Posted 29 сентября 2018,, 04:00

Published 29 сентября 2018,, 04:00

Modified 2 марта 2023,, 15:45

Updated 2 марта 2023,, 15:45

Иван Грачев, куратор акции «На работу на велосипеде»: «Проблема не в велосипедистах!»

29 сентября 2018, 04:00
Ивану 29 лет, он работает на ОДК-Пермские моторы, математиком, занимается моделированием технологических процессов обработки металлов давлением. И является в Перми куратором всемирной акции, цель которой - пропаганда транспорта альтернативного автомобильному.

— Иван, для вас, если я правильно понимаю, велосипед — это уже не просто увлечение, а образ жизни. Как давно вы ездите на велосипеде? Как часто ездите сейчас?

— Я с детства езжу на велосипеде. Как и все, начинал с четырехколесного. По дорогам начал ездить с 16-ти лет, еще на «Урале». Недалеко за городом у нас была дача, мне приходилось ежедневно ездить туда, следить за огородом, поливать. Поливать мне тоже нравилось, но ехать на велике нравилось больше. Мой папа также передвигается на велосипеде, получается, он личным примером научил меня. Сейчас в основном я езжу до работы и обратно, по разным делам в городе, это очень мобильно, экономит кучу времени и средств.

— Есть ли у вас что-то вроде объединения по интересам, клуба велосипедистов? Сколько вас?
— У нас есть группа ВКонтакте, участники которой передвигаются на самых разных велосипедах, одно- и трехколесных, например, на самокатах, — на любых видах транспорта, кроме автомобильного. Причем почти всегда. На данный момент в группе 345 участников. Наша команда — это в основном велосипедисты. Кроме нас в Перми есть множество других велосипедных групп, и у каждой из них свои цели, свои функции: ЭкоВелоДесант, ПинМикс.

— Что за акции и мероприятия вы проводите? Сколько человек присоединяются к вам?

— Акция «На работу на велосипеде» проводится два раза в год. В 2018 году она проводилась 18 мая и 21 сентября (всемирный «День без автомобиля»). С 16 по 21 сентября акция приурочена к европейской неделе мобильности. На всероссийском уровне акция поддержана Министерством транспорта РФ (есть даже протокол селекторного совещания, проведенного заместителем министра Н.А. Асаулом от 21 сентября 2015 года).

— В Перми совершенно коряво сделали велосипедные дорожки: здесь есть, здесь нет. И некоторые пешеходы начинают требовать, чтобы велосипедисты ездили по проезжей части. Но многие велосипедисты боятся, ведь автомобилисты часто не соблюдают правила ПДД, несутся со скоростью, превышающей позволенную. Как же быть? Какой выход?

— Совершенно согласен, да. Даже велодорожку на улице Ленина нельзя назвать идеальной: то рекламный щит встретишь, то мусорный бак. Что-то я не припомню таких препятствий на автомобильных дорогах. К вопросу кто прав, кто виноват. Тут проблема не в велосипедистах, автомобилистах или пешеходах. Проблема в организации движения. Любой из этих типов движения осуществляется с определенной скоростью. И правильно было бы отделить велосипедную дорожку от пешеходной и автомобильной, например, буферной зоной, газоном. Когда велодорожки станут обособленными и более безопасными для пешеходов, это еще больше увеличит спрос на этот, альтернативный автомобильному, вид транспорта.

Если говорить об их проектировании, велодорожки были заложены голландскими проектировщиками компании КСАР в Мастерплан нашего города еще в 2010 году. Наша команда велосипедистов также предложили свое видение города будущего. В 2017 году мы представляли проект «100 километров зеленых берегов» — велосипедные дорожки были нанесены вдоль самых крупных рек нашего города. Пока реализация этого проекта остается в планах.

— У вас, вашего движения какие цели и задачи?

— Показать, что велосипед и ему подобные транспортные средства могут быть реальной альтернативой автомобильному транспорту с кучей преимуществ (улучшение здоровья, мобильность, снижение аварийности, разгрузка транспортных потоков, экологичность, развитие малого бизнеса), что ездить на велосипеде можно легко и удобно, для этого не обязательно требуется специальная экипировка и физическая подготовка.

— Надо спешиваться или нет велосипедисту на пешеходном переходе?

— Это один из пунктов 24.8 «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходному переходу». Это очень странное правило в ПДД. Если спешиваться на каждом перекрестке через каждые 50 метров, то вся дорога превращается в кошмар. Несмотря на то, что большинство велосипедистов пересекают перекресток, сбросив скорость до пешеходной, они все равно остаются в глазах пешеходов злостными нарушителями.

— Велосипедные дорожки, если они есть, для кого предназначены? Пешеходы упирают на то, что их нет в ПДД.

— Велосипедные, в том числе велопешеходные дорожки (с совместным и раздельным движением) обозначаются знаками, разметкой. Пешеходы могут двигаться по велодорожке, если не имеют возможности перемещаться по тротуару (также как и велосипедисты могут двигаться по тротуарам, если нет возможности передвигаться по дороге).

— Как уживаются велосипедисты, пешеходы и автомобилисты в других странах? Какие лучшие практики и примеры вы могли бы привести?

— Как показывает опыт Финляндии, Швеции, Канады и других северных стран с климатическими условиями, близкими к Центральной России, велотранспорт может активно использоваться не менее восьми месяцев в году.

Для обеспечения возможности использования велосипеда в зимнее время необходимо пересмотреть правила уборки улично-дорожной сети от снега. Один из самых ярких примеров -это шведская программа vision zero по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП, базовым принципом которой является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Они стремятся к нулевым показателям смертности на дорогах не только путем уменьшения последствий аварий (подушки безопасности, шлемы, автокресла), но и снижением вероятности их образования (освещение, планировка дорожного движения, ограничение скорости).

— Какие велосипеды лучше покупать пермякам?

— При выборе велосипеда лучше отталкиваться от ваших целей. Выбор также зависит от многих факторов: комфорт, погодные условия, состояние дорог, ценовая категория, компактность.

— Участились жалобы сбитых пешеходов. Почему автомобилисты не ездят по дорогам?

— Нужно уделять внимание организации движения. Если велодорожка, как у нас в городе, обрывается через 400 метров, то велосипедист с большей вероятностью будет двигаться там, где чувствует себя более безопасно, и где меньше уровень загрязненного воздуха. На дороге не только разные вредные продукты сгорания топлива, но и твёрдые частицы размером в несколько микрон — несгоревшие частицы топлива и частицы сажи, частицы резины и дорожного покрытия, образующиеся в результате истирания.

Концентрация твёрдых частиц в воздухе быстро уменьшается по мере удаления от дороги. Исследование содержания субмикронных частиц, например, показало, что на расстояниях один и два метра от потока автотранспорта (что примерно соответствует расположению велосипедной полосы и велосипедной дорожки) содержание этих частиц различается на величину от 8 до 38%. Поэтому очень важно, чтобы между велодорожкой и автомобильной дорогой был ряд припаркованных авто или лучше всего — зеленных насаждений.

— Есть какие-то курсы по вождению велосипеда? Нужны ли?

— В Перми есть велошколы как для спортсменов, так и для любителей. Конечно, нужны.

— Какие правила в отношении велосипедистов чаще всего не соблюдают пешеходы и автомобилисты? Какие правила чаще всего нарушают сами велосипедисты?

— Так как тротуар в основном отводится для пешеходов, то сложно сказать, что они что-то не соблюдают. Автомобилисты часто не пропускают при повороте направо, и бывает, сильно прижимаются к правой стороне, но тут как им, так и нам нужно быть внимательней. Нужно время, акции как раз и проводятся для того, чтобы водители чаще замечали велосипедистов, ведь во многом это и в их интересах. Чем больше людей пересядут на альтернативный вид транспорта, тем меньше будет количество заторов.

Автомобильные коллапсы не решаются увеличением количества полос, наоборот, это приводит к еще большим заторам. Вы видели ночной Лос-Анджелес и их десятки полос? Многие иностранные города такие как Богота, давно приняли за норму — освобождать улицы от автомобилей хотя бы на выходные дни, хотя бы на несколько часов. И это важно! По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), езда на велосипеде, как одна из форм умеренной физической активности, способна значительно снизить риски сердечно-сосудистых заболеваний.

— Что нужно знать велосипедистам из правил ПДД как «Отче наш»?

— Правил для велосипедистов не так уж и много, и их лучше знать полностью. Однако на специализированных сайтах есть интересные комментарии к ним.

— Что нужно знать начинающим велосипедистам? Опытным велосипедистам?

— И тем, и другим: будьте внимательны всегда, когда садитесь за руль!

"