Posted 15 ноября 2018,, 10:20

Published 15 ноября 2018,, 10:20

Modified 2 марта 2023,, 14:46

Updated 2 марта 2023,, 14:46

По мотивам «розовых волос»: учителя обсудили школьный дресс-код. Для моего ребенка что-то изменится?

По мотивам «розовых волос»: учителя обсудили школьный дресс-код. Для моего ребенка что-то изменится?

15 ноября 2018, 10:20
Денис Вихров
Фото: Properm.ru
Педагоги единогласно выступают «за» школьную форму и находят поддержку властей и омбудсменов. При этом споры возникают вокруг понятия «внешний вид», который включает в себя прическу, макияж и другие составляющие.

Вчера, 14 ноября, в Доме учителя состоялся «Круглый стол» для преподавателей, экспертов в сфере защиты прав учащихся, представителей министерств и прокуратуры. Главной темой стало обсуждение «дресс-кода» учащихся, после того, как в пермской гимназии №4 ученицу Зинаиду Агишеву отстранили от занятий из-за розовых волос. Всего в мероприятии участвовали 14 педагогов как элитных, так и обычных общеобразовательных учебных учреждений.

Собрание началось с голосования: 19 участников выступили «за» регламентирование в локальных актах положений о школьной форме и внешнем виде учащихся, после чего принялись обсуждать преимущества подобного документа.

Сергей Большаков, директор школы №87: — Организация должна [принимать локальный акт]. Знаете почему «должна»? Потому что этот вопрос очень многофакторный. И внешний вид учащегося, он ведь может быть в очень широком пределе: от вредного для здоровья до вредного для нравственности. Поэтому найти какую-то золотую середину, отсечь крайние проявления любая образовательная организация, организация, которая занимается воспитанием и обучением, просто обязана, это её долг. Не законное требование, а долг как профессионально действующей организации.

Большаков также отметил, что дресс-код или одежда во многом влияет на стиль поведения человека: если ребенок в «джинсах и расхристанной рубашке» то и вести он себя будет свободно. Когда дети в форме — они серьезнее относятся к тому, что делают в школе, к своему образованию, учителям.

В качестве аргументов также приводились официальные постановления от Министерства образования и модельные акты для субъектов РФ. Именно на законодательстве сделала акцент директор гимназии №4 Татьяна Дьякова. По ее словам, она, создавая акт в гимназии, основывалась на приказе Министерства образования и науки Пермского края от 16 сентября 2014, в приложении которого, есть пункт, согласно которому не рекомендуется «ношение аксессуаров с травмирующей символикой и пропагандирующей противоправное поведение» и так далее.

Татьяна Дьякова, директор гимназии №4: — Когда мы разрабатывали свой локальный нормативный акт, мы естественно основывались вот на этих документах, плюс гигиенические требования. И фраза «внешний вид» (в модельном акте — Properm.ru) была допустима. Локальный акт, конечно, должен быть предельно конкретным, иначе зачем его вообще нужно разрабатывать, если он будет повторять норму только существующих модельных актов более высоких уровней. Поэтому, конечно, достаточно конкретно всё было написано: что возможно, что запрещено.

С экспертной оценкой инициативы введения актов первым выступил заведующий кафедрой правовых дисциплин Валерий Довгяло. Он отметил, что проблемы возникают из-за незнания преподавателями законодательства, а дисциплинарная ответственность может быть крайней мерой. Отдельно эксперт отметил, что учителя должны больше разговаривать с детьми и родителями, особенно если это касается макияжа, волос и так далее.

Представитель министерства образования Пермского края сделала акцент на том, что нарушения и наказание должны соответствовать тяжести нарушения, но выразила сомнения, что «какое-то из образовательных учреждений пропишет драконовские меры». Прокуратура дала следующие рекомендации:

Эльвира Салахиева, помощник прокурора города Перми: — Мы стоим не на позиции родителя или школы, мы стоим на позиции соблюдения законодательства, законности, в первую очередь. В части принятия локально-правового акта опять же это право образовательной организации, и здесь хочу, наверно, остановиться на том, что при принятии указанного локально-правового акта нужно быть, наверно, очень аккуратным.

Омбудсмен Павел Миков в своем выступлении отметил, что ситуация выявила гораздо более глубинные вещи, чем просто внешний вид ученика или учителя. Во-первых, по его словам, ситуация показала, что в очередной раз в системе образования никто не учится на ошибках (Миков вспомнил схожий инцидент со школьницей из Питера). Вторая проблема — это реагирование системы на сложившуюся ситуацию: «Система образования проиграла, имидж подорван и капитально. В этой ситуации выиграла конкретная ученица».

Павел Миков, уполномоченный по правам человека: — До ситуации у нее было в инстаграме 5 тыс. подписчиков, через два дня — 7 тыс. подписчиков, на сегодняшний день 12 тыс. подписчиков*. Вы прекрасно понимаете: в современном информационном мире это называется хайпом, и это вы тоже должны понимать как руководители и педагоги […] Помните об этом, что ваше неправильное реагирование на ту или иную ситуацию может сегодня привести к еще большим репутационным потерям не только конкретной школы, но и системы в целом.

Уполномоченная по правам детей Светлана Денисова выступила «за» школьную форму, но в своем монологе уточнила, что предъявляя требования к дресс-коду среду детей, школы не делают этого по отношению к учителям: «Требования должны быть как к одной стороне, так и другой».

Светлана Денисова, уполномоченная по правам детей: — Мы с детьми говорили (Денисова вспоминала случай из своей практики), мы говорили с родителями, мы устраивали показ мод, и знаете, что нам сказали дети? А дети мне сказали: Светлана Анатольевна, а если вы нас хотите одеть в форму, а вы почему с учителями не разговариваете? А у них дресс-код какой? А почему у нас учительница в джинсах приходит? А вторая в кожаных штанах? Так извините меня, если мы предъявляем такие требования к детям, давайте мы тогда будем говорить и о дресс-коде учительском.

Уполномоченная, также напомнила, что дети очень часто становятся заложниками родительского мнения и воспитания. «И вам приходится с этим считаться, — обратилась к педагогам омбудсмен. — Поэтому я предлагаю, во-первых, когда возникают конфликтные ситуации, не на ребенка обращать свои санкции, а работать с родителями».

Формат круглого стола не предусматривал вынесения конкретных требований к законодательству и его изменению, однако присутствующий от департамента образования сотрудник отметил, что будут разработаны методические рекомендации. «Согласовав с РосОбрНадзором, мы направим во все образовательные учреждения, для того чтобы привести этот нормативный акт к нормам законодательства. И исключить те ситуации, которые имеют место», — пояснила чиновница.

*Уже после публикации статьи мы проверили количество подписчиков школьницы: чуть более 2 тыс. человек.

"