Posted 26 июля 2018,, 06:02

Published 26 июля 2018,, 06:02

Modified 2 марта 2023,, 14:14

Updated 2 марта 2023,, 14:14

Наши там. Испания: «Вы не сможете устроиться уборщиком. Это престижная профессия»

26 июля 2018, 06:02
Татьяна Зырянова
Дарья Щекотова и Дмитрий Горшков работали тележурналистами в Перми, Даша родом из Чусового, Дима - пермяк. Из столицы Прикамья они перебрались в Ханты-Мансийск, где также трудились на местном телевидении. А оттуда улетели в Испанию. Надеются, что навсегда. Они не столько климатические (хотя и не без этого), сколько политические беженцы. Уехали за свободой - и нашли ее.
Сюжет
Наши там

У Дарьи и Дмитрия историческое образование и большой опыт работы на телевидении. В Испании у них семейный бизнес — они проводят экскурсии для русскоговорящих туристов, снимают и монтируют видеофильмы. Но это сейчас. Поначалу, три года назад, они просто уехали — их никто не ждал, никаких договоренностей насчет работы не было. Они не представляли, чем займутся. Они уезжали и туда, и отсюда.

Прощай, Россия! Здравствуй, Испания!

— Почему вы уехали?

Дмитрий Горшков: Много факторов. Во-первых, мой опыт, знания и умения не оплачивали достойно. Во-вторых, конечно, политические факторы. Ты сидишь в комнате, полной людей, придерживаешься одного мнения, а остальные противоположного. Ты против Путина и ограничения свободы слова, а остальных все устраивает.
Дарья Щекотова: Мы часто путешествовали, как минимум два раза в год — и видели, как можно жить, как живет Европа. Чистые ровные дороги, нет грязи на улицах, нет бродячих собак. В магазине не боишься купить просроченный продукт. К тебе относятся как к человеку, и неважно, сколько у тебя денег, богатый ты или бедный, ты имеешь доступ ко всем благам этого общества, везде — доступная среда, каждый спуск в метро оборудован лифтом. К хорошему быстро привыкаешь. И возвращаться в Россию после очередного отпуска становилось все сложнее.

В журналистике, нашей профессии, в России совершенно нечего стало делать. Мы работали на прогубернаторском канале, это пропаганда, не журналистика — и чем дальше, тем туже закручивались гайки. Многие коллеги уехали в Москву, а мы решили сразу в Европу. Нам всегда хотелось жить в Испании. И не жалеем, что уехали.

— Очень сложно было устроиться?

Дмитрий Горшков: Поначалу было сложно. Я вообще не понимал, кто мы, что мы. Стало проще, когда мы уже поняли, чем будем зарабатывать на жизнь, где будем жить.

Дарья Щекотова: Нас никто не ждал, не было ни знакомых, ни родственников. Самая большая трудность заключалась в том, что мы абсолютно не знали языка. Учили его сами, по электронным учебникам. В Барселоне можно жить, зная только английский, многие так и живут годами. Но в остальной Испании нужно знать испанский.

— Как долго учили язык?
— До сих пор учим. У нас все же мало языковой практики, очень много общаемся по-русски с туристами. На курсы времени нет так как все время занимает работа. Хотя курсы здесь есть бесплатные, и для иностранцев в том числе. Говорят, испанский легкий язык легкий, похож на английский, на русский… Но когда приходит время общаться с носителями языка, возникают сложности. У испанцев очень высокий темп речи, сложно воспринимать на слух.

— Вам вернуться не хочется?

— Нет. Мы уезжали не для того, чтобы возвращаться. Не хочется даже в гости. К счастью, сейчас есть социальные сети, есть скайп для связи с родными и близкими. Родственники приезжают к нам в гости. А мы предпочитаем немногие выходные дни тратить на поездки здесь, в Испании, в Европе, открывая для себя какие-то неизведанные уголки.

— Каким вы видите свое будущее?

Дмитрий Горшков: Работаем. Я сейчас вам интервью даю и продолжаю работать, поступают заказы на экскурсии, отвечаю людям. Работать приходится в колоссальном объеме, подолгу, но все равно работать на себя гораздо приятнее.

Дарья Щекотова: Я вижу наше будущее на террасе с видом на Средиземное море с бокалом красного вина в руке. А если серьезно, то в нашем новом деле еще поле непаханое, горизонты, к которым надо стремиться и развиваться, изучать и изучать эту страну, культуру, быт, достопримечательности, чтобы делиться потом информацией с туристами, что нам безумно нравится делать. Мы свое будущее видим здесь, в Испании.

Налоги, интернет, бензин

— Какие в Испании налоги?

— Подоходный налог здесь прогрессивный, от 22 до 50%. Почему здесь самые богатые люди, а это футболисты, скрывают свои доходы. И они переезжают, потому что отдавать 50% своей зарплаты, сложно, какой бы она ни была. Многие предприниматели работают как везде, платят какой-то вмененный налог. НДС — 10%.

— Коммуналка дорогая? Аренда жилья? Продукты питания, проезд в транспорте?

Дмитрий Горшков: Есть в России миф о Западе, что здесь по очереди ходят в туалет и через раз смывают, и все немытые, потому что вода дорогая, да это все полная ерунда. У нас два вида затрат: вода и электричество. Больше 100 евро в месяц я ни разу не платил. Здесь дороже, чем в России, интернет — домашний интернет вместе с ТВ стоит порядка 50 евров месяц.

Дарья Щекотова: В Барселоне и Мадриде и аренда, и покупка недвижимости дороже, чем в других городах Испании. Аренда квартиры с двумя спальнями, не в центре, порядка 70 кв.м, это 1200–1300 евро в месяц. Мы снимаем жилье в центре Барселоны, до кромки воды, до Средиземного моря — 150 метров, до самого исторического центра города — 20–30 минут пешком. Нам это удобно, жить за городом и каждый день ездить в Барселону, не наш вариант.
Что интересно — аренда постоянно дорожает, но здесь закон защищает арендатора. Если ты являешься добросовестным плательщиком, то хозяин квартиры не имеет права повысить тебе арендную плату. Аренда такой картиры, как наша, на рынке уже на 150–200 евро дороже, чем мы ее снимаем.

Проезд в транспорте также недешев, разовая поездка на метро стоит 2 евро 20 центов. У нас нет частного транспорта, и вообще в Барселоне обзаводиться автомобилем не принято, если только мопед, мотоцикл — для них и парковки бесплатные, а автомобили здесь арендуют, содержать их дорого. Литр бензина марки АИ 95 — 1 евро 40 центов. Такси по сравнению с Россией дорогое, по сравнению с Францией, Италией, дешевле.

Когда уже пожил, сориентировался в местных реалиях, то можешь покупать очень качественные продукты питания по гуманным ценам. Мы знаем, что самые вкусные и недорогие овощи и фрукты в ближайшей к нам китайской лавочке, что за мясом и вином лучше ездить в сетевые супермаркеты, а сыры лучше покупать на рынке.

Очень дорогая говядина, это деликатес. Дело в том, что единственное место, где можно пасти скот — это север, побережье Бискайского залива, Атлантический океан, где круглый год высокая влажность и много зелени. Центр и юг выгорают, здесь коровам есть совершенно нечего, поэтому едят свинину и птицу, свинина дешевая.

Одежду, особенно учитывая скидочные сезоны, распродажи, можно очень недорого купить.

Работать без выходных

— У вас небольшой семейный бизнес, как вы его создали?

Дарья Щекотова: Спонтанно. Мы были готовы заниматься тем, что знали любили, умели. У нас своя профессиональная техника. Мы хотели дальше работать в журналистике. Но российским СМИ оказались не нужны, вернее, они готовы были брать наши репортажи бесплатно. Устроились в местное издание, но к бывшему соотечественнику. Это было ошибкой. Нас сразу предупреждали, что не надо связываться с бывшими соотечественниками — обманут. И какое-то время мы были друг другу полезны, а потом случилось то, о чем предупреждали.

У нас высшее историческое образование, нам близка история, нравится изучать, копать. Так мы стали компанией, которая предоставляет услуги частного гида в Барселоне. Конкуренция, конечно, очень высока, но если ты не боишься работать, не боишься развиваться, то всегда найдешь своих клиентов. Существенное время потребовалось на раскрутку. Опыта организации своего дела у нас не было, сам процесс была новым, непростым, но сейчас вернуться работать «на дядю» совсем не хочется.

Дмитрий Горшков: Было сложно работать без выходных. Потом уже принудительно стали сами у себя брать отпуск дня на три-четыре, уезжать куда-то. Заказы поступают каждый день. Наш небольшой бизнес позволяет нам жить и путешествовать.

— Вы нашли то, за чем ехали?

Дмитрий Горшков: Да. Море рядом, климат хороший, по снегу я совсем не скучаю, снег и тут можно найти зимой, хорошие горнолыжные курорты.
Дарья Щекотова: В Барселоне очень благоприятная психологическая атмосфера, это город-праздник, и он тебя заряжает все время. Местные жители — открытые, добрые люди. Когда над тобой все время светит солнце, не будешь грустить и хмуриться. Все здороваются, широко улыбаются, обнимают тебя. Мы нашли то, за чем ехали.

— Когда дают вид на жительство, гражданство?

Гражданство — долго, надо прожить не менее 10 лет. И даже ребенок, родившийся в Испании, автоматически не получает гражданство. Вид на жительство получают сразу же, способов много, у каждого он свой. В Испании получить вид на жительство проще, чем в центральной Европе.

Безопасно и шумно

— Что нравится больше всего?

Дмитрий Горшков: Безопасность: спокойно можно гулять, никто не обидит, не подойдет из-за угла.
Дарья Щекотова: Местные никуда не торопятся, их девиз — это девиз великого Антонио Гауди: «Поспешай медленно».

— К чему не можете привыкнуть?

— Испанцы — очень шумная нация. Если они разговаривают, то кричат, если кто-то моет посуду в кафе, то тарелки будут греметь. Если они едут в общественном транспорте, то будут кричать на весь салон, обсуждать все свои домашние дела. Их сложно упрекнуть в несдержанности, так сложилось исторически. Для нас самый страшный праздник здесь — это День летнего солнцестояния. На протяжении трех-четырех дней запускают петарды и фейерверки, трах-барабах стоит и ночь, и день, и ты не знаешь, из-под какой ноги вылетит очередная петарда, где она взорвется. Местные на этом выросли, никто не боится, ни собачки, ни младенцы, а для нас страшно.

Национальные каталонские инструменты — барабаны и дудки. И если у них праздник района (в каждом районе Барселоны проходит такой), то с барабанами и дудками они будут гулять три дня и три ночи. И возле жилых домов будут петь, дудеть, барабанить. И экспаты стараются уезжать отсюда на время шумных празднеств, так как это шум становится пыткой.

Сложно привыкнуть к местной ленности, бюрократии. Здесь любимое слово mañana («маньяна»), это завтра, но не факт, что это завтра не превратится в послезавтра. Например, вышел из строя интернет, тебе говорят «маньяна», а сделают в лучшем случае через неделю. На всё — «маньяна», с этим надо смириться. Либо ты смиришься и живешь, либо уезжаешь. Испанцев перевоспитать невозможно, и никто этого не делает.

— Доступны ли медицина и образование?

— В Испании три типа школ: государственные, бесплатные, полугосударственные, бывшие католические и частные школы (до 2 тыс. евро в месяц). Высшее образование — платное, дорогое, популярно учиться в британских и американских бизнес-школах, образование на английском языке, диплом дают того же образца, что в Англии и в США.

Что касается медицины, есть общая страховка, которую получают все, и граждане, и нерезиденты, если ты здесь живешь, снимаешь жилье, у тебя есть прописка. В страховку не входят услуги стоматологов. Отдельно можно приобрести добровольную страховку. А если тебе потребуется помощь, окажут на высшем уровне, не бросят.

Удивительное дело

— Насколько совпали ваши ожидания с реальностью?

Дарья Щекотова: Я думала, что приехав сюда, ну уж какую-то работу найду, уборщицей-то точно — возьму метлу и пойду грести эти листья. Как ни странно, самые закрытые для мигрантов сферы деятельности — это благоустройство, разноска почты. Уборщики улиц, почтальоны — это престижные профессии, они приравнены по статусу к госслужащим. Кроме того они раньше выходят на пенсию, имеют разные льготы. И на этих должностях работают испанцы, причем молодежь, и почту разносят они же. Этим фактом я была обескуражена.

Дмитрий Горшков: Мне было проще, я вообще не представлял, что будет, поэтому у меня все совпало, все устраивает.

Три самых главных заблуждения туристов относительно Барселоны по версии Дарьи:
✅здесь можно сходить на корриду. С 2011 года нельзя. Бои запрещены благодаря зоозащитникам. За корридой — в любой регион Испании, кроме Каталонии и Канарских островов
✅здесь нужно попробовать паэлью. Не нужно. Паэлья — блюдо валенсийское. Хотя в Барселоне ее готовят на каждом углу, настоящую, с мясом кролика и утки найти крайне сложно
✅здесь следует посмотреть фламенко. Не следует. Фламенко — танец андалусийский. Лучше, чем в Севилье, здесь его никто не исполнит. Хотя шоу масса. Только во Дворце Далмасес, что на фото, дают по три представления за вечер

фото из личных блогов, exler.ru