Posted 12 марта 2010,, 12:24

Published 12 марта 2010,, 12:24

Modified 2 марта 2023,, 16:46

Updated 2 марта 2023,, 16:46

С собакой и в службе, и в дружбе

12 марта 2010, 12:24
Праздничное интервью с инструкторами-кинологами одной из исправительных колоний.

К профессиональному празднику сотрудников системы исполнения наказаний журналисты ProPerm.ru пообщались с представительницами этой нелегкой профессии. Анна Бондарева и Анна Черкашина служат инструкторами-кинологами в СИЗО-1 города Перми. На их хрупких плечах работа с со служебными собаками, а значит обеспечение безопасности колонии. О своей работе девушки рассказали в беседе с журналистом.

Расскажите, в чем заключается ваша работа? Насколько она опасна?

Анна Бондарева: Наша работа заключается в подготовке и тренировке собак на случай чрезвычайного происшествия — в случае побега собаки должны обнаруживать по следам бежавших. Также часть нашего времени уходит на подготовку к различным служебным соревнованиям, способствующим поддержанию необходимой для работы физической формы собак.

Конечно, теоретически наша работа очень рискованная. Здесь мы работаем с осужденными, что чревато нападениями. Но, к счастью, в моей практике такого еще не было. Нам, кончено, не очень страшно, потому что мы все-таки с собаками, и напасть на нас не так-то просто.

Анна Черкашина: Но и со стороны собак может быть угроза. Они тоже, бывает, могут на нас напасть. У меня уже есть несколько покусов после таких инцидентов.

Как вообще вы занялись дрессурой?

Анна Бондарева: Мы с детства занимаемся спортивной дрессировкой собак — аджилити. Туда мы попали случайно, но нас это увлечение затянуло и мы начали заниматься собаками. Появились первые успехи, постепенно мы начали выезжать в Москву и другие города.

А потом, когда пришло время выбора я решила связать свою жизнь с работой со служебными собаками. Тем более, что я всегда мечтала носить форму. Таким образом, работа в системе ГУФСИН удачно совместила в себе и занятия с собаками, и ношение формы.

Специального образования для работы с собаками мы не получали. Здесь нам всецело помогает наш спортивный опыт. Мы занимались с очень хорошим тренером, который нас всему научил и дал много знаний. И не только в этом спорте, а вообще в дрессировке собак. С ним же мы начали заниматься служебной дрессировкой и защитно-караульной службой.

У вас уже достаточно немалый опыт работы с собаками, и, наверняка, уже накоплены какие-то достижения. Расскажите о них.

Анна Черкашина: Я до сих пор остаюсь действующей чемпионкой Пермского края по аджилити. Два года назад я заняла третье место по Приволжскому федеральному округу.

Кроме этого мы обе мастера спорта России по кинологическому прикладному многоборью.

Анна Бондарева: В служебных соревнованиях я таких успехов, как Аня, еще не достигла, но уже собираюсь с силами.

Недавно вот мы принимали участие в XVI смотре-конкурсе самодеятельного художественного творчества военнослужащих и членов их семей, где нас наградили дипломом первой степени за выступление в оригинальном жанре с дрессированными собаками.

На конкурсе мы выступали с нашими личными домашними питомцами — у нас обеих бордер колли.

Мы представили цирковые номера. Какие-то из них мы придумали сами, что-то — подсмотрели.

Конечно, в работе такие упражнения редко нужны. Но иногда бывает забавно показать коллегам, как большая овчарка ходит змейку между ног.

В гражданских же соревнованиях, в аджилити — я действующий серебряный призер России.

А вообще, мы мечтаем попасть на чемпионат мира и занять там призовые места.

Правда, несмотря на то, что я попала в Сборную России, я не успеваю оформить документы. Поэтому на чемпионат Мира, который будет проходить в мае, в Англии я, к сожалению, не поеду.

Как ваши друзья и близкие относятся к вашему увлечению?

Анна Бондарева: Все наши близкие уже привыкли. Поначалу, правда, с долей иронии относились к тому, что мы все время проводим с собаками. А сейчас зауважали, гордятся нами и всем рассказывают про наши успехи.

Сложно предугадать, о чем думает собака, и, как вы отмечали, работа с ним бывает небезопасной. Как удается обращаться с собаками, находить с ними общий язык?

Анна Бондарева: Собаку нужно всегда чувствовать. Это даже не объяснить словами. Нередко мы поступаем так, как подсказывает нам интуиция.

На собак мы тратим очень много времени и сил, вкладываем душу.

По началу, конечно, было трудно. Но затем, когда собака начала понимать тебя, слушаться, ты отдаешь ей все свое время и силы.

Так, в питомнике ИК-29 работает 8 кинологов, на попечении которых 17 животных.

Каждый день мы ставим какие-то определенные задачи в работе с собаками. По утрам, когда только приходим на службу, выгуливаем их и начинаем упражнения. Так, сегодня мы занимались тренировкой общего курса.

Я считаю, что нам очень повезло с собаками. Они готовы заниматься без остановки, им самим нравится работать.

Анна Черкашина: Вообще, все собаки в колонии делятся на караульных и патрульно-розыскных.

Караульные — это, как правило, кавказские или средне-азиатские овчарки — внушительные собаки, которые в служебных выгулах переносят любую погоду. От них требуется охрана территории, их расставляют по периметру режимной зоны.

С патрульно-розыскными занимаются уже инструктора-кинологи. Они работают с запахами, осуществляют поиск по следу, выборку вещей осужденных. Так же на них — задержание бежавших преступников. Здесь используют чаще всего немецких овчарок.

Можно отметить, что в ГУФСИН кинологическая система развита достаточно хорошо. И мы с удовольствием обмениваемся опытом с коллегами из других регионов. Так два раза в год мы ездим на сборы. А благодаря успехам Ани (Черкашиной — примечание автора), о Перми уже заговорили.

Сегодня у вас и ваших коллег профессиональный праздник. Что вы хотели бы пожелать себе и им?

Анна Бондарева: Спокойной вам работы без происшествий, а также повышения материального благополучия.

Анна Черкашина: Я бы пожелала добросовестности службы и карьерного роста. Кроме этого, здоровья, терпения и достижения желаемых результатов.

Записал Ян Мазитов.

"