Posted 5 апреля 2018,, 03:25

Published 5 апреля 2018,, 03:25

Modified 2 марта 2023,, 14:35

Updated 2 марта 2023,, 14:35

Эволюция Перми. Поселок Громова как учебник по послевоенной истории города

5 апреля 2018, 03:25
Возникший в середине 20 века на южной окраине Перми поселок, названный в честь летчика-испытателя Михаила Громова, сегодня уже фактически относится к центральной части города. Однако микрорайон, в котором представлены все этапы развития советского жилищного строительства, до сих пор хранит свою идентичность.

Современный микрорайон Громовский, входящий в состав Свердловского района, имеет достаточно четкие границы. Начинаясь на севере от автовокзала и Колхозной площади, где раньше находилась Казанская застава, он охватывает участок ул. Куйбышева от ул. Революции до ул. Юрия Смирнова. На западе естественной преградой служит лог реки Данилиха, на другой стороне которого простирается Индустриальный район.

Важно отметить, что границы современного микрорайона Громовский не вполне совпадают с возникшим после войны поселком Громова. Например, официальные документы 1950-х включают в поселок улицу Пионерская и вообще всю территорию за кинотеатром «Кристалл», в то время как на современных картах граница микрорайона проходит по ул. Куйбышева.

Наиболее близко расположенным к южной части современного Громовского до революции был Курочкин поселок, поглощенный впоследствии вместе с застройкой проспекта Сталина и Комсомольской площади.

Курочкин поселок вошел в состав Перми в 1918 году, а в 1935 году институт «Гипрогор» разработал детальную планировку поселка завода Сталина, о котором мы подробно рассказывали в выпуске про «тихий Компрос». Проект предполагал и застройку территории, на которой сегодня расположен микрорайон Громовский.

Первые деревянные частные дома, ставшие затем частью Громовского, появились на склоне Данилихи в 1936 году. Очевидно, в то время она еще была похожа на реку и представляла собой не просто грязный ручей. Вновь образованная территория с одной стороны граничила с Курочкиным поселком, современным перекрестком улиц Куйбышева и Белинского и тянулась по направлению к Казанскому тракту (Шоссе Космонавтов).

17 июля 1936 года завод им. Сталина посетил летчик-испытатель Михаил Громов, повторивший маршрут легендарного Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. Его именем и была названа центральная магистраль поселка. А в 1937 году был разработан детальный план территории.

Как пишет краевед Виктор Семянников, руководство завода приняло беспрецедентное решение осуществлять застройку поселка силами самих рабочих, остро нуждавшихся в жилье. Каждый участник стройки мог рассчитывать на получение комнаты площадью 15 кв.м с общей кухней и уборной на этаже.

С самого начала Громовский застраивался двумя типами двухэтажных зданий. Первый тип был чуть попроще, второй отличался наличием двух подъездов и балконов.

Основная часть поселка была застроена еще до Великой Отечественной войны. Порядка 6 тыс. жителей имели котельную и водопровод, а вот горячую воду приходилось брать из отопительных батарей. Первоначально Громовский был связан транспортом только с заводом им. Сталина. По грунтовой дороге можно было выйти пешком на Комсомольский проспект и уже оттуда на транспорте попасть в центр города.

Во второй половине 1950-х Горисполком озаботился улучшением транспортной доступности поселка. В результате был разработан проект новой трамвайной линии от ул. Белинского до ул. Шадринская (Борчанинова).

Согласно задумке градоначальников, трамвай должен был пойти по улице Громова (Куйбышева), далее через улицы Революции и Попова до перекрестка Пушкина и Шадринской (Борчанинова). Здесь рельсы соединялись с линией до Осенцов.

На пути прогресса встали частные дома, попадавшие в зону трамвайных путей. Так с карты Перми исчезли улицы, находившиеся в квартале между сегодняшними ул. Механошина и Революции — Парижской коммуны, а также Гражданская 1-я, 2-я и 3-я. А улице Громова в будущем предстояло соединиться с ул. Куйбышева.

В середине мая 1957 года Горисполком обязал руководителей предприятий, чьи сотрудники проживали в зоне прокладки трамвайных путей, в двухнедельный срок переселить рабочих. Всего под переселение попала 21 семья.

В это же время заканчивалось возведение на углу улиц Громова и Глеба Успенского Дома культуры строителей на 300 мест. Строительство началось в 1954 году, а приемка состоялась в сентябре 1957 года, однако за полтора года до этого недостроенное еще здание пережило частичное обрушение. Из документов, хранящихся в Государственном архиве Пермского края, мы узнаем, что в ночь на 9 апреля 1956 года после резкого потепления рухнул портик главного фасада здания, кладка которого, как выяснилось позже, была выполнена «в зимних условиях методом замораживания».

Поскольку обрушение произошло ночью, обошлось без пострадавших. В результате проект главного фасада здания был переработан, а от восстановления портика руководство треста №12 решило отказаться, посчитав его «архитектурным излишеством». Однако в финальном варианте здания он все же появился.

После Великой Отечественной войны главная магистраль микрорайона — улица Громова — была застроена типовыми двух- и трехэтажными домами из шлакогипсовых камней. Неприглядные здания гостиничного типа постепенно уходили в прошлое.

С 1955 года выросшие после войны жилые кварталы получают адреса на вновь образованных улицах — Елькина, Краснофлотской, Глеба Успенского, Нестерова, Седова. Улица 2-я Краснофлотская, позднее переименованная в честь героя Советского Союза Владимира Дышинского, исчезла в 1980-е годы вместе со строительством девятиэтажных домов, получивших адреса по ул. Куйбышева.

В 1950-е в микрорайоне появляются и объекты особого назначения, среди которых фильмобаза на 600 копий по ул. Пионерская, ставшая впоследствии крупнейшим хранилищем фильмов в госкиноцентре «Пермкино».

Читайте так же:

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края

Александр Глушков для Properm.ru

"