Posted 9 июня 2018,, 04:41

Published 9 июня 2018,, 04:41

Modified 1 марта 2023,, 14:52

Updated 1 марта 2023,, 14:52

Время собирать деньги за мусор. Пять вопросов и ответов о новой системе обращения с ТКО

9 июня 2018, 04:41
Татьяна Зырянова
Пермский край - один из шести регионов страны, в которых не выбран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Разбираемся, почему так получилось, когда, кому и сколько мы начнем платить за вывоз мусора?

Что и когда должно появиться?

31 декабря 2017 года были внесены изменения в федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Субъектам Российской Федерации было необходимо:

  • в течение 2017 года — завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления ТКО; утвердить региональные программы в области обращения с отходами; подготовить документацию об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации их деятельности;
  • не позднее 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами;
  • до 1 июля 2018 года — направить предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в орган регулирования;
  • не позднее 1 января 2019 года — начать собирать с населения платежи за вывоз мусора.

Что появилось и в каком виде?

Территориальная схема обращения с отходами в Пермском крае появилась — это внушительного объема документ, разработанный ПНИПУ еще в 2016 году за 5,4 млн рублей. Техническим университетом предложена сеть из шести муниципальных полигонов, 21 станции по сортировке, переработке мусора и семи площадок временного хранения отходов.

По словам заместителя председателя правительства Пермского края Антона Удальева, схема содержит очень много недоработок: отсутствует финансовый расчет тарифной модели, нет информации про мусороперерабатывающие заводы, абсолютно неэффективна предложенная логистическая модель (слишком большие расстояния между полигонами и территориями). Антон Удальев пояснил, что схему можно будет корректировать, вносить в нее правки в рабочем порядке.

По мнению руководителя пермского УФАС России Александра Плаксина, в территориальной схеме не предусмотрено, как будет решен вопрос с муниципалитетами, где предполагается строительство новых полигонов и станций. Выяснилось, что муниципалитеты не согласны с размещением на своих территориях полигонов. И участки под полигоны в схеме выбраны просто наугад. «Поэтому схема очень условная, — говорит Александр Плаксин, — ее надо корректировать, чтобы привязать к реальности».

По мнению генерального директора ООО «Буматика» Сергея Чудинова, работать со схемой можно.

Сергей Чудинов, генеральный директор ООО «Буматика»: — Схема — абсолютно рабочий документ. Если найти инвестора, который вложит порядка 6 млрд рублей в строительство полигонов и мусороперегрузочных станций, то схема вполне реальна.

Схема необходима как рабочий документ для регионального оператора, которого должны выбрать, но пока не выбрали. Но работать по новой схеме оператор не будет, так как и схема несовершенна, и инвестора для строительства предусмотренных схемой полигонов и заводов нет. Вероятнее всего, в территориальную схему обращения с ТКО в Пермском крае будут вносить столько изменений, что это будет совсем другая, новая схема. Произойдет это совсем не скоро. Что должно произойти в ближайшее время — так это принятие нормативов отходонакопления, тарифов для населения и юридических лиц, выбор регионального оператора по обращению с ТКО.

Что не появилось и почему?

Нормативы отходонакопления не появились, но вот-вот появятся. По словам Антона Удальева, расчетами норм накопления отходов специалисты ПНИПУ занимались в течение года, недавно подписаны акты приемки работ.

Антон Удальев, заместитель председателя правительства Пермского края: — Вы знаете, сколько мусора в год производите? Не знаете. Нужно просчитать. По контракту подрядчик был обязан посчитать, сколько за каждый сезон производят мусора разные категории потребителей (всего их десять): это и многоквартирные жилые дома, и коммерческие организации.

Специалисты подходят к мусорному баку и считают, сколько и за какой период времени накапливается мусора у многоквартирного дома, у предприятия, химчистки, автомойки, торгового центра. Полученные данные согласованы с самими «отходообразователями», они согласились, что именно такие объемы отходов производят. Нормы накопления отходов ближайшее время будут утверждены приказом региональной службы по тарифам.

Региональный оператор по обращению с отходами не появился. По территориальной схеме обращения с отходами (той самой, которая утверждена, но работать по ней не будут) предусмотрен один региональный оператор. Это такой монстр, который будет заниматься сбором денег со всего населения Прикамья, заключит договоры с перевозчиками, будет следить, чтобы они вывозили мусор именно на полигоны, а не в ближайшие леса. Будет обязан ликвидировать несанкционированные свалки — те, которые появились после начала деятельности регоператора. Те свалки, которые появились до регоператора, считаются накопленным экологическим ущербом, с ними должны разобраться местные власти.

Почему не появился оператор по обращению с ТКО в Пермском крае? Потому что работу с одним оператором не видят эффективной региональные власти, а работу с несколькими не видят эффективной участники рынка.

Один или девять?

Региональная служба по тарифам рассматривает несколько вариантов: с одним оператором, с несколькими (от трех до девяти) и с оператором в каждом муниципалитете. В каждой схеме есть свои плюсы и минусы.

Минусы в схеме с одним оператором — это неповоротливость схемы. По словам Антона Удальева, федеральным законодательством не предусмотрен такой вариант развития как событий, как, например, банкротство регоператора. А если это произойдет, кто и как будет оказывать населению коммунальную услугу дальше? Нет никакой защиты от этого риска.

Обанкротиться оператору будет не так сложно. Жители частных домостроений (порядка 800 тыс. человек), дачники или никогда не платили или не привыкли платить за вывоз мусора ежемесячно. Задолженности, по словам экспертов, будут серьезными. По приблизительным подсчетам, при обороте регоператора в 3,5–4 млрд рублей кассовый разрыв составит примерно 1 млрд рублей за год. Нужны будут вложения на организацию работы, логистики, биллинга, дальнейшие инвестиции на строительство объектов в рамках обновленной схемы размещения отходов.

Плюсы работы одного регионального оператора — за счет одного, большого «котла», в который будут стекаться платежи граждан, получится сдержать рост социальной напряженности. Сравните: в Перми вывоз тонны мусора на полигон стоит 2,5 тыс. рублей, а где-нибудь в Коми-округе — 12,5 тыс. рублей. Там, где никогда не было контейнерных площадок и контейнеров, их нужно будет поставить.

Минусы работы нескольких операторов. Как отметили сразу несколько экспертов, опрошенных Properm.ru, самые интересные для работы территории (Пермь, Краснокамск, Березниковско-Соликамский узел, Чернушку) операторы «разберут», а территории, где нет существующей логистики, где большие расстояния до полигонов, нет достаточного количества перевозчиков, останутся, скорее всего, никому не нужными.

Плюсы работы нескольких операторов — снизится риск наступления коллапса в случае банкротства одной из компаний (остальные продолжат работу, смогут подключиться).

Александр Плаксин сообщил Properm.ru о том, что по итогам заседания экспертного совета по тарифообразованию при пермском УФАС решено направить в правительство региона и в региональную службу по тарифам предложение о выборе одного регионального оператора, но сроком не на 10 лет, а на три года (примерный срок окупаемости работы оператора).

Александр Плаксин, руководитель пермского УФАС России: — Оператор соберет данные об объемах отходов по всему краю, о логистике по территориям, о возможностях перевозчиков, их работе. Сейчас объективной полной картины нет. На основании полученных регоператором данных можно будет точно понять, как разделить территории края, на сколько зон. Ведь в зависимости от того, как зонируют территории, будет устанавливаться тариф.

По словам генерального директора ООО «Буматика» Сергея Чудинова, нужно остановиться на выборе одного регионального оператора, который начнет вести электронный учет сбора и вывоза КТО, заключать договоры с перевозчиками, с жителями. Также Сергей Чудинов считает немаловажным, чтобы оператор был «дружественным» потенциальному инвестору и существующим перевозчикам.

По словам Антона Удальева, задача региональной службы по тарифам найти решение, которое сбалансирует интересы всех участников рынка: органов госвласти, надзорных органов, региональных операторов, перевозчиков, потребителей.

Что дальше, и сколько мы будем платить?

В Пермском крае 15 лицензированных полигонов, входящих в государственный реестр объектов размещения коммунальных бытовых отходов и 74 объекта для размещения промышленных отходов.

Как пояснял Properm.ru руководитель управления Росприроднадзора по Пермскому краю Андрей Азанов, «помимо лицензированных полигонов есть 306 санкционированных свалов, то есть органами местного самоуправления выделены земельные участки, на которые вывозят отходы, но эти участки не могут попасть в государственный реестр, потому что не соответствуют требованиям». И есть несанкционированные, учет которых не ведется, по итогам 2016 года выявлено таких 1432, ликвидировано за счет разных источников 1076.

В крае выдано 283 лицензии на обращение с ТБО, из них 245 содержат возможность работы с коммунальными отходами. Лицензии выдаются на сбор, транспортировку, складирование отходов.

Больше половины лицензированных полигонов Пермского края исчерпают свой ресурс примерно через пять лет.

Реестр объектов размещения (захоронения) отходов, лицензированных на деятельность по сбору, размещению отходов I-IV классов опасности

Место нахождения полигона ТБО

Общая вместимость, тонн Остаточная вместимость, тонн Годовой объем принимаемых отходов, тонн

Пермский район,
д. Софроны

9 236 835,8 4 955 200 387 000
Краснокамский район, ГП Оверятское, в 2,5 км северо-восточнее с. Черная 1 900 000 957 600 100 000
кварталы 68, 69, 77, 78 пригородного лесничества Березниковского лесхоза, в квартале 7 г. Березники 553 600 510 360 126 000
п. Октябрьский 121 503 27 099 17 358
Добрянский район; полигон ТБО пгт. Полазна (5 км восточнее пгт. Полазна, в 2 км восточнее с. Нижнее-Задолгое) 563 100 551 200 67 000
Верещагинский район, урочище «За Хомяками», в 3-х км от д. Хомяки, вдоль автодороги Верещагино-Очер с правой стороны 268 000 208 800 55 000
Кунгурский район, 1,7 км северо-западнее д. Мыльники 563 100 551 200 67 000
Чернушка, в 5 км к западу по а/дороге Чернушка-Куеда 132 974 20 462 95 000
ЗАТО Звездный, ул. Промышленная, 11 961 589 10 700 10 000
Кизел, ул. Микова (полигон ТБО) нет данных 42 000 15 000
Гремячинск, микрорайон Таежный, южная окраина города 1 000 000 66 500 18 000
Горнозаводский район, квартал 70 Кусье-Александровского участкового лесничества ГКУ «Горнозаводское лесничество» 892 000 75 200 9 000

Свалка (с 2016 года)
Чусовой, ул. Ударника, 33

1 217 992,7 245 350 55 000
Свалка (с 2016 года)
Кудымкар, ул. Промышленная, 3
735 870 383 500 43 000

Полигоны в Нытве, Ключиках, на 9 км федеральной трассы Волга-7 закрыты, но продолжают принимать отходы. Это тема для разбирательства прокуратуры и для другой статьи.

Ну и наконец, самый важный вопрос — сколько мы с вами будем платить, а платить мы будем уже с января 2019 года. До осени 2018 года власти все равно определятся с региональным оператором — с одним или несколькими заключат соглашения. А оператор или операторы начнут присылать жителям платежки. Тариф на вывоз ТКО будет включать в себя затраты регионального оператора, в том числе расчеты с перевозчиками и полигонами, налоги. Эксперты рынка называют сумму 90–100 рублей с человека в месяц. Сейчас, по данным РСТ, население платит примерно столько же, в рамках ОДН.

Мусоропереработка, раздельный сбор отходов, рекультивация свалок предусмотрены, но не в ближайшее время, так как связаны с инвестициями, а значит, с увеличением тарифа.