Posted 18 сентября 2018,, 12:49

Published 18 сентября 2018,, 12:49

Modified 2 марта 2023,, 15:46

Updated 2 марта 2023,, 15:46

Стыдно, когда видно. Или почему на самом деле осудили Владислава Аскариди

18 сентября 2018, 12:49
Татьяна Зырянова
Колонка и обращение к Михаилу Давыдову, начальнику ГУ МВД РФ по Пермскому краю от журналиста Properm.ru Татьяны Зыряновой.
Сюжет
Протест

Знаете, что не так в этой истории с Владом? То, что речь не про полицейское государство, не про свободу слова. Речь вообще не про политику. Только про профессионализм. Профессионально было бы полицейскому руководству извиниться и провести инструктаж о том, что журналисты, также как и полицейские, выполняют свою работу, на любых мероприятиях.

Вместо этого краевой главк пошел на имиджевые потери. И принятое дешевое решение просто стыдное и нелепое. Теперь больше ста журналистов со всей страны требуют от начальника ГУ МВД по Пермскому краю Михаила Давыдова извинений за задержание главного редактора Properm.ru Владислава Аскариди. А про пермскую полицию теперь точно знают, что «эти могут». Пермь никогда не отличалась ни жестокостью в плане разгона митингов, ни глупостью в плане задержания журналистов. И вот дожили. На огромный коллектив правоохранителей одним решением одного, подозреваем, начальника брошена такая тень.

Все видели, что нет ничего, за что можно впаять тысячу рублей штрафа. Влад повиновался требованиям полиции, предъявил удостоверение, выполнял свою работу, в суде все подтверждено: и свидетелями, и видеосъемкой происходящего. Но — «вы же понимаете…» У нас вообще культура намеков и полунамеков заменила обычное общение. «Ну вы же понимаете…», «Ну ты же понимаешь…», — сколько раз мы слышали за эти дни. Прекрасно понимаем. Понимаем, что полицейские сначала наделали ошибок, а потом постарались прикрыть собственные задницы. Понимаем, что суд превратился в формальность и стал от этого совершенно дурным, настолько дурным, что поддержал непрофессионализм сотрудников органов.

Вот сидите вы в шумной компании. И один из вас начинает нести ахинею, и соседи по столу понимают, что это глупость, возникает неловкая пауза. Но не хочется с ним спорить, ну все же свои, все всё понимают. Вам просто стыдно за этого человека, в воздухе повисает: «Какой же ты дурак!» Ему серьезно не хватает мозгов и знаний, но он уверен, что хватает, и становится не по себе, становится неудобно за него, обидно за его учителей, за большой мир интернета и еще больший мир вокруг.

И мне неудобно за пермских полицейских, как за того глупого гостя за столом. Мне стыдно за них, за то, что у них есть погоны и высшее образование. Сначала задержали не того. Он представлялся, предъявлял корочки, а они хихикали: «Да здесь много таких». Они не вспомнили про федеральный закон «О СМИ», про статью «Воспрепятствование журналистской деятельности». Могли же просто позвонить в редакцию, спросить: «Есть ли у вас такой?» Хорошо, это же простые парни, их согнали, им приказали, считается, им не положено думать.

Но дальше было еще больше глупости и неловкости. Ни за что задержали. В Екатеринбурге, например, не сразу, но отпустили и извинились. А пермские искали «что-нибудь» семь часов. В конце концов придумали нарушение ПДД. А теперь почувствуйте эту неловкую паузу — семь часов Влада держали в отделе. Картинка: куча взрослых и даже седых голов бесконечно пересматривает кусочки видео с задержанием журналиста, чтобы понять стоял он или нет на проезжей части в момент задержания? Майоры! Подполковники! Полковники, серьезно! Какой стыд, а. Какой стыд.

После полуночи 9 сентября Влада отпустили без протокола о задержании. Как будто не было ни самого задержания, ни новостей и звонков в пресс-службу, ни допросов, опросов. Конечно, нужно было сразу пожаловаться на незаконные действия полицейских в прокуратуру, но ведь на руках не было ни одной бумаги. Главный редактор Properm.ru на следующий день обратился к начальнику ГУ МВД Михаилу Давыдову с просьбой прокомментировать ситуацию с его задержанием и оценить действия подчиненных генерал-майора.

Давыдов ответить не успел. Или успел. 17 сентября Влада задержали около работы и увезли в отдел полиции Ленинского района. Неделя понадобилась пермским полицейским, чтобы придумать, как засудить журналиста. Ну и что, что он не представлял никакой опасности, не мешал никому, не выкрикивал лозунгов, не перекрывал дорогу, а просто выполнял свою работу? Воспаленный правоохранительный разум сочинил статью и наказание. С 9 утра до 15:30 Влада снова держали в отделе, снова допрашивали, а буквально через полчаса после вынесения протокола задержания — назначили судебный процесс.

Интересно, судье Сырову самому не обидно, учился много лет, карьеру делал, а приходится принимать такие решения? Если бы на месте Влада был врач, оказывающий помощь пострадавшим? Его бы тоже забрали? Осудили бы? По логике судебного решения полицейские тоже не выполнили указания своего же начальства, не освободили проезжую часть. Они работали. И Влад работал. Требования полицейских были адресованы тем, кто целенаправленно перекрыл дорогу! Влад никаких дорог не перекрывал, движению транспорта не препятствовал, он выполнял свои профессиональные обязанности. Как, почему судья решил иначе? А, точно, «мы же все понимаем».

Из всего, что случилось, я могу сделать только один вывод (кроме понятных вещей про полицейское государство). Вы обиделись, господин Давыдов. Вы, большой полицейский начальник, обиделись, как маленький, потому что вам указали на ваши ошибки. Поверьте, мужу убитой пермячки гораздо обиднее. Пермские полицейские допустили жестокое убийство женщины, которая 11 раз обращалась с заявлениями об угрозах. Пермские полицейские, господин Давыдов, не услышали 11 криков о помощи.

Если в ваши профессиональные обязанности входило бы только задержание журналистов, можно было бы сказать: «Мы все понимаем…», но у вас другие цели и задачи в этом обществе, поэтому вам должно быть не обидно, а стыдно. Очень стыдно.

"