Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Эволюция Перми. «Речной дозор»: от мифического перевозчика до порта Лёвшино

29 октября 2018, 07:30
эволюция перми

Эволюция Перми. «Речной дозор»: от мифического перевозчика до порта Лёвшино
В городе, значительная часть истории которого связана с рекой, придумали своё море – Камское. И если это название, под которым обычно понимают водохранилище, существует только в обиходе, то самый портовый район Перми заслужил свою репутацию по праву.

Значительная часть истории микрорайона Лёвшино связана с соседними Кислотными дачами, однако легенда о происхождении названия поселка напоминает о другой территории — Голованово. Если в первом случае происхождение топонима связано с мельником Голованом, то во втором упоминается однорукий лодочник. Какой именно руки, согласно этой легенде, не было у перевозчика, догадаться несложно.

Пристань Лёвшино на реке Кама

Если не брать в расчет совсем «дремучие» времена, история Лёвшино в 19–20 веках неплохо изучена несколькими поколениями краеведов. Учитывая, что самые древние документы в Государственном архиве Пермского края датируются 17 веком, к более ранним сведениям априори стоит относиться критически.

Вот, например, что писал в 1970 году по этому поводу в газете «Вечерняя Пермь» Александр Шарц (Шарцев): «Впервые стало известно о левшинском перевозе во второй половине 16 века и при довольно странных обстоятельствах. В 1592 году на площади был публично наказан колокол, в который звонили после убийства царевича Дмитрия. Колокол […] приговорили сослать в Тобольск. Позднее осенью 1592 года на берег Чусовой при впадении ее в Каму у одиночного домика левши-перевозчика выгрузили ссыльный колокол. Дальше до Тобольска его повезли сухопутно, потому что реки покрылись льдом».

План земель графов Шуваловых и князей Голициных в деревне Лёвшиной, отходящих под полотно Уральской горнозаводской железной дороги, 1878 год

Далее в статье приводятся следующие сведения: «В 1702 году у поселения из трех домиков остановился первый в истории уральской промышленности караван с железом, пушками, мортирами и воинским снаряжением, изготовленным на Каменском заводе».

План владений графа Строганова в деревне Лёвшиной Пермского уезда

По сведениям Шарца, ежегодно в течение двухсот лет караваны останавливались у Лёвшино, где сплавщики получали расчет, крепили снасти и запасались провизией. Так постепенно у левшинского перевоза возник крупный по меркам того времени населенный пункт.

Александр Глушков для Properm.ru