Posted 20 ноября 2018,, 02:49

Published 20 ноября 2018,, 02:49

Modified 2 марта 2023,, 14:45

Updated 2 марта 2023,, 14:45

Люди рядом с нами. Как в Перми заведующая создала «детский сад для детей»

20 ноября 2018, 02:49
Татьяна Зырянова
Детский сад не для родителей, потому что им надо на работу, не для воспитателей, потому что они получили образование, и уж точно не для администрации сада и не для департамента образования. Детский сад для детей, для их шумных и спокойных игр, для их развития, воспитания, радостного и творческого познания окружающего мира. Вот такие вот установки у заведующей муниципального садика «Легополис» Татьяны Дубоенко.

«Детский сад — камера хранения, говорили они. Ха! Татьяна Дубоенко, спасибо! Вот прямо за веру в человечество! Я около дома только заметила, что так и шла в бахилах. В — впечатление», — такой пост на своей странице в социальной сети Facebook я оставила после посещения детского сада в микрорайоне Железнодорожный.

На воротах, как и везде теперь, домофон, но ключей у родителей нет. «Как нет? », — спрашиваю. «Так нет, — отвечает заведующая — А зачем? Взрослые их размножат, раздадут, значит, проникнуть в сад станет проще, уровень безопасности снизится. Нам это не нужно. Главное — это жизнь и здоровье детей, а значит, их безопасное пребывание в садике». Двери открывает Тамара Степанова — есть такие чудо-женщины во многих организациях, она и охранник, и секретарь, и встретит, и проводит, и найдет, что нужно, в общем, душа офиса. В данном случае — садика, конечно.

По словам заведующей, родители сначала приняли систему в штыки, некоторые пытались перемахнуть через забор, некоторые отказывались представляться в домофон. Постепенно привыкли. А после серии нападений в образовательных учреждениях страны — вопросов больше не возникало. «Сейчас будет экскурсия», — говорит Татьяна Дубоенко. И приглашает подняться на второй этаж. А я стою фотографирую холл, потому что если в детском саду есть холл — его надо сфотографировать.

На стенах — граффити, на потолках — проекторы, коридоры включены в образовательное пространство. Когда проектор включают — на полу, на белом экране появляется осенняя листва, ею можно шуршать или зеленая трава, она тоже приятно шелестит, или… змеи. «Змеи? », — переспрашиваю. «Детям они почему-то больше всего нравятся», — говорит Татьяна Дубоенко.

«Это что, 3D-принтер?» — смотрю на черный шкафчик в некотором, мягко говоря, изумлении. «Да, он отечественный, — почему-то как будто оправдывается Татьяна Дубоенко, — вот модели, которые дети делают. Есть из заготовок, но интереснее те, которые они сами рисуют».

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите на кнопку «читать далее».

Понимаю, что уже не раз спрашивали ее о «целесообразности», «необходимости» и прочем подобном. Занятия с детьми на нем бесплатные, входят в так называемые КОПы (краткосрочные образовательные практики). Занятия проводит только один воспитатель, она прошла нужное обучение, умеет с этой техникой обращаться, и объяснить детям, что нужно, заинтересовать их.

«Наверное, самый любимый кружок», — говорю. «КОП» только у заведующей как-то органично звучит, у меня не очень. Хотя, конечно, КОПы от кружков (к которым мы привыкли) отличаются. Детям предлагают на выбор: лепка из теста, 3D-принтер, шитье кукол «на ладошку», вязание (вариантов очень много). Они выбирают и месяц занимаются по этой программе. В следующий месяц выбирают другое направление, в следующий — третье. Так, за год ребенок может попробовать (и азы освоить точно) много разных творческих и технических практик. Главное направление в этом детском саду — робототехника. Роботов строят все дети, начинают с простых, заканчивают теми, что с моторчиками. Тут подключается программирование (есть компьютерный класс), ребенок сам может определить — робот упрется в стену и потом повернет или будет поворачиваться по хлопку в ладоши.

«Бесплатно? » — ну что я могу еще спросить. «Определенное количество часов, достаточное, чтобы создать восемь роботов — бесплатно. Если родители хотят интенсив — есть дополнительные платные занятия, можно взять часы, можно принимать участие в конкурсах, мы их очень любим, и не только выигрываем, но и организуем», — рассказывает заведующая. Про конкурсы говорим очень долго, они разные, городского уровня, краевого, российского, дистанционные, требующие личного присутствия, командной и индивидуальной работы. Среди самых известных: ИКаРенок, Лего Трэвел, Легомарафон (в последний раз принимало участие 140 учреждений), «Каждый робот имеет шанс» (это про роботов, которые дети собирают из скотча, картона, подручных материалов). «Очень, кстати, крутые роботы получаются», — рассказывает Татьяна Дубоенко про последний конкурс.

«Почему Лего? И нет у вас проблем с использованием названия? » — спрашиваю. «Нет, конечно. Я всегда смеюсь, что Лего должны нам приплачивать за раскрутку бренда, — отвечает Татьяна Дубоенко. — Образовательные программы они нам передали, но, конечно, мы разработали свои, соответствующие нашим требованиям и потребностям детей».

В игровой форме дети работают и с другими конструкторами, отечественными, импортными, неважно, «главное — чтобы была преемственность», по словам Татьяны Дубоенко, «это значит, конструктор должен «вести» к какой-то конечной цели и обязательно «расти» вместе с ребенком».

Дальше разговор был похож на детский стишок.
У вас особое финансирование?
— Нет.
Это средства родителей?
— Нет.
Спонсоров?
— Нет.
Заработали на платных услугах?
— Нет.

Детский сад живет, как все, на «подушевке» и немногочисленных платных услугах, внебюджетный фонд примерно 2 млн рублей. Крыша в одном из трех корпусов требует ремонта, обойдется в 3 млн рублей. За счет краевого проекта по развитию технического творчества детский сад привлек на оборудование и игрушки 500 тыс. рублей в 2017 году и 500 тыс. рублей в 2018 году. Всё.

«Игрушки покупаю сама, дешевые брать не буду, зачем колясочка, которая через два месяца сломается, если эта два года прослужит? Все необходимые канцтовары для детей тоже сама закупаю, картон, цветную бумагу и прочее, — делится секретами успеха Татьяна Дубоенко. — Хватает вполне. Я удивляюсь, как может не хватить, если грамотно и правильно со всем обращаться. Терпеть не могу, когда игрушки, особенно развивающие, «в коробочках» стоят на полочках, не используются». И мы идем в группу смотреть, как используются игрушки.

Отсюда невозможно уйти. В группе понимаешь, что такое образовательно-развивающая игровая среда. Это вам не три мишки и куколка на тумбочке. Вот рядом со скелетом рисунок — на нем процесс производства бумаги. На окне лежит и сохнет бумага, которую дети сделали сами.

Парикмахерская, кухня, библиотека, спортивный уголок, дети охотно проводят экскурсию, рассказывают, что у них здесь, что там, что из чего сделано и что для чего предназначено. Дети от 2 до 7 лет, разделены по корпусам: в одном самые маленькие, в другом — постарше, в третьем — «подготовишки». «Это мое решение опять же было встречено в штыки жителями Боровиков, коттеджного поселка», — рассказывает Татьяна Дубоенко. Детский сад построила «Камская долина», по какому-то московскому типовому проекту, потом администрация Перми выкупила здание, объединила его и еще два корпуса в холдинг, заведующей которым три года назад стала Татьяна Дубоенко. Так вот жители Боровиков настаивали, чтобы их дети ходили только в новый корпус (мол, для нас же построили), а дети микрорайона Железнодорожный в старые корпуса. Заведующая разделила корпуса по возрастам, и на самом деле, решение получилось отличным: разному возрасту разные игры и игрушки, разная мебель, спортинвентарь, разные игровые площадки. «Но роботы есть везде, и у двухлетних тоже», — добавляет заведующая.

В каждой группе есть ребенок с особенными возможностями здоровья. Инклюзивных групп нет, но воспитатели, по словам Татьяны Дубоенко, только за, чтобы дети-инвалиды посещали сад. Единственное, что не смогут принять аутистов или детей с синдромом дауна, так как нет дефектологов и других узких специалистов. Но посещал детсад мальчик, лежащий на скейте. Он не мог ходить и сидеть, лежал и передвигался на скейте. Посещала сад девочка с ДЦП. «Мы не инклюзивный детский сад, но никогда детям-инвалидам не отказывали», — поясняет заведующая.

Про правильное питание, поборы, эффективное взаимодействие с родителями, зарплаты воспитателей и брендирование муниципального учреждения — расскажем в следующей статье — «Пять главных вопросов заведующей детского сада».

"