Posted 20 февраля 2019,, 06:50

Published 20 февраля 2019,, 06:50

Modified 2 марта 2023,, 14:42

Updated 2 марта 2023,, 14:42

«Они присваивают деньги жителей». Чем опасны банкротства управляющих компаний?

20 февраля 2019, 06:50
Татьяна Зырянова
В Пермском крае на начало 2019 года общая сумма долга управляющих компаний за поставленные коммунальные услуги составляет 5 млрд 295 млн рублей. Долг ТСЖ и ЖСК — 1 млрд 126 млн рублей. Большую часть долгов уже не взыскать, - уверены поставщики жилищно-коммунальных услуг.

Ситуация в стране

Бизнес по управлению многоквартирными домами (МКД) строится на управлении денежными потоками. Годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4,2 трлн рублей, это 6–7% ВВП России, что сопоставимо с ВВП отдельных небольших европейских государств. Управляющие компании занимаются обслуживанием и ремонтом домов, и должны (за счет полученных от населения денег) расплачиваться с поставщиками услуг. Каждый год через российские УК проходит порядка 2,5 трлн рублей. 500 млрд из них — выручка управляющих организаций за оказываемые ими услуги, а 2 трлн приходится на транзитные платежи поставщикам ресурсов. Еще 1,5 трлн рублей — платежи через расчетные центры. По данным министерства строительства и ЖКХ РФ, по состоянию на конец 2017 года совокупный объем задолженности в сфере ЖКХ в стране составил 1,34 трлн рублей.

По данным минстроя и ЖКХ РФ, сам рынок ЖКХ стабилен: «люди могут экономить на чем угодно, но не на оплате услуг ЖКХ. Деньги с этого рынка не уходят даже в кризис», — заявлял РБК замминистра Андрей Чибис. 98% собственников стабильно оплачивают услуги; в кризис этот показатель падает на 3–4%. И над этой значительной отраслью экономики установлен «контроль» различными предпринимательскими группами с разной степенью криминализации.

Ситуация в Пермском крае и в Перми

В Пермском крае 28 тыс. многоквартирных домов. В реестре товариществ собственников жилья в Пермском крае всего 1460 ТСЖ. 360 управляющих компаний обслуживают 70% многоквартирного жилого фонда. Чуть больше половины от всего многоквартирного жилого фонда находится в Перми.

По словам представителя ресурсоснабжающей организации, пожелавшего остаться неизвестным, начиная с 2010 года, управляющие компании «бесстрашно копили долги перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), зная, что потом обанкротятся — и никто ничего не сможет сделать». Деньги, которые управляющие организации получали от населения, не доходили до РСО. Безумие приостановилось, когда правоохранительные органы стали возбуждать уголовные дела, суды стали выносить в отношении руководителей управляющих компаний приговоры с реальными сроками заключения. Темпы роста задолженности снизились и в связи с переходом населения на прямые платежи.

Но многие УК уклоняются от перехода населения на прямые платежи. Как это происходит? Схема проста: управляющие компании заявляют, что жители против перехода на прямые платежи, якобы проведены собрания, где собственники проголосовали против перехода. Протоколы собраний управляющие компании или не предоставляют или предоставляют поддельные документы. Еще вариант: управляющие компании уклоняются от подписания актов сверок с РСО, чем не дают права реурсоснабжающей организации расторгнуть договор с УК и перейти на прямые платежи с жителями. РСО не могут стать инициаторами перехода на прямые платежи, не могут принудить жителей к этому.

Банкротство как бегство

Больше половины задолженности управляющих организаций перед РСО приходится на компании, которые находятся в процедуре наблюдения (банкротства). По словам экспертов отрасли, это так называемая «мертвая дебиторка». Вообще, по словам арбитражных управляющих, такой инструмент как банкротство используется для помощи неплатежеспособным компаниям и их кредиторам. А недобросовестные организации используют банкротство в своих целях: сокрытии вывода средств, махинаций, преступлений. Появилось такое понятие как «криминальные банкротства в сфере ЖКХ», это банкротства, нацеленные на то, чтобы избежать выплаты долгов и ответственности.

Доказать фиктивное (искусственное) банкротство сложно — признаются арбитражные управляющие. Признаки фиктивного банкротства:

  • покупка материалов и товарных ценностей по завышенным ценам;
  • фальсификация доходов и расходов;
  • подделка документов и финансовой отчетности;
  • внезапные увольнения и попытки скрыться руководства компании;
  • активное «клонирование» (видоизмененные названия, приставки «+», «плюс», аббревиатуры вместо полных названий);
  • истец, аффилированный с компанией-банкротом (связанный с ней юридически или фактически).

В сфере ЖКХ в Пермском крае практически нет дел по фиктивному банкротству. Пожалуй, единственный яркий пример — это дело ООО «ИРЦ-Прикамье». Временный управляющий Алексей Евдокимов проанализировал сделки компании и обнаружил признаки преднамеренного банкротства. По его данным, ущерб от деятельности ООО «ИРЦ-Прикамье» составил примерно 12 млрд рублей за 2012–2014 годы. По информации временного управляющего, пострадавшими стали жители, государство и муниципальные образования.

В марте 2018 года суд принял решение о несостоятельности (банкротстве) ООО «ИРЦ-Прикамье», в отношении компании было введено конкурсное производство. В 2017 году в Перми была зарегистрирована компания ООО «Расчетный центр Прикамья», которая близка к бывшим совладельцам ООО «ИРЦ-Прикамье». Эти расчетные центры занимаются обслуживанием управляющих компаний коммунального холдинга Александра Морозова, который подозревается в мошенничестве, скрывается на Кипре.

УК — банкроты и предбанкроты в Перми

В муниципальном предприятии «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (МУП ГКТХ, поставщик тепла и горячей воды) тщательно следят за каждым процессом банкротства управляющих организаций, встают в очередь кредиторов. Общая сумма исковых заявлений к управляющим компаниям у МУП ГКТХ — 325,4 млн рублей, из этой суммы 111 млн рублей — долг компаний, еще не признанных банкротами (10 компаний). Остальная сумма (214 млн рублей) — долги компаний-банкротов. По словам руководителя МУП ГКТХ Станислава Баскакова, большую часть средств взыскать невозможно — что взять с компаний, которые не имеют активов кроме «стул-стол». Усмотреть признаки фиктивного банкротства, заявить о мнимых сделках может арбитражный управляющий, но чаще всего арбитражные управляющие этого не делают. У юристов МУП ГКТХ есть подозрения в отношении некоторых компаний, но доказать фиктивное банкротство они не могут. Меж тем с помощью банкротства компании продолжают уходить от задолженности.

Компании-должники перед МУП ГКТХ, в отношении которых поданы иски о банкротстве:

Управляющая компания

Сумма долга перед МУП ГКТХ
(млн рублей)

Истец (кто подал иск о банкротстве)
УК КОД, ООО 100,8 ИП Николай Глуховченко
ООО УК «Моторостроитель», в марте 2018 года переименована в ООО УК «Тихий Компрос» 29 ООО «Пермская сетевая компания»
ЛИДЕР, ООО ЛИДЕРСТВО 5,5 ООО «Пермская сетевая компания»
ООО УК «ЛИДЕР» 3,1 Пандора Консалтинг ЛС (Челябинск)
ООО УК «Пермская модель комфорта» 17,3 ООО «Пермгазэнергосервис»
УК «Актив» 11,7 ОАО РЖД
ООО «КД-гарант» 10,4 ИП Александр Петухов
ООО «Сторм» 6 ООО «СТОРМ»
ТСЖ «Гашкова, 30/3» 5 МУП ГКТХ
ООО «Пермгазэнергосервис» 4,3 ООО «Пермгазэнергосервис»
ООО УК «Новые Ляды» 3,3 ООО «Пермская сетевая компания»
ЖСК № 69 2,4 ЖСК № 69
ООО ПАС 2,2 ООО «Экосистема Лайт»
ООО УК «ТехКомфорт» 2,1 Дмитрий Салуквадзе
ООО УК «Центр» 2 ООО «Строй-Стандарт»
ООО УК «Рифей-Комфорт» 1,7 Елена Акименко
ООО УК «Вектор +» 0,8 ООО «Управляющая Компания «ВЕКТОР+»
ООО управляющая компания «УРАЛ» 0,1 ООО «Пермская сетевая компания»
ООО «АльтерБел» 0,2 ООО «Вектор»
ЖСК №48 0,2 Пандора Консалтинг ЛС
ООО управляющая компания «СанТОС» 0,2 ООО «Дом-Комфорт»
ООО «УК ГОРОД» 0,1 ООО «Головановская энергетическая компания» (ООО «ГЭК»)
ООО «Виват-трейд» 0,1 ООО «РосСтройСервис»
ООО УК «Технология Урала» 0,1 ООО «Управляющая компания «Технология Урала»
АО «Камская долина» 29 тыс. ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края»
ТСН «Родные просторы» 1,3 МУП ГКТХ
ООО УК «Галеон» 1,2 ИП Виталий Шеин
ООО УК «Сторм» 19,5 МУП ГКТХ
ТСЖ «Дом начальствующего состава» 1 ПАО «Т Плюс»
ООО УК «Эталон» 0,4 ООО «Пермская сетевая компания»
ООО УК «Нартекс» 6,2 ООО «Пермская сетевая компания»
ООО УК «ЖилКомплекс» 2,5 ПАО «Пермская энергосбытовая компания»
ООО УК «ЖилДом» 23,7 ООО «Красновский»
ООО УК «Фаворит» 7,6 ООО «Пермская сетевая компания»
ТСЖ «Гашкова, 28» 8,7 МУП ГКТХ

УК КОД, ООО. Истцом, заявившим о банкротстве УК КОД стал индивидуальный предприниматель Николай Глуховченко, он занимается вывозом твердых бытовых отходов. В числе кредиторов управляющей компании — ресуроснабжающие организации, такие как «Новогор-Прикамье», МУП ГКТХ, «Пермэнергосбыт». Совладельцы компании: ООО «Регионэнергосервис» и Антон Елупов. Через «Регионэнергосервис» компания связана с группой юрлиц, подконтрольных Александру Морозову.

Остатки холдинга Луканина-Морозова продолжают контролировать часть рынка ЖКХ в Перми:
Коммунальные войны. Как остатки империи Луканина-Морозова теснят других игроков рынка

УК КОД, ООО, зарегистрирована в ноябре 2010 года. С 2013 по 2017 годы выручка компании составляла от 200 до 300 млн рублей в год. Чистая прибыль с 2014 года по 2016 год снизилась с 12,5 млн рублей до 65 тыс. рублей. В 2017 году убыток составил 2,3 млн рублей. У совладельца управляющей компании — ООО «Регионэнергосервис» — в «активе» 13 организаций в предбанкротном состоянии и в процедуре конкурсного управления.

В числе бывших учредителей «Регионэнергосервиса» — ООО «УК «РТУ» (Развитие территорий Урала), принадлежащая Морозову, и другие компании, связанные с ним. Еще один бывший учредитель «Регионэнергосервиса» — ООО «ЦЭУ» (Центр эффективного управления, который был создан командой Луканина и Морозова).

ООО УК «Моторостроитель», в марте 2018 года переименована в ООО УК «Тихий Компрос», владелец компании все то же ООО «Регионэнергосервис». В апреле 2018 года решением Арбитражного суда Пермского края ООО «УК «Тихий Компрос» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Илья Маслохутдинов. Компания еще в 2014 году сработала с прибылью, а в 2016 году выдала убыток в размере 12 млн рублей. Арбитражный управлящий признаки фиктивного банкротства не выявил, для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения управляющему деньги имеются. Общая сумма требований, включенных в реестр, составила 89,7 млн рублей. Илья Маслохутдинов — сын бывшего прокурора Дзержинского района Зуфера Маслохутдинова, который ушел в отставку в связи с выходом на пенсию.

ООО «Лидер». В декабре 2018 года признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсный управляющий — Виталий Нахабин. Компания также из пула «компаний Морозова», в числе бывших учредителей Ксения Бельская, Антон Яценко — бывшие совладельцы и бывшие руководители ряда управляющих компаний.

ООО «Управляющая компания «Пермская модель комфорта» признана банкротом решением Арбитражного суда Пермского края от 3 марта 2016 года, в отношении компании открыто конкурсное производство. В 2017 году конкурсный управляющий Светлана Галактионова обратилась в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным договора оказания услуг, заключённого между должником и ООО «Капитал-Актив» как мнимой сделки на сумму 4,3 млн рублей. Якобы за юридические услуги управляющая компания платила 555 тыс. рублей в месяц. Также арбитражный управляющий потребовала признать недействительной сделку о зачёте встречных однородных требований с рядом компаний на общую сумму 1,2 млн рублей. Суд требования конкурсного управляющего удовлетворил.

ООО УК «Лидер», зарегистрированное на Революции, 32, из пула компаний Морозова, признано банкротом весной 2018 года. Если изучить документы, связанные с банкротством, можно заметить следующую тенденцию: собрания работников не состоялись (никто не пришел), собрания кредиторов не состоялись (отсутствие кворума). В сентябре 2018 года процедура конкурсного производства продлена сроком на шесть месяцев. Отчет конкурсного управляющего Татьяны Каземовой запланирован на март 2019 года.

Заявитель — непонятно откуда взявшаяся фирма. Ее нет в базах СПАРК, kartoteka.ru, то есть в ЕГРН, данные о ней есть только на сайтах арбитражных судов. Итак, истец — Pandora Consulting LC (Пандора Консалтинг ЛС) (ИНН 9909418056, юридический адрес: Nevis, Charlestown, Government, Road, Springates East, PO Box 590 (Остров Невис, город Чарльзтаун, Гавернмент Роад, Спрингатес ист, ИП 590); юридический адрес обособленного подразделения в России: 454038, г. Челябинск, ш. Металлургов, д. 13П, офис 12. Летом 2017 года эта компания стала правопреемником по долгам банкрота «Пермгазэнергосервиса» (ПГЭС) по договору цессии, и сразу подала иски о банкротстве нескольких УК, ТСЖ и ЖСК. В активе (ПГЭС) было 50 котельных и тепловая станция — ВК-1.

ООО «СТОРМ» (не тот, который пишется маленькими буквами!) и вовсе решилось на самобанкроство, конкурсным управляющим назначен Сергей Лядов. Владелец компании - Сергей Златин. В 2015 году ООО «СТОРМ» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. В 2018 году конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя ООО «СТОРМ» к субсидиарной ответственности и с заявлением о взыскании с руководителя ООО «СТОРМ» убытков. В январе 2019 года на «Региональной Торговой площадке» прошли торги по продаже задолженности населения (6,7 млн рублей), за 525 тыс. рублей задолженность населения перед компанией-банкротом купила Светлана Томашевская (генеральный директор и совладелец ООО «Техинжиниринг», Санкт-Петербург).

Иск о банкротстве ООО «Управляющая компания «ЖилДом» (есть еще парочка «жилдомов», с разной высотой букв в названии) подало ООО «Красновский» при задолженности 5,7 млн рублей. Для сравнения: поставщику тепла и горячей воды, МУП ГКТХ, управляющая организация должна больше 23 млн рублей.

Долги банкротов перед ресурсоснабжающими организациями существенны, по словам руководителя МУП ГКТХ Станислава Баскакова. «Мы в свою очередь имеем обязательства перед поставщиками ресурсов, материалов, услуг. Необходимо ремонтировать оборудование, сети. В начале года составляем финансовый план, заключаем договора на поставку материалов, ремонты. Работаем с дебиторами, судебными приставами и так далее. Предугадать что какая либо из управляющих организаций, ТСЖ уйдет в банкротство сложно, а это деньги на которые мы рассчитываем. И это деньги жителей, которые управляющие организации по сути — присваивают себе», — поясняет Станислав Баскаков.

Состояние ЖКХ

По данным отчетов арбитражных управляющих, отрасль ЖКХ находится в плачевном положении, износ основных фондов достигает 75%-85%. В Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Перми до 2022 года указано, что износ сетей водоснабжения в городе Перми составляет порядка 75%, сетей канализации — около 80%.

"