Получайте оповещения

от PROPERM.RU в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

«Пусть наш горький опыт послужит для вас уроком». Мошенники вновь крупно разводят на деньги пенсионеров

27 июля 2018, 10:22

«Пусть наш горький опыт послужит для вас уроком». Мошенники вновь крупно разводят на деньги пенсионеров
Фото: penza-post.ru
В Перми престарелая женщина решила помочь бизнесменам расплатиться за товар и заняла им 200 тысяч рублей под залог в 1,5 миллиона рублей. В итоге она осталась без денег и без залога.

10 июля примерно в 11 утра жительница Индустриального района Перми 81-летняя Татьяна Васильевна (имя женщины по ее по просьбе изменено) отправилась в магазин за молочными продуктами. По ее словам, в этот магазин неподалеку от дома она ходит уже много лет, поэтому родные и близкие отпускали ее одну.

Когда она вышла из магазина, на улице ее поджидали трое молодых людей. Нерусские, на вид не старше 30 лет. Один представился директором компании, другой — его помощником, третий — менеджером.

Молодые люди рассказали женщине о своем бизнесе, о том, что они торгуют подушками, одеялами. «Но сегодня что-то торговля не идет, а у них еще встреча с владельцем», а товар (три комплекта подушек и одеял) надо где-то оставить, чтобы не носить с собой. Пермячка согласилась помочь.

Уже дома молодые бизнесмены предложили, что они вместе с товаром оставят еще и деньги — 1,5 млн рублей в качестве залога. Две большие пачки по 5 тыс. и одна по тысяче. А вместо этого попросили взаймы 200 тыс. рублей. Эти деньги якобы предназначались для окончательного расчета с владельцем. К тому же, убеждали мошенники, если 200 тыс. рублей не вернут, у Татьяны Васильевны всегда есть возможность вернуть себе долг из той суммы, которую они оставят. Женщина согласилась помочь незнакомцам и поехала с ними в банк.

Снимать наличные «бизнесмены» предложили не в родном отделеним «Сбербанка», где пенсионерку все знают, а в Мотовилихинском районе. Несмотря на то, что в первых трех отделениях в выдаче денег ей отказали, в четвертом деньги выдали — все до копейки — 232 тыс. рублей.

Внучка пострадавшей пенсионерки:

— Моя мама вернулась домой около 12:30 и заметила, что бабушки нет дома. Начала выспрашивать дедушку. Он все рассказал. Она схватилась за голову и побежала в ближайшее отделение «Сбербанка» на ул. Космонавта Леонова, 60. Просила главного специалиста как можно быстрее заблокировать счет, поднять службу безопасности «Сбербанка» по тревоге. Даже фотографию бабушки, которая намеревается снять большую сумму, предложила разослать по всем отделениям, но в банке не стали заморачиваться. В отделении заявили, что безопасность включена. И потом еще нам говорили, что система безопасности сработала. Но деньги при работающей системе безопасности все равно были сняты. Об этом нам сказали уже в полиции.

Как пояснили в «Сбербанке», 10 июля, действительно, в одном из офисов банка в Перми пожилая женщина обналичила свой сберегательный сертификат. В этот же день в тот же филиал банка обратились ее родственница с просьбой заблокировать сертификат М., чтобы предотвратить факт передачи денег третьим лицам. Эта информация поступила в службу безопасности банка уже после того как клиентка обналичила свой сберегательный сертификат, поэтому в данном случае у сотрудников банка не было ни оснований, ни реальной возможности наложить ограничения на совершение операций.

Из ответа Сбербанка:

— Говорить об уязвимостях в системе безопасности банка некорректно. Клиентка подверглась воздействию с применением технологии «социального инжиниринга» и добровольно распорядилась собственным имуществом

В «Сбербанке» также напомнили, что каждый совершеннолетний дееспособный клиент вправе совершать любые операции по своим банковским счетам. Проведение расходной банковской операции клиент обязательно подтверждает собственноручной подписью либо введением пин-кода своей банковской карты. При этом сотрудник банка проводит идентификацию клиента по предоставленному им паспорту, а также визуально оценивает адекватность клиента.

Если клиент при совершении банковской операции находился один, без сопровождения третьих лиц, и по своему волеизъявлению снимал денежные средства со своих счетов, при этом на них не было наложено никаких законных ограничений, то в соответствии с внутренними регламентами банк обязан выполнить требование клиента.

Применение ограничений/блокировки по банковским счетам физических и юридических лиц происходит лишь в следующих случаях. Когда есть судебное решение или арест счета; сообщение из правоохранительных органов о готовящемся либо совершаемом преступном посягательстве при наличии заявления в МВД; письменное заявление самого клиента либо его родственников (при наличии нотариально-заверенной доверенности о запрете проведения банковских операций по имеющимся в банке счетам).

Обратную дорогу до дома пожилая женщина до сих пор не помнит. В машине ей стало плохо, ее высадили, она не поняла, где. Какими-то автобусами добиралась до центрального рынка. «Всю дорогу до банка, в банке и после они постоянно ей что-то говорили, не умолкали ни на минуту. Через полтора часа, когда она осталась одна, осознала, что случилось», — рассказывает внучка.

В пакете, который злоумышленники оставили пенсионерам с деньгами, купюры оказались ненастоящими — «билеты банка приколов». Но пожилые люди сразу это не поняли, так как на деньгах была банковская упаковка.

После проишествия Татьяна Васильевна написала заявление в полицию. Возбуждено уголовное дело. Преступников до сих пор не нашли.

«Теперь неизвестно, сможем ли мы когда-нибудь вернуть эти деньги. Поэтому пусть наш горький опыт послужит для вас уроком. Не отпускайте своих близких, пожилых родителей, никуда одних. Если у ваших родителей, бабушек-дедушек банковские карты, счета, перепишите их на себя, чтобы старики не могли самостоятельно снять деньги и распорядиться ими», — говорит внучка Татьяны Васильевны.