Posted 22 февраля 2019, 03:01
Published 22 февраля 2019, 03:01
Modified 2 марта 2023, 14:42
Updated 2 марта 2023, 14:42
Больше претендентов не нашлось. У действующего бизнес-омбудсмена Вячеслава Белова срок полномочий заканчивается в феврале (возглавлял ведомство с 2014 года). Белов — бывший руководитель Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, будучи защитником прав предпринимателей заступался за владельцев нестационарных торговых объектов. Маховиков будет совсем другим бизнес-омбудсменом, потому что весь бизнес ему никогда не был интересен, только какой-то конкретный.
Заказчик — МАУ «Бюро городских проектов» в лице Андрея Головина — конкурсов не проводил, приемку работ должным образом не организовал. Документ, по заключению экспертизы, не соответствовал техзаданию, был малопригоден при подготовке Генплана. Договоры на разработку мастер-плана были признаны незаконными Высшим арбитражным судом. Размер ущерба был оценен в 145,5 млн рублей. Но деньги город возвращать не стал. Головин был задержан. Но из-за позиции городских властей все дела закончились истечением сроков давности, Головина отпустили.
В 2018 году замминистра строительства Прикамья Евгений Бондарчук заявил о том, что перед краевыми властями стоит задача создания нового Генерального плана Перми.
Развалилось дело
В 2013 году уголовное дело в отношении Анатолия Маховикова все же было возбуждено, но не из-за мастер-плана, а из-за нерасселения жителей ветхого и аварийного жилья. Дело было возбуждено по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта). Маховиков не исполнял судебные решения, касающиеся предоставления жителям Перми жилых помещений в черте города по договорам социального найма. Глава администрации Перми при формировании бюджета не закладывал необходимые средства для исполнения решения судов. Прокурор города Алексей Лянной отмечал, что не исполнены более 300 решений о предоставлении пермякам жилых помещений. Уголовное дело было передано для расследования в ГСУ краевого главка. Анатолий Маховиков своей вины не признал. В городской администрации говорили, что для решения вопроса с ветхим и аварийным жильем необходимо около 25 млрд рублей, которых у бюджета нет.
В 2014 году дело было прекращено. Ъ-Прикамье со ссылкой на собственные источники писал, что «администрация использовала довольно хитрую схему»: жителям ветхого и аварийного жилья предлагалось переезжать в убогое жилье на окраины города, все отказывались, но формально администрация пыталась выполнить судебные решения. Прокурор края Александр Белых заявил, что после возбуждения уголовного дела в отношении Маховикова у администрации Перми «выросло правосознание», и вместо 10 млн рублей в год на расселение ветхого и аварийного жилья стали выделять сотни миллионов рублей в год.
В 2008 году Пермская городская дума приняла решение о том, что все автобусные маршруты должны распределяться на конкурсной основе. С 2009 года атмосфера в секторе пассажирских перевозок Перми накалялась вплоть до «бунта перевозчиков» — когда общественный транспорт не выходил на маршруты, а горожане не могли уехать на работу. Администрация Перми не могла договориться с перевозчиками об условиях распределения маршрутов. Анатолий Маховиков тогда был заместителем главы администрации, заявлял, что администрация создает резервный парк автобусов. В экстренном порядке проводились конкурсы на распределение маршрутов. На компромиссы по отношению к перевозчикам Маховиков не шел. Директор НП «Автоальянс» Виталий Крыжан заявлял: «Мы по-прежнему настаиваем на обсуждении новых правил распределения маршрутов с участием всех сторон». А администрация готовилась к негативному сценарию и не выходила на контакт с действующими перевозчиками.
В итоге с 2010 года конкурсы не проводились, по значительной части маршрутов торги вообще никогда не проводились — департамент дорог и транспорта по своему усмотрению решал, с кем из перевозчиков заключить контракт. В 2011 году начали обсуждать принятие транспортной концепции, но к 2012 году ее так и не приняли. В 2012 году снова стали перераспределять маршруты среди перевозчиков, процесс снова перерос в конфликт и скандал.
В начале 2013 года Пермская городская дума предложила Анатолию Маховикову отправить в отставку начальника департамента дорог и транспорта Дениса Гвоздева. Маховиков этого не сделал, в итоге случилось знаковое заседание думы, на котором в отставку «отправили» самого сити-менеджера.
Гнев Плотникова и Филиппова
В 2013 году депутат Пермской городской думы Владимир Плотников заявил, что сити-менеджера надо отправить в отставку, в том числе за то, что не послушал депутатов и оставил при должности начальника департамента дорог и транспорта Дениса Гвоздева.
Депутаты приняли документ «рекомендательного характера» — о том, что Маховикову надо оставить занимаемую должность. Основные претензии формальные и неформальные: крайне сложная ситуация в ЖКХ, плохие дороги в городе, негативное отношение к жителям, аффилированность армянской диаспоре, раздача дорожных контрактов, махинации с земельными участками, якобы сознательный провал реконструкции городской набережной.
Депутат Александр Филиппов присоединился к претензиям. «Я против трех вещей: пакетного применения изменений в генплан, проекта по застройке Бахаревки и переноса зоопарка в Черняевский лес», — заявил он в интервью Properm.ru. Кроме того, по его словам, ему как депутату и гражданину непонятно непрозрачное распределение дорожных подрядов и контрактов на такие знаковые объекты как набережная.
Маховиков пошел на публичное покаяние: «Произошел сбой в нашей совместной работе, о чем я очень сожалею. Считаю, что мы вместе готовы организовать работу на благо города». Плотников предложил об отставке забыть.
Одной из претензий к Маховикову стали недоимки за аренду земельных участков. На 1 января 2011 года сумма не собранной арендной платы составляла 322,3 млн рублей. С 2008 года департамент земельных отношений администрации Перми (ДЗО) возглавлял Андрей Ярославцев. С 2001 года Ярославцев являлся заместителем генерального директора, а с 2006 года — генеральным директором ООО «Компания МВМ». Эта компания контролировалась семьей главы администрации Перми Анатолия Маховикова. Сам Маховиков являлся генеральным директором ООО «Компания МВМ» в 2001–2006 годах. В 2010 году отец чиновника Юрий Маховиков продал свою долю в уставном капитале общества Михаилу Матвееву за 80 млн рублей.
Городской бюджет недополучал сотни миллионов рублей, а ДЗО обращался в суд о взыскании арендных платежей после того, как истекал срок исковой давности. В 2011 году ДЗО проиграл больше 60 процессов таким образом (пропущен срок исковой давности, неверно рассчитана сумма арендных платежей, не внесены какие-то изменения в договор аренды). Никаких дисциплинарных взысканий сотрудникам ДЗО не объявляли. По имеющейся информации, предприниматели все же платили аренду, но в «конвертах», поэтому так бездарно были проиграны чиновниками судебные процессы.
В 2009 году департамент земельных отношений продал 100 тыс. кв.м земли за 800 тыс. рублей сельскохозяйственному комплексу «Мотовилихинский». По оценке надзорных органов, участок стоил порядка 77 млн рублей. В 2010 году под строительство нового зоопарка земельные участки там же, на улице Братской, были выкуплены местными властями уже за 84 млн рублей. То есть город выкупил участок в 100 раз дороже, чем продал его.
Участок на улице Ленина, 30 был неправомерно зарезервирован за компанией, аффилированной председателю Законодательного собрания Пермского края Валерию Сухих. Из ответа Маховикова на запрос депутатов по этому участку следовало: участок был зарезервирован по ошибке, а не формировался и не передавался в аренду, потому что документ, в котором участок зарезервирован по ошибке, не предусматривал формирования этого участка и передачи его в аренду или продажи.
Одним из участков преткновения стал участок рядом с гимназией №17 на улице Ленина. Много лет — при Маховикове — школа никак не могла его получить под строительство корпуса и спортивной площадки. Участок оказался в собственности компании-банкрота (застройщика «Щербаковского квартала») ООО «Транк». Один из бывших директоров ООО «Транк» — Анатолий Жуйков был связан с сити-менеджером Перми Анатолием Маховиковым по совместной работе в ОАО «ИК» Ермак» (Маховиков был членом совета директоров до 2004 года). Также Анатолий Маховиков являлся владельцем строительной компании ООО «Заречный», 100% акций которого было выкуплено Анатолием Жуйковым.
В 2013 году Анатолий Маховиков положил начало переделу рынка наружной рекламы в Перми. Он дал поручение демонтировать 2,3 тыс. конструкций, лично проверял ход работ по демонтажу рекламных конструкций на улице Сибирской и лично снимал рекламное панно со здания на улице Пушкина,17. Зимой-весной 2013 года на территории Перми было демонтировано 2,1 тыс. объектов. А потом… потом почти все вернулось. Эксперты высказывали предположения, что вначале чиновники очистили рынок, а потом начали его снова осваивать, только через свои фирмы.
В 2018 году, когда с подачи губернатора Максима Решетникова началась борьба с нестационарными торговыми объектами и несанкционированными рекламными растяжками, выяснилось, что в Перми примерно 1,8 тыс. рекламных конструкций, из которых законных — 1,3 тыс. объектов. «Как стояли нелегальные конструкции пять лет назад, так и стоят сегодня», — заявил «Новому компаньону» директор по развитию ООО «Дизайнмастер» Валерий Рыков.
Агишевы vs Маховиков
Один из бывших активов семьи Маховиковых — ООО «Компания МВМ» (занимается предоставлением посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, сдачей в аренду, покупкой и продажей недвижимого имущества). Фирма была основана в 2000 году с уставным капиталом 7,3 млн рублей. Согласно данным СПАРК, общество контролировало по 100% долей в ООО «МВМ-Траст» и ООО «КамИК», 33,3% акций ЗАО «Камская энергетическая компания». Крупнейший объект недвижимости МВМ — дом быта «Агат».
Из компании МВМ был выведен 51 млн рублей — об этом заявила владелица пакета акций в 28,4% Надежда Агишева. Она же обратилась в правоохранительные органы с просьбой проверить Анатолия Маховикова на причастность к выводу средств. В первый раз она написала заявление в 2011 году, после чего получила 13 отказов в возбуждении уголовного дела. В 2015 году Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции краевого главка МВД РФ занялось проверкой Анатолия Маховикова на предмет вывода активов из «Компании МВМ».
Анатолий Маховиков возглавлял фирму до 2004 года. Его отец Юрий Маховиков до 2010 года был владельцем 50% уставного капитала (продал Михаилу Матвееву). По мнению Надежды Агишевой, Маховиковы действовали вместе с бывшим гендиректором «Компании МВМ» Андреем Ярославцевым, нынешним гендиректором «Компании МВМ» Мариной Емельяновой, обладателем доли в 21,43% Юрием Матвеевым и его сыном Михаилом.
В 2008 году «Компания МВМ» в лице Андрея Ярославцева заключила договор мены векселей с компанией «УК «Ресурс М» (совладелец 50% доли — Юрий Маховиков). «УК «Ресурс М» передала векселя своей дочерней компании, «Пермского завода цветных сплавов» (владелец 100% доли — Юрий Маховиков).
Но денег за векселя «Компания МВМ» не получила, так как «Пермский завод цветных сплавов» был признан банкротом и ликвидирован. В 2012 году Марина Емельянова, уже будучи директором «Компании «МВМ», обратилась в арбитражный суд о взыскании 21 млн рублей за векселя «Пермского завода цветных сплавов», но не представила оригиналы ценных бумаг и получила отказ в иске. В 2015 году полиция в тринадцатый раз отказала в возбуждении дела в отношении Ярославцева и Емельяновой. Доводы о причастности Маховиковых и Матвеевых были названы надуманными, ничем неподтвержденными.
Не прошла бесследно работа Анатолия Маховикова в «Пермском областном фонде ипотечного жилищного кредитования». Правопреемник фонда — «Пермское агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (ПАИЖК). По сути ПАИЖК создано Маховиковым.
В 2013 году министр строительства и архитектуры Пермского края Дмитрий Шаповал инициировал проверку деятельности ПАИЖК. Первые результаты работы ревизионной комиссии настолько впечатлили, что Шаповал просил у губернатора Виктора Басаргина проведения комплексной проверки агентства. Но меньше чем через месяц после этой просьбы Шаповал был отправлен в отставку.
Проверка, которую инициировал Шаповал, выявила, что действия топ-менеджмента ПАИЖК (после Маховикова структуру возглавлял его ставленник — Андрей Шинкаренко) привели к нанесению ущерба ПАИЖК в размере более 47 млн рублей. ПАИЖК тратило бюджетные средства на коттеджный поселок «Златица», в котором жили сотрудники агентства, давало «в долг» разным компаниям, в том числе имеющим отношение к Маховикову.
Из заключения ревизионной комиссии: ПАИЖК одолжило ООО «Грандис» 47,1 млн рублей. Задолженность подтверждается договорами выдачи простых векселей, заключенных в 2009–2010 годах.
В 2010 году ПАИЖК обратилось в суд со взысканием с ООО «Грандис» 57,5 млн рублей. Но до вынесения решения судом у сторон появляется мировое соглашение: ответчик обязуется выплатить истцу уже 49,5 млн рублей (вместо 57,5) периодичными ежемесячными платежами. Фактически по мировому соглашению было оплачено 2,5 млн рублей.
Между ПАИЖК и «Грандис» было заключено еще одно соглашение об изменении способа погашения задолженности:
1. ООО «Грандис» обязуется перечислить ПАИЖК 12 млн рублей.
2. В счет погашения оставшейся суммы долга «Грандис» дает обязательство переуступить ПАИЖК права по договору аренды земельного участка для строительства на улице Клары Цеткин, 35 в Перми. Причем оценщик — партнер ПАИЖК ООО «Капитал-оценка» — оценил право аренды участка в 62,8 млн рублей. Оценочная стоимость права аренды превысила фактический долг ООО «Грандис» перед ПАИЖК на сумму более 15 млн рублей. И стороны приняли решение о переуступке долга: задолженность некой компании «Авто-Миг» перед ПАИЖК отошла к ООО «Грандис». Что за задолженность? Оказывается, это долг «Пермского завода цветных сплавов» перед ПАИЖК. Договорами уступки права требования этот долг перешел к ООО «Авто-Миг», а от нее к «Грандис».
Стал ли земельный участок на Клары Цеткин полезным для ПАИЖК? Нет. Еще до передачи участка ПАИЖК ООО «Грандис» пыталось изменить назначение участка с «для строительства спортивно-развлекательного центра» на «для строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов 5–16 и выше этажей». Суды по смене назначения участка «Грандис» проиграл, участок отдал ПАИЖК в счет долга. Таким образом, о том, что строительство многоэтажного жилья на этом участке невозможно, было известно до того, как участок отдали ПАИЖК. А значит, принято решение, наносящее ущерб ПАИЖК. Срок аренды земельного участка был установлен — до апреля 2013 года, необходимость в этом участке для ОАО ПАИЖК являлась сомнительной, к тому же у ООО «Грандис» была задолженность по арендной плате за этот участок — порядка 4 млн рублей.
Нашли ревизоры множество договоров выдачи простых векселей компаниями: ООО «Гамма», «УК «Ресурс-М», «ИКГ «Резон». Гендиректором ООО «Гамма» являлся Анатолий Жуйков, он же гендиректор «Грандис». Собственники и руководители компаний, являвшихся векселедателями, были связаны между собой. «УК «Ресурс-М» являлось учредителем ООО «Спецавтолизинг». Дочерней компанией «УК «Ресурс-М» являлся «Пермский завод цветных сплавов», который также был должником ПАИЖК.
Аудиторы пришли к выводу о нежелании или неспособности погашать имеющуюся задолженность векселедателей перед ПАИЖК и об умышленном «выводе» средств из ПАИЖК.
Также о финансировании оборотного капитала других компаний свидетельствует отсутствие мероприятий со стороны подразделения безопасности ПАИЖК.
В 2014 году первый заместитель премьер-министра Пермского края и министр территориального развития Анатолий Маховиков вошел в топ богачей-министров. Доход: 9 млн рублей; у супруги 7,5 млн рублей. В 2015 году стал самым состоятельным чиновником администрации губернатора региона (был главой администрации) с доходом 4,6 млн рублей. С мая 2015 года по декабрь 2016 года он возглавлял администрацию губернатора, а с декабря 2016 года по февраль 2017 года был по сути безработным — «советником губернатора». В 2017 году Маховиков назначен представителем губернатора в Законодательном собрании Пермского края, заработал 2,1 млн рублей, доход супруги за 2017 год составил 3,2 млн рублей.
В тексте использованы фото Properm.ru, «Пермский обозреватель» и кадры из сериала «Домашний арест» («Comedy Club Production»)