Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

«Осознать глубинные смыслы без сказок невозможно». Сказочница о влиянии волшебства на нашу жизнь

18 февраля 2019, 08:11
интервью

«Осознать глубинные смыслы без сказок невозможно». Сказочница о влиянии волшебства на нашу жизнь
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Что такое сказка, как она влияет на ребенка, помогает взрослому переосмыслить различные вопросы и по-новому взглянуть на собственную жизнь. Об этом рассказывает самый настоящий сказочник - а в реальности специалист отдела этноцентра «Пермского дома народного творчества» Наталья Кожанова.

 — На самом деле наш проект — «Комната сказок»— задумывался как камерная история для родителей с детьми. Первые представления в «Комнате сказок» начались в 2012 году. Постепено проект приобрел свои традиции, оброс своими средствами выразительности. Мы поняли, что проект не столько развлекательный, сколько образовательный.

Мы путешествуем по сказкам народов мира, которые были собраны известными сказочниками: братья Гримм, Шарль Перро. У нас есть большой цикл сказок по произведениям Ганса Христиана Андерсена. Также мы обращаем внимание на сказочников Урала — у нас, например, есть сказки Павла Бажова и пермского писателя Льва Кузьмина. Все сказки мы рассказываем под музыку, которую подбираем индивидуально. Стараемся, чтобы немецкая сказка рассказывалась под немецкую музыку, французская — под французскую. Иногда во время представления можем использовать произведения известных композиторов.

По сути, мы ищем параллели, которые позволили бы человеку, попавшему в нашу комнату, услышать сказку. Не только текст, сказочные формулы «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», но и понять глубинную сущность рассказанного. Например, сказки Шарля Перро — это сказки про любовь, которая помогает уродливому стать прекрасным, глупому — умным, злому — добрым. Сказка в данном случае становится неким проводником, способом раскрыть окружающий мир другими формулами.

— Чтение сказок происходит в форме театрального представления?

 — Скорее, это похоже на беседу. Иногда мы используем в своих сказках определенные атрибуты: плащ, сказочный головной убор — чтобы помочь нашим зрителям перевоплотиться.

— Если ребенок не верит в сказку, сказочных персонажей, стоит ли его переубеждать?

 — Мы теоретически можем прожить без сказок. Это возможно с точки зрения материальной культуры. С духовной, осознать некоторые глубинные смыслы нашей жизни без сказок невозможно. На протяжении всей нашей жизни идет переосмысление тех или иных ценностей. И если о каких-то вещах мы сначала мыслили в одном ключе, потом смотрим на них уже с другой стороны.

— Получается, взрослым тоже нужна сказка?

 — Конечно. А кто сказал, что сказка нужна только детям?! Она никогда не писалась только для детей. Андерсен не считал свои сказки произведениями для детей. Он всегда писал сказки для взрослых, так как сказка — это обобщение опыта, мудрость, феномен языка, культуры, общества. А как отнестись к сказкам, например, Алексея Ремизова? Разве они детские?

Раньше сказки рассказывали в Великий пост, когда нельзя было петь, плясать, веселиться, но надо было как-то проводить досуг. Сто лет назад в большинстве сел не было радио, телевидения, света. Светало в 10 утра, темнело в четыре часа вечера.

Как обычно проходило чтение сказок? Собрались вечер скоротать, кто-то завел сказки и пошло-поехало. Не было такого: вот сейчас возьмем книгу, почитаем. Многие были неграмотными, чтобы сказку прочитать. 

Мало людей сегодня умеют рассказывать сказку. Даже «Колобка» рассказывают по-разному, или «Бременских музыкантов». Осел ушел от хозяина, потому что тот хотел его съесть. Кот ушел от хозяина, потому что тот хотел его выгнать. Собака - потому что ее хозяин бил. Петух - потому что его хотели сварить. Жизнь у всех этих животных не сладкая, поэтому они объединяются в банду музыкантов, ходят, поют по дворам. 

Им за это дают деньги, вернее даже не деньги, а их за это кормят. Путешествуя из города в город, бременские музыканты ночуют в лесу, обнаруживают там огонек, сторожку разбойников. Своим чудесным пением эти четверо пугают разбойников, выгоняют их из сторожки, занимают ее и начинают там жить. Одряхлевший осел, петух, которого не сварили в супе, кот, который не может ловить мышей и глухая-хромая собака, которую выгнал хозяин.

Это сказка всех времен и народов. Морали тут много. Первая — будь добрым хозяином, даже если твой домашний друг вдруг стал старым, будь любезен — корми его, он же тебе помогал. Вторая — они не просто так ходили, а пели песни, дарили радость людям. Третья — когда мы вместе, мы можем построить дом, обустроить хозяйство.

Даже в сказке «Мальчик-с-пальчик» не так много смыслов, как в "Беременских музыкантах". Помните сюжет? Дровосек не знал, как прокормить своих семерых сыновей, и ничего лучше не придумал, как увести их в лес — пусть погибают. Я не увижу, как они умрут от голода. 

И повел их в лес. Только один сынок - мальчик-с-пальчик - который был ростом с мизинец, догадался положить в карман камушки, которые он раскидывал, пока отец вел их в лес и по которым он же вернул братьев домой. Какая мораль? Мал золотник да дорог. 

— Чем сказки разных стран и народов похожи?

 — Еще исследователи середины 19 века говорили о том, что сказки разных народов совпадают по сюжетам. История про Золушку, например, есть у всех народов мира.

Сегодня сказку называют хранительницей архитипов народов мира, человечества. У всех народов практически есть сказка о том, откуда взялось солнце, потому что люди, возделывая землю, зависели от солнца. Есть мифы, посвященные солнцу.

Сказка более привязана к бытовым действиям: «Не ходи в лес, потому что можешь быть съеденным», или «Не делай этого, потому что»… Помните, Иван сжег лягушачью кожу — лишился супруги. Но сказка не может оставить его без суженой, поэтому она ему дает возможность вернуть благоверную, что он благополучно делает. В итоге, получает сказочную мудрость и счастье.

В большинстве сказок счастье, которое заслуживает главный герой, — это семейное счастье.

— Как ваши сказки влияют на людей?

 — Одна мама долгое время водила к нам детей, а потом призналась, что наши сказки перевернули ее жизнь. Всю жизнь она работала с бумагами (была бухгалтером), а после наших спектаклей стала воспитателем в детском саду.

Еще одна бабушка приходила к нам с внуками, а потом пришла с просьбой, чтобы мы ей рассказали сказку на ее 60-летии. Это была самая волшебная сказка. Она доверила нам историю своей жизни, которая впоследствии вылилась в сказку, сказочный сюжет вокруг ее жизни.

Мы работаем с самыми разными семьями. К нам, например, приводят неговорящих детей. Каждую неделю. Постепенно эти дети отогреваются, начинают говорить. У нас была история, когда к нам ходила семья с мальчиком, а у него были проблемы в общении со сверстниками. Под новый год когда они пришли нас поблагодарить за работу, я не узнала ребенка. 

Иногда сказка, действительно, помогает людям найти подход к своему ребенку и понять, что ребенок — это человек. Просто порой из-за того, что он маленький, и мы занимаемся его материальным обеспечением, решаем, в какую школу он пойдет, перестаем воспринимать его человеком, который тоже осмысливает мир. И он, как и мы, совершает ошибки, обжигается.

— Для меня в детстве самым страшным сказочным персонажем была Баба-Яга.

 — Баба-Яга — это особый персонаж, о котором сегодня почему-то не принято говорить. Мы из нее сделали персонажа массовых увеселений, а ведь Баба-Яга соединяла мир живых и мертвых. У нее одна нога костяная, нос в потолок врос. И эти признаки — это обозначения определенного пространства. Жила она на границе, там, куда ходить нельзя. То есть, до места (избушки) дойти можно, а дальше нельзя. 

 — Есть сказки, расчитанные на детей определенного возраста, которые помогали бы им взрослеть?

 — Такой классификации нет. Но жизненный опыт подсказывает, что волшебные сказки с развернутым сюжетом в раннем возрасте еще не воспринимаются. Для детей с рождения до трех лет интересными считаются кумулятивные сказки — с повторением каких-то слов или действия. Например, сказка про репку. Посадил дед репку, пошел тянуть, вытянуть не может. Позвал дед бабку: «Бабка, пойдем репку тянуть!» Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку: «Внучка, иди репку тянуть!»

Заметьте, в сказке постоянно повторяется действие и сопровождающий его диалог. В итоге, появляется мышка, которая пришла, потянула и вытянула репку. Смысл заключается не в том, что мышка гигант, а в том, что семья сможет преодолеть любое препятствие.

Благодаря этой сказке, во-первых, ребенок учится повторять. Вы начинаете говорить — он заканчивает. Во-вторых, мораль в этих сказках лежит на поверхности.

Следующий промежуточный период — с трех до пяти лет — когда у ребенка начинается отрицание. И в этот момент на помощь приходят сказки о животных. Немного глуповатый и наивный волк, которого с легкостью перехитрила лиса. Сказки о братце кролике дядюшки Римуса, где животные являются символическим воплощением разных характеров и форм поведения.

В семь лет у ребенка уже появляется серьезный интерес к волшебной сказке. Там уже «Три брата» братьев Гримм, или русские народные сказки, где появляется злобная сила в образе Кощея Бессмертного, огнедышащего дракона. Баба-Яга, которая встанет на вашу сторону или нет. Все эти присказки «Напои, накорми, а потом уже спрашивай» — тоже определенные формулы.

Школьников пятых-шестых классов уже увлекают бытовые сказки, где главные герои — солдат и черт, бедный и богач. Мы просто не задумываемся, зачем они нам нужны, и как их можно расшифровать. Все они связаны с новым социальным взрослением. 

  — Сказочник — это профессия?

 — В дипломе у нас не написано, что мы — сказочники. Диплом-сертификат сказочника нам не выдадут. Но, несмотря на все это, я не возьму на себя ответственность заявить, что профессии сказочника не существует, поскольку у нас есть яркий пример — Ганс Христиан Андерсен. Он считал себя сказочником, и зарабатывал на сказках. Братья Гримм, к примеру, были учеными-лингвистами. Но для нас всегда останутся сказочниками.

Недооценивать роль сказки в современной культуре нельзя. И все исследования доказывают, что такие герои, как Человек-паук, Бэтмэн не появились бы, не будь сказочных архитипов. Феномен сказки заключается в том, что она сохраняет идеалы, отражающие тот или иной этнос. Мир меняется, а идеал, относящийся к тому или иному народу, остается. Для якута по-прежнему будет важно, чтобы его возлюбленная была луноликой.

И насколько свободным не был бы мир, везде люди по-прежнему вступают в брак. Мы изменились: пользуемся японскими машинами, носим джинсы. Неприкасаемым остается лишь язык. А сказка — это часть языка, причем самая важная.