предоставляли ордер на комнату.

«Все отвечали одинаково: ссылаются на учётную норму Кунгура — в 2003 году она составляла 6,5 кв.м. на 1 человека, а с 2005 (когда был заключен договор соцнайма) не менее 10 кв.м, что общая площадь комнаты составляет 10,7 кв.м. Никто не упоминает и скрывает, что в комнате я живу с 2002 года. Это может подтвердить комендант общежития», — уверен Игорь.

Сейчас все инстанции умалчивают о том, что сирота жил в комнате, которую ему предоставили в качестве временного жилья, с 2002 года. Нормативная база неоднократно менялась, но именно на постановлениях тех лет, мужчина отстаивает свои права:

  1. Заявление от 15 января 2002 год, поданное в управление образования г. Кунгура.
  2. Указ Губернатора Пермской области от 04.10.1999 N 123 «О мерах по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение».
  3. Указ Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении».
  4. Федеральный закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 07.08.2000) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сегодня Игорь живет все в той же однушке, что и 16 лет назад. Обзавелся семьей, работает. Но не планирует сдаваться — вновь подал заявление в прокуратуру и Следственный комитет. «Я в общей очереди с 1 января 2017 года состою по номеру за 482 — мне двух жизней не хватит, чтобы дождаться улучшений. Только через суд, чтобы обязать Администрацию Кунгура предоставить мне благоустроенную квартиру в соответствии законодательства 2002 года с учётом членов моей семьи».

Подпишитесь