Posted 5 апреля 2018,, 09:49

Published 5 апреля 2018,, 09:49

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Пять малоизвестных фактов о Перми. И интервью

5 апреля 2018, 09:49
Татьяна Зырянова
Туризм передали в ведение министерства культуры Пермского края. Кто не знает, развитием отрасли с 2013 года занималось министерство спорта. А до этого министерство культуры. С 2018 года - вновь министерство культуры. Как у нас принято, пока власти занимаются такими важными делами, отдельные энтузиасты развивают, приобщают, пишут и рассказывают.

Наше знакомство было виртуальным, не столько с человеком, сколько с его «аватаром». У Натальи Аксентьевой это «Живой журнал» (она предпочитает его Фейсбуку, ВКонтакте и другим социальных сетям). Читаешь и удивляешься. Человек приехал в Пермский край, когда ему было 20 лет, но уже весь регион объехал и столько знает, что местные позавидуют. Я живу тут с рождения, но названия Бондюг, Сташково, Опалёна, Пармайлово слышу первый раз. А она там была, фотографировала, изучала и написала об этих местах.

— Наталья, где вы родились, учились? Чем занимаетесь сейчас?
— Родилась и выросла в Барнауле (Алтайский край), в Пермь переехала, когда мне было 20 лет. Сейчас я работаю как автор и редактор с несколькими издательствами, выпускающими путеводители по Уралу и Сибири (последнее большое издание — путеводитель «Пермский край», издательство «Репейник»).

Пишу для разных организаций «околоисторические» и «околокраеведческие» материалы (из последнего масштабного — текст аудиогида для «Пермской пригородной компании»). Прямо сейчас работаю над несколькими интересными проектами, но озвучить пока не могу.

Ещё у меня есть небольшое турбюро, которое занимается организацией экскурсий по Перми и Пермскому краю.

— Когда появился интерес к пермской истории?
— Сразу после переезда в Пермь. Поскольку считаю необходимым изучить место, в котором живёшь. Алтайский край и Республику Алтай тоже знаю неплохо, и в целом по стране удалось поездить.

Для меня Наталья — носитель сакральных знаний, как любой человек, горячо и глубоко погруженный в свою «тему». Мне всегда было интересно, находится ли применение таких знаний на практике, в нестандартных ситуациях? Например, урезонить гопников, выиграть битву на мозгобойне, получить бесплатный проезд.

«Не считаю свои знания какими-то особенными, — говорит Наталья. — Есть люди, которые знают историю края намного лучше. Я просто много езжу и довольно часто об этом пишу». По поводу применения знаний на практике рассказывает, что несколько раз участвовала в викторинах и выигрывала интересные призы. Был и другой опыт: пару раз организаторы квестов просили Наталью не принимать в них участие и предлагали стать членом жюри.

Часто можно встретить сетования о том, что пермяки не интересуются историей своего города и края. Насколько это правда, Наталья не знает, но уверяет, что в её круге общения многие увлечены историей, краеведением и просто поездками по краю.

— Вы как-то еще систематизируете ваши истории, кроме публикации их в ЖЖ?
— Что-то использую в книгах, статьях и путеводителях, что-то просто «складываю в папки». Делаю (для личного пользования) большую карту достопримечательностей Пермского края. Сейчас на ней около 2 тыс. объектов (без учёта Перми), и это примерно половина обработанных точек, вот здесь можно посмотреть, как это примерно выглядит.

— Как часто просят вас рассказать «что-нибудь интересненькое про Пермь» друзья, родные? Что вы обычно рассказываете?
— По случаю сама рассказываю, но чаще пишу. Друзья обычно спрашивают что-то вроде: «А где у тебя можно почитать про…». И чаще всё-таки про край, а не про Пермь.

Наталья никогда не работала экскурсоводом. Но с помощью ее историй можно составить план путешествий по Перми. Приведем пять малоизвестных фактов, описанных в её «Живом журнале», а вы сами решайте, с чего (с какого факта, места, объекта) должна начаться и чем может закончиться самая интересная экскурсия про Пермь.

***

Пять малоизвестных фактов о Перми

1. Вторая жизнь памятника Александру II. Или памятник царю-освободителю на пермском кладбище

«Однажды я обратила внимание на необычный памятник на Верхнемуллинском кладбище, — пишет наша героиня. — Очень он похож на дореволюционные обелиски и формой, и фигурными нишами, и «общим настроением».


Это братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Памятник открыт в 1960 году. На кирпичном основании — мраморное надгробие высотой 4,5 метра в виде усеченной пирамиды. Наталья нашла описание памятника в статье Владимира Колбаса «Любовь к отеческим гробам… (Некрополь Верхнемуллинского кладбища)». Цитата из статьи: «…для памятника использовали старый обелиск, ранее установленный в с. Култаево в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости». В «Адрес-календаре Пермской губернии» на 1915 год описание памятника такое: «Памятник императору Александру II в с. Култаеве сооружен в июле месяце 1888 года на средства крестьян Култаевской волости. Вышина памятника с фундаментом две сажени … Памятник мраморный».

Наталья Аксентьева приходит к выводу: «Вроде бы всё сходится: материал — мрамор. Высота 4,5 метра, по дореволюционным — две сажени, это примерно 4,3 метра. Видны следы затёртых или сколотых надписей».

2. Братья Нобель и Пермь

Из рассказа Натальи Аксентьевой: «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель — «Бранобель» — официально создано в 1879 году (неофициально лет на пять раньше). Учредители — братья Людвиг, Роберт и Альфред (тот самый, «который премия») Нобели и их друг барон Пётр Бильдерлинг. К 1881 году Товарищество организовало около десяти нефтяных складов на территории России. В 1882 году было решено создать нефтехранилище в Перми».

От нефтескладов Нобелей в Перми сохранился каким-то чудом резервуар, установленный сейчас в виде памятника.

Ещё один пермский «памятник» братьям Нобель — здание конторы на Торговой (Советской) улице и мемориальная доска, открытая в 2003 году.

3. Первый 3D кинотеатр и 3D плитка

«Усадьба в пригородной деревне Данилиха по адресу: Казанский тракт, 30 построена предположительно в 1890-е годы. В 2015 году усадьба наследников Каменских (современный адрес: шоссе Космонавтов, 16) получила статус объекта культурного наследия».

«С 1927 по 1936 год в здании работал кинотеатр «8-е Марта», в котором в 1932 году впервые в Перми показывали… «3D фильмы». Перед сеансом зрителям выдавали очки с кусочками красной и синей киноплёнки — так изображению придавался объём». Наталья предполагает, что плитка на полу сохранилась «родная». Кстати, с 3D эффектом

4. Один из самых старых (из сохранившихся) пермских фонтанов

«Двухэтажный дом на улице Красноуфимской (сейчас Куйбышева), 39 был построен в 30-х годах 19 века для подрядчика Н.К. Крылова, вероятнее всего, по проекту И.И. Свиязева.
В дальнейшем здание не раз перестраивалось, известно, что в 1910 году во дворе был устроен фонтан.
…Фонтан сохранился, но, как говорится, пребывает в весьма плачевном состоянии».

5. Неизвестный памятник Чкалову

В одной из бесед знакомый спросил Наталью, знает ли она, что в Перми есть неизвестный памятник Чкалову. Он стоит безымянный у ДК им. Калинина. Наталья съездила, сфотографировала. Говорит, что, конечно, видела этот памятник и раньше, но в черты не всматривалась.

По ссылкам, которые нашла Наталья, памятники Чкалову в Химках, в Кстове, Егорьевске, Бишкеке.

«При желании, думаю, можно ещё найти. В перечисленных выше городах он обозначен как памятник В.П. Чкалову, а в Перми почему-то безымянный», — удивляется Наталья.

***

— Наталья, в школах так мало рассказывают про историю родного города… Вас зовут в школы? Как часто? Какие истории про город и край нравятся детям?
— Насколько я знаю, в пермских школах (возможно, не во всех) есть даже специальные учебники по истории Перми и края. Пару раз звали, но мне не интересен этот вид деятельности, поэтому отказывалась.

— Какой район города вам нравится больше всего? Какой памятник милее всех? Где вы посоветуете сделать селфи гостям города?
— Любимое место в городе — старый трамвайный мост в Разгуляе, и он же любимый памятник. Нравится атмосфера места. Любимые места в крае — Чердынский район, село Пыскор в Усольском районе и деревня Махтята в Берёзовском районе.

— Как вы относитесь к разрушению старых зданий (объектов культурного значения)? Недавно один непоследний в городе человек сказал, что большинство из них — рассадники крыс и бомжей, и нет смысла их охранять, надо повычеркивать их из списков охраняемых.

— Если не доводить объекты культурного наследия до состояния руин, они не будут «рассадниками крыс и бомжей». Вообще это отдельная большая тема, и проблема не только в разрушениях и сносах.

Наталья немногословна не потому, что нечего сказать, а потому что все всё понимают: проблема в деньгах, в головах, в приоритетах. Хотя казалось бы, приоритеты расставлены верно — ну чем плох патриотизм? В порыве патриотических чувств умные люди решили придумать для Перми гимн.

— Наталья, Перми нужен гимн? Зачем? Какой?
— На мой взгляд, гимна Пермского края достаточно. Хотя я не уверена, что и он в полной мере выполняет функцию опознавательного знака, и каждый житель знает его мелодию и слова.

Перми скоро 300 лет, подготовка к юбилею уже началась. На вопрос: «Что могло бы быть лучшим подарком городу?» Наталья ответила: «Очень сложный вопрос. У меня нет ответа». Я удивилась. Вроде, что сложного, все знают, что это новая сцена оперного, новое здание художественной галереи, новое здание железнодорожного вокзала, новый зоопарк. Но потом поняла — Наталья немного по-другому относится к городу, не как к функциональному пространству, она совсем по-другому, не так, как я, смотрит на Пермь. Для неё это мир загадок и открытий. А какой подарок можно сделать такому миру? Правда, очень сложный вопрос.

— Наталья, что нужно сделать с эспланадой?
— Оставить в покое. Протяжённость Перми вдоль водохранилища около 70 километров, места вполне достаточно для утоления «строительного зуда». Кстати, я решила переехать в Пермь, когда сидела на склоне холма на Петропавловской (тогда ещё Коммунистической) и смотрела на эспланаду.

— В Перми съемочная бригада снимает кино по произведению Алексея Иванова. Вам нравится творчество Иванова?

— Какие-то произведения нравятся больше, какие-то меньше. Мне нравится, что благодаря творчеству разных писателей, режиссёров, сценаристов о Пермском крае больше узнают за его пределами.

— За что можно любить Пермь?
— Это, мне кажется, очень индивидуально. Очень философский вопрос. Я вообще не верю в любовь за что-то. Она или есть, или нет.

У Натальи Аксентьевой, краеведа, влюбленного в Пермь, совсем мало времени и очень много идей. Одна из них — путеводитель по ул. Сибирской. «Там очень много разных историй», — поясняет она. На странице в «Живом журнале» у Натальи есть слоган: «Я у вас одна. Берегите меня». Мне, например, сразу стало понятно, что это про малую родину. А вам?

Фото: Алексей Гречищев, Наталья Аксентьева

"