Posted 14 июня 2018,, 10:03

Published 14 июня 2018,, 10:03

Modified 2 марта 2023,, 14:32

Updated 2 марта 2023,, 14:32

Мяч как форма киноязыка. 5 фильмов о футболе, которые нужно посмотреть, даже если вы не болельщик

14 июня 2018, 10:03
Через несколько часов в России официально стартует главное футбольное событие года. В преддверии Чемпионата мира мы решили собрать несколько фильмов об этой игре, показывающих, что футбол — это нечто большее, чем пробежка по полю с мячом.

«Тренер» (2001). Стив Бэррон

Майк Бассет, самый безрезультативный футбольный тренер, неожиданно возглавляет сборную Англии. Его цель — победить на предстоящем Чемпионате мира по футболу в Бразилии. Что ж, он идёт к своей цели.

Стив Бэррон в своём «Тренере» (не путать с дебютным фильмом Козловского), снятом в жанре псевдодокументального фильма, иронизирует над всем святым, что есть в футболе. Режиссёр высмеивает привычные игре атрибуты: футболистов, которые уже давно стали чем-то вроде суперзвёзд и забыли о самой игре, тренера, который с помощью нелепой системы тренировок и одиозного поведения пытается привести сборную к победе, и футбольных чиновников, которые по одним только им понятным причинам решают, что Бассет идеальный кандидат на пост тренера.

«Назидание» (2017). Борис Юхананов, Александр Шейн

Главные герои этого фантасмагорического фильма-исследования — Зинедин Зидан и Марко Матерацци. Все помнят тот самый эпизод в финальном матче Чемпионата мира 2006, когда Зидан неожиданно для всех ударил Матерацци головой в грудь, из-за чего французская сборная лишилась игрока и проиграла Италии.

Известный театральный режиссёр Борис Юхананов и его коллега-продюсер Александр Шейн решили найти собственное объяснение причинам конфликта. С помощью преувеличений и явной иронии над комментаторской лексикой создатели объясняют, что к проигрышу французской сборной имела прямое отношение Божья воля и ряд исторических событий. Естественно, что вся эта риторика становится всего лишь попыткой показать спортивные события с другой, более рациональной стороны.

«Класс 92» (2013). Бенжамин Тернер, Гейб Тернер


В очень скрупулёзной документальной манере создатели фильма рассказывают о жизненном пути шести футболистов «Манчестер Юнайтед»: Дэвида Бекхэма, Райана Гиггза, Пола Скоулза, Ники Батта, Фила и Гари Невилл. Зрители вместе с режиссёром проследят с чего начинали будущие спортивные звёзды в 1992 и какое событие стало для них отправной точкой в 1999 году.

Помимо самих футболистов в фильме есть множество интервью известных фанатов «Манчестер Юнайтед», среди которых режиссёры, актёры, музыканты, политики.

Создатели фильма поставили перед собой задачу снять нечто вроде культурного слепка эпохи. И хоть временами их заносит в сторону конструирования мифа вокруг футболистов, смотреть фильм приятно. Благодаря нему можно понять, какое в действительности значение футбол имеет для англичан.

«Проклятый Юнайтед» (2009). Том Хупер

«Проклятый Юнайтед» основан на реальных событиях и рассказывает историю тренера Брайана Клафа, который после завершения карьеры и работы тренером привёл второсортный клуб «Дерби Каунти» к титулу чемпионов Англии, и ставший впоследствии тренером «Лидс Юнайтед».

Благодаря харизме Майкла Шина, играющего Клафа, и остроумному стилю режиссёра Тома Хупера, смотреть за историей молодого и одиозного тренера бесконечно интересно: герои не стесняются в выражениях (жаль их порезали в дубляже), сама история показана через призму противостояния членов команды с тренером, а съёмки проходили в аутентичных местах.

«Зидан: Портрет 21-го века» (2006). Дуглас Гордон, Филипп Паррено

Документальный фильм, полностью снятый во время матча мадридского «Реала» и испанского «Вильярреала». Но в центре сюжета не сам матч, который как и фильм длится 92 минуты, а один из самых известных футболистов современности, который кстати недавно неожиданно для всех ушёл с поста главного тренера «Реала».

Режиссёры с помощью 17 камер и огромного количества вспомогательной техники создают уникальный портрет известного футболиста. С помощью таких приёмов, как изменение методов съёмки и субтитров с мыслями героя у зрителя возникает мощнейший эффект присутствия, а особенно приглушённые с помощью цветокоррекции цвета помогают сконцентрировать внимание только на футболистах. Наблюдение за игрой Зидана, почти бессловесное, больше напоминает горение костра или любое другое медитативное видео.

"