Posted 11 апреля 2018,, 11:21

Published 11 апреля 2018,, 11:21

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Практика покажет. Бизнес-омбудсмен призывает принять новую схему размещения НТО как можно быстрее

11 апреля 2018, 11:21
Татьяна Зырянова
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов рассказал Properm.ru, чего ждать владельцам нестационарных торговых объектов, председателям ТСЖ, чиновникам, юристам и жителям далекого от краевого центра села Кочёво.

Приведем простой и наглядный пример. В картинках. Киоски на муниципальной земле и киоск на частной земле, на территории ТСЖ.

На первом коллаже вы видите нагромождение из киосков на улице Ленина, на тротуаре. Через дорогу - центральный городской фонтан (единственный, пока второй не построили) и Театр-Театр. Интересно, а что с пожарной безопасностью и с солнечным светом в соседних помещениях, ведь киоски наглухо закрыли окна первого этажа торгового центра? Еще одну «стекляшку» пристраивают справа от торгового центра.

Вот такой чудесный шалман.

На второй фотографии (смотрите вниз) — аккуратно вписавшийся между домами киоск на территории ТСЖ, тротуар и дорогу он не занимает. Понятно, что маленькому дому на Борчанинова киоск платит какую-то небольшую аренду, за счет чего маленький домик на Борчанинова содержит газоны и оборудовал места для парковки со стороны двора. То, что было под киоском, назвать газоном можно, только находясь в забытьи или в администрации Перми, откуда не видно ни газонов, ни домов, ни киосков.

Теперь вопрос: что будет снесено и что останется? Пока в существующей схеме размещения НТО (аббревиатурой обозначают нестационарные торговые объекты, киоски и павильоны) нет ни нарядного «шалмана» на Ленина, ни уютного, как блоги в соцсетях, киосочка на Борчанинова.

Правопровал

В схеме пока вообще только 520 НТО. Даже прокуратура Перми сообщила уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае Вячеславу Белову, что это ужас, как мало для города-миллионника. По федеральным нормативам (кому интересны пруфы, пишите в редакцию, скинем ссылки) в Перми должно быть не менее 820 НТО. В реальности смешались с пермской грязью и торгуют 912 НТО.

Разберемся с законами и нормативно-правовой базой, которая лежит в основе всех изменений и обсуждений:

  • Федеральное законодательство, которое подлежит соблюдению.
  • Постановление правительства Пермского края «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» №966.
  • Пока не принятые на уровне муниципалитетов схемы размещения нестационарных объектов

По словам Вячеслава Белова, постановление правительства Пермского края — это рабочий документ, в котором «нет ничего лишнего, никаких избыточных требований». В постановлении предусмотрены сроки принятия схем размещения НТО муниципалитетами — конец 2018 года. Но Вячеслав Белов уверен, что принять схемы муниципалитеты должны как можно скорее.

Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае: — Уполномоченный призывает органы местного самоуправления как можно скорее завершить принятие нормативно-правовой базы, в том числе схем размещения НТО. Сейчас даже общую оценку нововведениям дать невозможно, потому что должна быть наработана правоприменительная практика. На уровне края возникло новое правовое регулирование, а нормативно-правовые акты в городских округах пока не установлены. И чем длинее этот переходный период, тем сильнее напряжение в среде предпринимателей. Муниципалитеты опаздывают с принятием нормативно-правовой базы. У предпринимателей заканчиваются договоры аренды, в действующей схеме их киосков нет, новой схемы нет. И это правовой провал.

По словам уполномоченного, правовое регулирование этой сферы должно меняться. Почему? Потому что всё должно быть по закону, по правилам-нормативам, и вообще — «красиво». Вячеслав Белов против «ночи длинных ковшей» (так в Москве обозвали массовый снос киосков), и против неправомерного использования земли (должен быть парк, а стоит мини-рынок), и против использования участков под НТО для строительства торговых центров или автостоянок.

«Сформированные в соответствие с противопожарными и санитарно-эпидемиологическими требованиями участки под НТО должны «уходить» с аукциона», — уверен уполномоченный. А как же быть с землями ТСЖ? Почему ТСЖ не может разместить на своей земле павильон? Жители были бы довольны, деньги на покраску козырьков подъездов появились бы. Решение должно быть принято на общем собрании собственников, деньги должны тратиться по назначению, и опять же решение о их расходовании принимается на общем собрании. В чем проблема?

Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае: — По нормам СанПиН во дворах запрещено размещение НТО. Но я считаю, что дворовая территория (то, что в СанПиН) и придомовая территория — это разные территории. И на придомовой территории, если есть общее решение собрания собственников, павильон может быть размещен.

Пока никакой законодательной ссылки на разницу между дворовой и придомовой территорриями мы не нашли. Кто найдет — тому, наверное, приз от всех ТСЖ, на чьих придомовых территориях размещены киоски. Еще один правопровал, в общем.

Здесь будут рыбой торговать.
Назло надменному соседу

Удивительное рядом — о назначении торговых павильонов. По словам Вячеслава Белова, власти берутся регулировать назначение торгующих точек, так как предприниматели не всегда учитывают чаяния жителей. Предприниматели торгуют, чем привыкли или как им удобнее. Еще раз: торговые павильоны должны обеспечивать не предпринимательский зуд, а потребности населения. Может, здесь нужен киоск по продаже молока, а не фруктов или сувениров, а не рыбы?

А как же спрос, который диктует, каким быть предложению? Ведь если не выгодно, не будет спроса со стороны населения, предприниматель уйдет вместе со своей рыбой. Или с сувенирами.

По словам уполномоченного, в славном настоящем часто предложение модифицирует спрос (не было бы чипсов, вы бы их и не захотели, или популярный нынче кофе на вынос, раньше есть-пить на ходу считалось некультурным).

Да и Пермь — это не весь Пермский край. И жителям далеких сел выкручиваться гораздо сложнее. Пермяки могут съездить за рыбой на базу на Героев Хасана, сходить на Центральный рынок, организоваться на совместных закупках. А жители отдаленных территорий — тоже могут. Но, наверное, не все и не всегда.

Вячеслав Белов: — В территории края надо завозить оказание услуг. То, что они сами готовят, стирают и стригутся, не значит, что им не нужны химчистки, салоны, кафе и рестораны. Предприниматели не отвечают инициативой на социальные вызовы, не диктуют появление инноваций. Предприниматели не готовы менять культуру потребления, не оперативно реагируют на социальные вызовы. Они тоже не готовы меняться, и главная задача власти предложить варианты использования этих людей, их возможностей, способностей.

Все органы местного самоуправления примут свои схемы размещения НТО, и Пермь, и Краснокамск, и Барда. Схемы будут основаны на постановлении краевого правительства, которое предусматривает количество стационарных и нестационарных торговых объектов в соответствие с количеством жителей и особенностями территории. Власти укажут, сколько, где и каких НТО должно быть в территории. Потом участки выставят на конкурс: хотите торговать рыбой здесь — хорошо, хотите мясом — ищите другой участок.

Предложите варианты

Изменения повлекут за собой недовольство со стороны предпринимателей, которые останутся по сути ни с чем, будут выдавлены с рынка. Вячеслав Белов уверен, что муниципалитеты (в большей части случаев — администрация Перми) должны предложить владельцам НТО альтернативу.

Вячеслав Белов: — Можно предложить муниципальные помещения, которые могут быть сданы в аренду, а потом могут быть выкуплены. Можно оказать содействие в переводе жилых помещений в нежилые. В конце концов можно подобрать какие-то коммерческие помещения. Предприниматели должны какую-то альтернативу получить. И край, и муниципалитеты понимают, что с рынка они этих предпринимателей выдавливают. А что тогда взамен? Главная задача власти — поддержка потребительского рынка, а не регулирование предпринимательской деятельности.

Очень важна, по словам уполномоченного, широкая информационная поддержка. Когда будет принята схема, когда начнется прием заявок на конкурсы? Кто из владельцев НТО знает, что у них есть 10 дней, чтобы подать свои предложения для схемы размещения НТО, а потом пять дней для рассмотрения этих предложений?

В Перми еще можно сказать: «Сам дурак, гугл в помощь, зайди в Фейсбук», а в крае? Для них электронные торги и с точки зрения организаторов, и с точки зрения участников — большая проблема. Появляются фирмы, которые предоставляют услуги по участию в электронных торгах. «Новый бизнес, — говорит Вячеслав Белов. — Вот я был в Кочево, у них один такой, помогает получать электронные ключи, принимать участие в торгах. Ничего же не мешает появиться второму такому же».

Пермяки за развитие бизнеса в Кочево, может быть, искренне рады, но очень волнуются по поводу своего бизнеса. Ведь павильоны, которые не попали в действующую схему размещения НТО, уже могут сносить. Если у предпринимателя закончился срок договора аренды.

Развалы возвращаются

Каждый год количество НТО в Перми снижается (в 2015 году было больше 1 тыс., в начале 2018 года — 912). Зато появляются старые-недобрые развалы.

По словам Вячеслава Белова, их появление ожидаемо, это неучтенные властями риски. Стали зажимать НТО на муниципальных землях — те ушли на земли ТСЖ, стали зажимать на землях ТСЖ — ушли в подполье, в стихийную несанкционированную торговлю.

Да видели вы уже, может, внимания не обратили. На той же улице Ленина посреди бела дня приезжают машины, проворные водители вытаскиват из машин какие-то раскладушки, приспособления, продукты (сухофрукты, фрукты, рыбу, ягоды), деловито раскладывают, на картонках пишут цифры ценника — и в путь! — торгуют. Картина чудесная: центр города, шалман из разномастных киосков на тротуаре и тут же торговые развалы «всегоисразу». В это время, напомним, где-то всерьез обсуждают, а не оштрафовать ли на 500 тыс. (!) рублей какое-нибудь ТСЖ за размещение киоска?

"