Posted 21 мая 2018,, 07:15

Published 21 мая 2018,, 07:15

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Эволюция Перми. Красные казармы: от военной части – к современному микрорайону

21 мая 2018, 07:15
«Красные Казармы» то и дело появляются в пермских новостях в связи с ведущейся здесь крупной стройкой. Сегодня о дореволюционных «корнях» микрорайона напоминают только построенные в начале XX века для нужд военного ведомства здания из красного кирпича, которые и дали название территории.

«Красные казармы» – территория с точки зрения городского обывателя почти заповедная. Несмотря на близость к центральной части города, микрорайон в силу своего назначения долгое время представлял из себя «отрезанный ломоть»: на востоке он упирается в лог реки Егошиха, на юге и на западе преградой служат крупные автомобильные магистрали, которые четко отделяют «Казармы» и соседнее «Зеленое хозяйство» от другой части города.

Красные казармы занимают высокую часть территории, в целом отличающейся непростым рельефом. Удивительно, но прилагательное «красные» в этом топониме изначально не несло идеологической окраски и указывало исключительно на цвет материала, из которого на месте лагеря 232-го Ирбитского резервного батальона был построен целый комплекс, включавший собственно казармы для солдат, квартиры для офицеров, штабные помещения и лазарет. В архивных документах 1910 года выделенный под строительство участок характеризуется как «расположенный по левой стороне Сибирского тракта, в двух верстах от города, имеющий форму неправильного прямоугольника».

В 1910 году при Военном совете была учреждена специальная комиссия по строительству в Перми казарм для 49-й артиллерийской бригады. Комплекс зданий было решено возводить на месте лагеря 232 Ирбитского резервного батальона, однако в зону застройки попали и «пустые» кварталы, а также часть территории, арендованной у города владельцем кирпичного завода Александром Синакевичем.

С предпринимателем вопрос был улажен полюбовно, путем денежной выплаты, тем более что на производственный процесс потеря части заводской земли не повлияла.

Что характерно, 35 десятин (примерно 38 га) земли Пермская городская дума передала военному ведомству бесплатно, что зафиксировано в думском журнале заседаний от 22 апреля 1910 года. Впрочем, едва ли у депутатов был иной выбор, ведь, как было подчеркнуто во время заседания, новая дислокация воинских частей в России была «высочайше утверждена».

Стоимость постройки всех зданий для 49-й артиллерийской бригады была оценена в 998,5 тыс. рублей. В период строительства примерно половина вновь назначенных в Пермь войск разместилась по городам и весям губернии, вторая половина – в уже имеющихся в Перми казармах. Незначительная часть солдат поселилась в городских наемных домах.

Полный проект и смету на строительство казарм и офицерских квартир выполнил гражданский инженер Станислав Воловский, официально принятый техником в Пермскую строительную комиссию. Согласно имеющимся в Государственном архиве Пермского края документам, его жалование составило 250 рублей в месяц, а еще 300 рублей были выплачены за составление всех проектных чертежей и смет. Воловский обещал, что казармы будут построены в кратчайшие сроки, и слово сдержал: на возведение целого комплекса из порядка 20 зданий ушло всего три года, хотя военный министр считал, что столь масштабная стройка может затянуться на 5 лет. Впрочем, всевозможные «доделки» на объекте продолжали выполнять и в годы Первой мировой войны.

Важнейшие подряды при строительстве Красных казарм были отданы проживавшему в Санкт-Петербурге Леону Беккеру, согласившемуся, например, поставить качественный кирпич по цене 20 рублей за 1000 штук: заказчики работ признали, что более дешевого предложения на рынке найти было невозможно.

Военное ведомство было сильно озабочено качеством строительных материалов. В плане заготовок на постройку зданий было указано, что хотя в Перми и окрестностях вырабатывается до 2 млн кирпичей в год, для задуманной стройки они не годятся.

«Поэтому предполагается для обеспечения успешного выполнения работ сдать всю поставку кирпича для сезонов 1911-1912 путем соревнования лиц специально занимающихся и основательно знакомых с кирпичным производством», – говорилось в документе. Возможно, именно по этой причине и через 100 с лишним лет казармы производят неплохое впечатление своей сохранностью.

Фирма Беккера также взяла на себя каменные, земляные, плотничные, кузнечные, асфальтовые, малярные и стекольные работы. Но в 1912 году по неизвестной причине предприниматель передал все свои подряды петербургскому купцу Сролю Подляшуку. Интересно, что еще до этого Беккер заключил договор с уже упомянутым владельцем кирпичного завода в Перми Александром Синакевичем. Поэтому материал для строительства зданий формально все же был пермским.

В возведении зданий участвовали и другие подрядчики из разных городов империи. В архивном деле о строительстве казарм сохранились заявления различных предпринимателей о готовности участвовать в торгах на различные виды работ. Заинтересованность в пермской стройке высказывал, например, подрядчик из Киева.

Через год после окончания строительства красных казарм расположившаяся здесь 49-я артиллерийская бригада отправилась на фронт: началась Первая мировая война. Чуть позже для учета и хранения военного имущества, эвакуированного при демобилизации царской армии из прифронтовой зоны, здесь был размещен артиллерийский склад, уже после революции обеспечивавший вооружением Уральский военный округ. В 1942 году склад был преобразован в Центральную артиллерийскую базу № 59, а позднее – в 39-й арсенал.

С декабря 1999 года на территории Красных казарм располагалась 385-я Гвардейская Одесская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени артиллерийская бригада. Сегодня Красные казармы, являющиеся интересным архитектурным памятником начала прошлого века, постепенно ветшают, а территория, по которой можно гулять случайному прохожему, расширяется из года в год. Сохраняя свое историческое название, Красные казармы больше не являются «запретной зоной» и, по сути, стали обычным центральным микрорайоном, основное преимущество которого в том, что сюда практически не проникает городская суета.

В 2015 году участок в микрорайоне Красные Казармы приобрел пермский холдинг «Сатурн-Р». Год спустя компания получила разрешения на строительство домов жилого комплекса, получившего название «Арсенал». В 2019 году планируется сдать первую очередь комплекса – это четыре дома переменной этажности (11–25 этажей).

«Сатурн-Р» преодолел главные разногласия, которые возникли у компании с городской администрацией: 19 апреля компания заключила соглашение с правительством Пермского края и мэрией Перми, согласно которому застройщик обязуется за свой счет спроектировать, построить, ввести в эксплуатацию и передать в муниципальную собственность общеобразовательную школу на 1225 мест со стадионом и два детских сада на 75 и 100 мест соответственном. Стоит отдельно подчеркнуть, что школа, которую построят к 2020 году, станет самой большой в Перми.

На земельных участках будет выделено место для прогулок детей. Предполагаются и другие объекты социальной инфраструктуры. Общая площадь участка, который застраивает компания – 32 гектара.

Важно то, что новые постройки будут возведены в стороне от комплекса дореволюционных зданий, имеющих еще вполне «товарный» вид и продолжающих привлекать к себе любителей истории. Судя по всему, столичный подрядчик Подляшук, как и его предшественник Беккер, пообещавший в 1910 году обеспечить стройку кирпичом самого высокого качества, военное ведомство не обманули.

Материалы предоставлены Государственным архивом Пермского края.

Фото: Государственный архив Пермского края; Павел Трубин; сообщество «300-летие Перми» на Facebook

"