Posted 22 мая 2018,, 14:35

Published 22 мая 2018,, 14:35

Modified 1 марта 2023,, 15:01

Updated 1 марта 2023,, 15:01

«Пермгорэлектротранс никто не отдает»: интервью с начальником департамента дорог и транспорта Перми

22 мая 2018, 14:35
Дмитрий Загуменнов
Новый глава департамента дорог и транспорта Роман Залесинский рассказал Properm.ru об изменениях, которые ждут пермский городской транспорт и развеял слухи о судьбе МУП «Пермгорэлектротранс».

— На днях перевозчики подняли вопрос об увеличении тарифа? Стоит пермякам готовиться к тому, что скоро подорожает проезд?

— Средний тариф в городах-миллионниках составляет 25–28 рублей, и он экономически обоснован. Он позволяет обновлять парк, платить нормальную зарплату квалифицированным сотрудникам, ремонтировать технику. Если сегодня эту ситуацию мы не будем рассматривать и двигать, то это приведет к тому, что наши автобусы и трамваи встанут, устареют технически и морально. Повышение тарифа должно сопровождаться обновлением подвижного состава, повышением культуры экипажа и комфорта поездок.

— То есть повышение точно будет?

— Ну, не точно — это вопрос депутатов, а не наш. Я запросил у перевозчиков всю информацию, они подняли вопрос в рамках совещания в торгово-промышленной палате. Сейчас изучаем структуру тарифа.

— Насчет перевозчиков, как я понял, будут изменены условия работы с ними. Это так?

— Изменения условий нам диктует 220-ФЗ, который был принят еще в 2015 году.

— Что конкретно изменится?

— Новая схема будет подразумевать оплату километров пройденного пути или часа работы. Это позволит нам улучшить качество перевозки и избавить от гонок автобусов за пассажирами, которые происходят сейчас. То есть выручка с маршрута будет уходить не перевозчику, а в бюджет, из которого уже будут выплачиваться средства перевозчику.

— Тогда почему получился такой «разрыв»? Что мешало ввести новую схему работы три года назад, когда был принят закон?

— До принятия закона были заключены пятилетние контракты, которые стороны должны были исполнять. Часть этих контрактов заканчивается уже в этом году, и новые мы будем заключать согласно 220-ФЗ.

— В январе 2017 года в Перми заработал новая система проездных. Сейчас ей пользуются только студенты и пенсионеры. Стоит ждать проездных для остальных пермяков?

— В ближайшем будущем мы введем проездные для всех.

— Когда?

— Работа уже ведется. Хотелось бы ввести проездные уже в этом году. Выгода от их внедрения очевидна. Сейчас мы изучаем опыт других регионов и Москвы. Могу сказать, что система будет дифференцированной — чем ты больше покупаешь поездок, тем дешевле они тебе обходятся.

Но мы же стремимся не только к внедрению проездных для всех. Сегодня тестируется система безналичной оплаты в транспорте. Любой сможет расплатиться за проезд карточкой или телефоном с поддержкой NFC.

— Знаю, что в марте МУП «Пермгорэлектротранс» тестировал безналичный расчет. Какие результаты показал тест?

— Буквально вчера мы встречались с представителями Сбербанка, который тоже участвует в этом проекте. Подвели некоторые итоги эксперимента, могу сказать что система прошла «обкатку» и работает, все возможные технические ошибки были устранены. Мы готовы внедрять ее уже сейчас.

— В этом году была внедрена пересадочная система трамваях и троллейбусах, но хотелось бы увидеть в этой системе и автобусы. Это реально?

— Сложность внедрения пересадок на автобусы в том, что маршруты обслуживают разные компании. Однако, сейчас мы разрабатываем концепцию, которая позволила бы нам включить автобусные маршруты в систему пересадок.

— Недавно вы подняли проблему нелегальных перевозок. Насколько она масштабна в Перми?

— Проблема актуальна для всей России. В Москве нелегальных перевозчиков практически смогли победить. Они создали комиссию, в которой собрались представители мэрии, ГИБДД, Управление государственного автодорожного надзора, прокуратура и приставы. Мы изучили их опыт и уже собирались с представителями ведомств.

В решение проблемы заинтересованы все. Что такое «нелегалы»? Во-первых, это напрямую связано с безопасностью пассажиров и пешеходов, ведь непонятно в каком состоянии автобус и неизвестно кто сидит за рулем. Во-вторых, это сказывается на доходах нормальных перевозчиках, которые платят налоги.

— Подсчитывались потери, который бюджет несет от нелегальных маршрутов?

— Смотрите, «Пермгорэлектротранс» — это около 15% от общего количества городских перевозок. В год предприятие платит налогов примерно на 460 млн рублей во все уровни бюджетов. То есть в год все перевозчики Перми должны платить около 2,5 млрд рублей налогов. Насчет «нелегалов», думаю, на них приходится недоимка около 500 млн рублей.

— 2018 год стал «богат» на ДТП с общественным транспортом. Самой серьезной аварией стало столкновение двух автобусов на Макаренко, где погиб ребенок. Вы провели какую-то работы с перевозчиками, чтобы отучить их от «гонок» по городским дорогам?

— Работа была проведена совместно с ГИБДД, и она ведется сегодня — проводятся проверки, выявляются нарушения правил перевозки пассажиров. Но сократить аварийность нам поможет новая схема работы с перевозчиками в рамках 220-ФЗ.

Почему автобусы попадают в ДТП? Потому что они гонятся за рублем. Водители опережают и подрезают друг друга, чтобы забрать пассажира и заработать. В новой системе у нас будет четкий график, по которому будут спокойно следовать маршруты. Мы будем платить за то, чтобы автобусы были чистые, красивые и новые, а водители соблюдали правила дорожного движения.

Кроме того, мы разрабатываем требования к внешнему виду сотрудников общественного транспорта. Чтобы у водителей минимум была рубашка и брюки, а не джинсы, майка и сигарета в зубах.

— На днях в СМИ появилась информация, что МУП «Пермгорэлектротранс» могут отдать в концессию. Это так?

— Это все кто-то придумал. «Пермгорэлектротранс» никто не отдает — это базовый перевозчик. Предприятие в хорошем финансовом состоянии, у него есть поддержка депутатов, средства на содержание выделяются стабильно и налоги МУП платит. Единственное, что мы можем сделать — это улучшить его состояние, купить новые трамваи. Этот вопрос мы прорабатываем сегодня со Сбербанком.

На счет концессионера, то мы рассматриваем его, как один из вариантов для строительства новой трамвайной ветки.

— Вы имеете в виду скоростную ветку на месте железнодорожных путей от вокзала «Перми-2» до площади Восстания?

— Да, для этого мы пригласили, компанию, которая занимается пригородными перевозками в Москве и Московской области (АО «Центральная ППК» — Properm.ru). Они проработали несколько вариантов решения, в том числе предложили протянуть новую ветку на Парковый. Также они сказали, что готовы взять в концессию МУП «Пермгорэлектротранс», но это было лишь предложение.

— А что с Парковым, как там планируется организовать движение трамваев?

— Сейчас трамваи на Парковом ходят до «Красного октября». ЦППК предложили протянуть оттуда ветку по проспекту и Углеуральской до «Перми-2».

— То есть, если строить новую ветку будут не за счет бюджета, а на средства концессионера, то он запустит там свой транспорт?

— Да. Такой пример есть в Санкт-Петербурге. Там недавно построили ветку за счет инвестора, который теперь ее обслуживает. При этом остальные маршруты — это «Горэлектротранс». На его транспортную сеть концессионер не заходит. Но это не мешает им работать слаженно.

Окончательного решения по этому вопросу пока нет. Вообще наша главная задача — привести в порядок маршрутную сеть пермской агломерации. Все транспортные потоки должны быть оптимизированы и синхронизированы. Работа проводится в рамках реализации проекта «Пермь — 300 лет на Каме».

Сейчас обсуждаются три варианта строительства новой трамвайной линии. Первый — бюджетное финансирование, второй — с участием Пермгорэлектротранса, который будет оператором, а средства предоставит банк, третий — привлечение концессионера.

Еще раз повторю, решение по концессии не принято. Может быть работы будут проводиться за счет бюджета, и обслуживать все буде МУП. Сейчас все варианты оцениваются, решение должно быть взвешенным.

"