Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Снег, грязь и пыль. Как уборка и содержание улиц зимой сказывается на здоровье горожан?

7 декабря 2018, 10:24

Снег, грязь и пыль. Как уборка и содержание улиц зимой сказывается на здоровье горожан?
Фото: Properm.ru
Круглогодичная пыль в Перми – тема, о которую сломано много копий в профессиональном сообществе и в соцсетях. Откуда она берется, как влияет на здоровье и как ее победить, мы спросили у экспертов.

Песок, пескосоляная смесь

В 2014 году «Ассоциация зимнего содержания дорог РФ» совместно с гигиенистами проводила исследования по влиянию дорожного смета на здоровье людей. Пробы грязи, оставшейся на дороге после зимы, отбирались в том числе и с нескольких улиц Перми.

«В Перми при посыпке улиц используются два основных материала: галит и песок. Этой смесью посыпают дороги, пешеходные зоны, лестницы и остановки, несмотря на то, что использование пескосоли может быть опасно для здоровья человека. Регулярное применение таких материалов приводит не только к загрязнению ливневой канализации, газонов и почвы. Но, что самое опасное, к повышению в воздухе количества пыли»,  — рассказали журналисту Properm.ru в ассоциации.

При этом в организации поясняют, что использование песка или пескосоляной смеси в борьбе с гололедом оправдывают попыткой сэкономить на расходах при зимнем содержании дорог. Однако, такой противогололедный материал дешев лишь при закупке, но дорог при использовании. В качестве примера ученые приводят Санкт-Петербург, который три зимы назад перешел с солевых реагентов на пескосоляную смесь. Но экономия оказалась сомнительной: закуп пескосоляной смеси обошелся городу в 76 млн рублей, а вывоз и утилизация остатков песка по весне— в 760 млн рублей. И это не считая иных сопутствующих расходов.

Анна Климентова, руководитель аппарата «Ассоциации зимнего содержания дороги РФ»:

 — Порой, при решении в пользу тех или иных материалов, власти не учитывают одной важной вещи: стоимость технологии зимнего содержания нужно рассматривать, учитывая все затраты. В том числе и те, которые возникают летом. Например, чтобы использовать песок, нужны полигоны, дополнительные бульдозеры и техника. Его надо не только завезти, приготовить и рассыпать, но и собрать, вывезти, утилизировать. В разы возрастают расходы на весеннюю уборку.

По словам старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории экологической геологии ПГНИУ Евгении Ворончихиной, проблема с загрязнением ливневой канализации, водоемов и газонов после использования песка и пескосоляной смеси заключается еще и в том, что необходимая частота противогололедных обработок в Прикамье на порядок выше западноевропейских требований.

Использование фрикционных материалов, таких как песок или щебень, оправдано лишь на дорогах с низкой плотностью движения. На городских магистралях, где плотность автотранспортных потоков высока, фрикционные материалы не эффективны. Они налипают на колеса, из-за чего быстро удаляются с дороги, поэтому приходится посыпать дороги снова и снова. При этом увеличение расхода пескосоляных смесей, как это делают пермские дорожники, приводит к выводу из строя ливневок и водоотводов, а не к снижению аварийности.

К чему это приведет

Результаты исследований Ассоциации зимнего содержания дорог совместно с Северо-Западным научным центром гигиены и общественного здоровья Санкт-Петербурга показали, что дорожный смет, состоящий на 90% из песка, крайне опасен для здоровья человека. Пробы, в том числе и в Перми, показали высокое содержание меди, никеля, цинка, мышьяка, хрома и кобальта. В песчаной смеси обнаружены мышьяк, свинец, кадмий, содержание которых значительно превысило предельно допустимые нормы.

Сергей Бузмаков, заведующий кафедрой биогеоенологии и охраны природы ПГНИУ:

 — Главная проблема использования пескосоляной смеси заключается в том, что после оттепели и таяния снега мы всю эту грязь и пыль с дорог не успеваем убирать. В результате, крупные песчинки, которые используются в составе антигололедных средств, постепенно превращаются в микрочастицы (пыль). В процессе измельчения возникает абсорбция: микрочастицы песка собирают на себя токсичные элементы (покрываются масляной и бензиновой пленкой, впитывают тяжелые металлы и бензапирен), которые появляются на дороге в процессе эксплуатации транспортных средств. Потом микрочастицы переносит ветер, они вдыхаются и причиняют вред здоровью человека.

Состав микропримесей — это тяжелые металлы первого и второго классов опасности, устойчивые в природной среде и обладающие длительным периодом токсической активности. Основной источник их поступления — промышленность и автомобильный транспорт. Рассеивание этой пыли ведет к загрязнению снега в придорожной полосе, на тротуарах и придомовых территориях. В результате тяжелые металлы на частицах песка и пыли попадают в поверхностные воды, стекающие в малые водотоки, в том числе в Каму и Воткинское водохранилище.

Кроме того, рассеиваемые микрочастицы оседают в почве, донных отложениях водоемов. Вместе с атмосферной пылью, растительной продукцией, которую выращивают на загрязненной почве, и с рыбой, выловленной в загрязненных водоемах они попадают в организм человека.

В отличие от песка, использование растворимых, соляных противогололедных материалов, или попросту, реагентов, к такому загрязнению воздуха не приводит. Они полностью растворяются и вывозятся со снегом. Если, конечно, соблюдать нормы распределения и технологию уборки.

Дмитрий Андреев, заведующий лабораторией экологии и охраны природы ПГНИУ:

 — Мы проводили небольшое исследование и оценивали токсичность материалов (в основном, галита и пескосоли — Properm.ru), которые сейчас используются в Перми. Результаты показали, если его не убирать с дорог, со временем увеличивается его концентрация и, как следствие, возникает ряд экологических проблем. Я считаю, что использовать их стоит только в исключительных случаях, лучше сконцентрировать усилия на качественной уборке снега.

В ПГНИУ объясняют, что использование смесей с высоким содержанием хлорида натрия (например, технической соли или галита — Properm.ru) приводят к засолению и подщелачиванию талых снеговых и почвенных вод, усиливая накопление никеля, меди, цинка и других тяжелых металлов в почвах и городской пыли до экологически опасного уровня.

Немаловажно следить и какие примеси содержит сам противогололедный реагент. Сейчас на рынке есть такие противогололедные материалы, где число примесей на уровне микропоказателей, а переход на растворимые материалы позволяет значительно снизить объем внесения пыли в окружающую среду.

Всемирная организация здравоохранения уже отнесла мелкодисперсные частицы, попадающие в атмосферный воздух, к приоритетным загрязняющим веществам. Есть и международные исследования, доказывающие, что каждая восьмая смерть на планете происходит из-за воздействия твердых частиц, вдыхаемых человеком. Они приводят к увеличению заболеваемости органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, онкологии.

Что с этим делать?

Ученые рекомендуют снижать содержание пылевых частиц в атмосферном воздухе. Это и перевод котельных с угля на иные энергетические ресурсы, сокращение выбросов промышленности, улучшение качества автомобильного топлива.

Зимой необходимо сокращать объем использования фрикционных материалов (песок, щебень) и ограничивать время использования шипованной резины, которая сильно истирает асфальт. В некоторых странах она, к примеру в Японии, вообще запрещена. Во многих странах (среди них Швеция, Норвегия, Канада) ограничен период использования шипованной резины. А также введены штрафы за езду «на шипах» в весенне-осенний период.

Но на Урале проблему с загрязнением окружающей среды за счет сокращения периода использования шипованной резины не решить — здесь зима длится пять месяцев. Поэтому в «Правилах благоустройства Перми» прописаны следующие тезисы. В них сказано, что посыпка дорог должна вестись «экологически безопасным противогололедным материалом по мере появления обледенелых поверхностей». В периоды между снегопадами скользкое покрытие тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должно своевременно очищаться от снежно-ледовых образований. Допускается наличие ровного уплотненного слоя снега толщиной, не превышающего установленных требований. При этом при очистке от снега категорически запрещается сбрасывать снежноледовые образования на проезжую часть дорог.

Есть в правилах и запреты на использование определенных материалов. Так, например, запрещено использование технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного материала на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, дворах, пешеходных дорожках и мостиках, лестницах и прочих пешеходных зонах. С другой стороны, разрешено применение песка, который, как мы уже писали выше, совсем не такой безопасный, как казалось.

Выхлопные газы

Кроме фрикционных материалов, зимой еще один значимый источник загрязнения окружающей среды — выхлопные газы от автотранспорта. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды представила «Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2017 год», где Пермь отнесена к списку городов, в которых были зафиксированы случаи высокого загрязнения атмосферного воздуха.

Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2017 год

По данным УГИБДД ГУВД, в Перми зарегистрировано более 190 тыс. автотранспортных средств, из которых 30 тыс. грузовых машин и около 5,5 тыс. автобусов. Количество легковых автомобилей достигло отметки в 130 тыс. При этом из 5,5 тыс. автобусов лишь больше сотни ездит на газу.

«В настоящее время обсуждается возможность установить повышенные требования к экологическому классу (не менее Евро-5) подвижного состава при заключении новых контрактов с перевозчиками», — заявляют в пермской мэрии.

С целью снижения количества легковых машин в городе разработана новая транспортная модель, которая позволит сделать общественный транспорт более привлекательным. Правда, что это за концепция, и каковы сроки реализации, не упоминается.

Для снижения уровня загрязнения воздуха выхлопными газами, необходимо не только снижать количество автомобилей, но и увеличивать пропускную способность улиц. Зимой это напрямую связано с чистотой проезжей части. Согласно исследованиями шведского транспортного института, наличие снега и гололеда может снизить среднюю скорость движения до 20 км/ч, что в свою очередь значительно увеличивает объемы поступления выхлопных газов в атмосферу.

Чтобы снизить статистику по заболеваемости, смертности, врачи рекомендуют снижать антропогенное воздействие на окружающую среду: воздух, почву, воду — за счет хотя бы регулируемых причин. Например, снижать объем фрикционных материалов, соблюдать нормы расхода реагентов, повышать качество уборки дорог в зимнее время и проводить оперативную мойку улиц при наступлении весны, правильно проектировать газоны и использовать почвоулавливающие сетки, чистить водоемы, проводить рекультивацию почв и снижать численность автомобильного комплекса за счет развития сети городского общественного транспорта.