Posted 28 мая 2018,, 07:12

Published 28 мая 2018,, 07:12

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

Последний звонок. Почему в Перми под закрытие попала самобытная школа-интернат №12?

28 мая 2018, 07:12
В Перми конфликт вокруг реорганизации школы-интерната вылился в протестную акцию. 1 июня, в День защиты детей, родители 327 школьников намерены провести пикет у ДК им. А.С. Пушкина и потребовать - не закрывать образовательное учреждение. Если власти не согласуют время и место проведения протестной акции, они обещают выйти в одиночные пикеты. Как спор между «РЖД» и пермской мэрией о передаче школы перерос в пикет, разбирался корреспондент Properm.ru.
Сюжет
Ржд

Дети на баланс

Для обучения и проживания детей работников железной дороги, имеющих разъездной и сменный характер работы, в 1964 году на станции Лёвшино была открыта школа-интернат №12 вместимостью 300 человек. Она попала под ликвидацию в начале этого года, когда советом директоров компании была принята концепция о реформировании системы дошкольного и общего образования. Наравне с ней под закрытие попали еще 117 образовательных учреждений «РЖД» в разных регионах страны.

Среди причин ликвидации назывались не только незагруженность учреждения, но и невостребованность его работниками железной дороги. Так, в 2016–2017 учебном году в школе обучались 168 детей, из них 130 — дети железнодорожников. Для того, чтобы укомплектовать школу в соответствии с проектной мощностью, в прошлом году «РЖД» объявило дополнительный набор и приняло еще 122 учеников. Однако среди принятых было лишь 10 детей железнодорожников.

В своем письме «РЖД» также указала, что компания дублировала государственные функции по присмотру и уходу за детьми (закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012). В связи с чем предложила администрации Перми принять здание школы на баланс. При условии, что использоваться оно будет исключительно для нужд образовательного учреждения. А при приеме-передаче муниципалитет временно обеспечит перевод детей и педагогов в другие образовательные учреждения.

Безвозмездная передача школы №12 должна была начаться еще в феврале этого года. В январе в школу на встречу с родителями приезжали руководитель департамента образования Перми Людмила Серикова и замглавы пермской мэрии Людмила Гаджиева. Обсуждалась дальнейшая судьба здания школы — а не детей и учителей. В частности, говорилось о том, что школа нуждается в ремонте, и если ее передадут в собственность муниципалитета, то здание придется на два года закрыть, чтобы провести все ремонтные работы работы, стоимость которых оценивалась в 118 млн рублей.

Детей на это время было предложено перевести в ближайшую школу №79, где учится 1 тыс. 237 учеников, несмотря на то, что здание школы расчитано лишь на 560 школьников, из-за чего она перегружена и работает в две смены.

Тем не менее, как пояснили на встрече с родителями представители городской администрации, восемь классов школы-интерната №12 планируется перевести в первую смену, и пять классов — во вторую. Таким образом, в образовательном учреждении будут учиться уже 1 тыс. 537 школьников, что на 40% выше проектной мощности школы. Превышение нормативов противоречит не только СанПиНам (2.4.2.2821–10 «Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание»), но и общим требованиям, прописанным в распоряжении правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р, где сказано, что к 2018 году все российские школы должны ликвидировать третью смену.

Все уйдут, а я останусь!

В школу №79 переведут не всех детей. Как выяснилось, 33 ребенка из 327 учеников школы-интерната проживают не в Перми, а в отдаленных районах Прикамья (Соликамска, Губахи, с железнодорожных станций: Парма, Ярино). Так, 10 детей учатся в школе из поселка Парма Губахинского района, где единственную школу местные власти 1 августа прошлого года закрыли. Ближайшие от Пармы школы находятся в поселках Вильва и Северный, до которых нет автомобильной дороги — до Вильвенской школы можно добраться только электричкой (31 км), а оттуда 3 км пешком. До поселка Северный — электричкой и автобусом — час в пути.

По словам родителей, подписавших письмо прездиенту России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в ситуацию с ликвидацией школы-интерната №12, Баландиных С.В. и Д.Ю., Федяниных В.Ю. и В.Ю., Щербакова А. Е., Цибеевой Н.В., Ермоленко В.Н., Баумбах Н.В., Кирикович Ю.И., если их детей отправят в Вильву или Северный, то они большую часть времени будут тратить на дорогу: отправление в Вильву в 5:15 утра (местного времени) и возвращение в 17:25. Поэтому сам процесс обучения будет занимать не больше четырех часов.

Сейчас они привозят детей в школу-интернат №12 в воскресенье вечером, а забирают в пятницу в 15:00. И это единственный возможный вариант для тех, кто работает на железной дороге и постоянно находится в разъездах.

«Не все семьи полные. Есть дети, которые находятся на попечительстве. В наше время небезопасно детей отправлять одних, но провожать и встречать их нет возможности», — обращаются они к президенту.

В департаменте образования Перми поясняют, что вопрос с родителями, которые не смогут забирать детей по причине выездного характера работы, будет решаться в индивидуальном порядке Министерством образования и науки Пермского края. И если родители все же захотят, чтобы их дети продолжили обучение в Перми, то им придется решать вопрос с проживанием семьи.

Впрочем конкретные сроки перевода детей и педагогов в другие пермские школы сегодня не называются. В феврале департамент образования распространил информацию о том, что готов принять здание школы на баланс с 1 сентября этого года. Но никаких официальных документов о закрытии школы до сих пор нет. «Мы не получили ни одной бумаги о закрытии, переводе. Уходим на каникулы и даже не знаем, вернемся ли? » — переживают родители.

Неизвестно будущее и 79 работников школы, которые никаких приказов об увольнении-переводе-сокращении не получали. Педагоги понимают, что некоторые из них попадут под сокращение. И, в первую очередь, это будут воспитатели — девять человек — которые в обычной школе вряд ли будут нужны.

Поэтому еще зимой, узнав о планах по закрытию школы, они отправились на прием к уполномоченному по правам человека в Пермском крае Павлу Микову. По словам учителя начальных классов, председателя профсоюза работников школы-интерната №12 Любовь Котяшевой, они готовились услышать любую правду о том, что многих уволят, сократят, а школу после ремонта не откроют, но не о том, что их работа плохая, показатели по успеваемости низкие. Педагоги устали пальцы загибать, пересчитывая выявленные «недостатки». А вот о достоинствах, самобытности школы с собственными дисциплинами, музеем и даже школьной формой пермский омбудсмен почему-то забыл. Учителя пришли к уполномоченному с просьбой, зная, что он сам когда-то работал учителем в небольшой школе, и их поймет, а ушли с немым упреком в глазах: за что?


За неделю до нашей встречи в школе-интернате прозвенел последний звонок для девятиклассников. Заурядное событие для школьников и совсем необычное здесь. Как и в прошлые годы, будущие выпускники 12-ой школы на своем празднике были и ведущими, и режиссерами-постановщиками и основными актерами. Весь праздник от начала до конца они провели самостоятельно, готовились чуть ли не ночами. А когда последний звонок прозвенел, дыхание перехватило не только у выпускников.

«Мы часто называем нашу школу домом, — говорит Любовь Котяшева. — Не только из-за того, что здесь создана особая атмосфера, но и некоторые наши учителя, воспитатели сами выросли в этой школе, потом получили образование и вернулись сюда. Это место невозможно забыть, закрыть, разрушить. Наша школа — это не здание и имущество, которое можно передать, отдать, продать! Наша школа — это наши учителя и наши дети. Если мы сегодня позволим все это закрыть, то как будем завтра смотреть в глаза нашим выпускникам? Что им скажем?»

"