Posted 3 апреля 2019,, 03:57

Published 3 апреля 2019,, 03:57

Modified 2 марта 2023,, 14:40

Updated 2 марта 2023,, 14:40

Дмитрий Медведев приехал в Пермь, огляделся и подарил губернатору «удочку». Репортаж Properm.ru

3 апреля 2019, 03:57
Денис Вихров
2 апреля председатель правительства Дмитрий Медведев с рабочим визитом посетил Пермь. Спонтанная поездка обошлась без сюрпризов (за исключением небольших) во многом благодаря хитрому плану: похвастаться премьеру тем, что работает и не везти его туда, где все сломано. Репортаж Properm.ru о том, как Медведев провел несколько часов в краевой столице и отправил Нытву опережать развитие.

Пока не пришел Дмитрий Медведев представители малого и среднего бизнеса переговаривались в зале ожидания. Журналистам, впрочем, тоже ничего не оставалось, кроме как смотреть в монитор, где предприниматели ждали премьер-министра, и обсуждать события дня. Все уже знали, что Медведев побывал в городской поликлинике. Только что Медведев слушал концерт Промобота в соседних цехах. А значит сейчас он поднимался обсудить с предпринимателями вопросы информационной и маркетинговой поддержки.

Вообще, экскурсии перед совещаниями — классическая схема рабочих поездок высокопоставленных чиновников. Для руководства региона — это шанс отчитаться о проделанной работе (чем и воспользовался Максим Решетников, презентовав достижения проекта «Новая поликлиника»). Но если Медведева в Перми не было с 2016 года, и новинки системы здравоохранения показывать было актуально, то ко второму пункту программы закономерно появились вопросы.

Площадка технопарка с визита Владимира Путина преобразилась. И все здесь теперь так. И в прогрессе «ЭР-Телекома» никто не сомневался. Но именно на «Морионе» было решено не только собрать предпринимателей, но и вновь показать достижения пермского IT-кластера. Для чего? Никто не сказал. Зато гостю продемонстрировали технологии «умного дома», «умного домофона», самих умных разработчиков. Администрация губернатора, вероятно, хотела минимизировать риски. Поэтому и в «двойке» срочно наводили порядок. И «Морион» зализывали после зимы.

Так или иначе, оставалось надеяться только на малый и средний бизнес, который оказался в нескольких шагах от Дмитрия Медведева. Который должен получить бонусов для себя. Или хотя бы ответы на вопросы.

Премьер, расположившись между министром экономики Максимом Орешкиным и губернатором, сразу обозначил две темы, которые реализуются в рамках нацпроекта по развитию бизнеса: общий объём кредитования должен вырасти до триллиона рублей, а административное давление (или как он переформулировал — консервативные нормативные акты) должны «быть отрезаны».

— Я вас, к сожалению, не знаю, но надеюсь познакомлюсь, а вы дальше рассказывайте, — предложил собравшимся Медведев.

— Мы с вам коротко встречались летом 2012 года в технопарке новосибирского академгородка, — начал представитель компании ООО «Инверсия-Сенсор» Иван Шелемба. — Тогда мы были стартапом, а сегодня превратились в одного из лидера отрасли волоконно-оптических систем. Когда мы переезжали в Пермь на площадку кластера «Фотоника» нам сильно повезло: мы нашли в лице ПМПК крупного стратегического партнера. Но так везет не всем стартапам.

— Везет сильнейшим! — отметил Медведев

— Везет тому, кто везет, — скромно сказал Шелемба. Но почему крупные компании не стали активнее покупать доли в таких активных стартапах. Может в рамках нацпрограммы можно что-то сделать, чтобы посодействовать активности?

Риторический вопрос о работе крупных компаний (через кресло от Орешкина кстати сидел президент АО «ЭР-Телекома» Андрей Кузяев) Медведев свел к двум тезисам — не хотят или не могут. Но тут же нашел решение — правительству нужно простимулировать. Кого? Компании с госучастием.

— Насколько я знаю, в настоящий момент у нас даже готовится постановление по поводу вхождения в капитал со стороны институтов развития и компаний с государственным участием — как мера поддержки подобного рода стартапов. Мы понимаем, что это полезная тема, но с другой — насильно к счастью никого не загонишь.

Поэтому Медведев предлагает меры поддержки для крупных госкомпаний, а Максим Орешкин приводит в пример «Росатом», который и «принуждать не надо».

— Я в принципе могу подписать даже директивы на эту тему всем государственным компаниям. Просто по списку взять и написать: вы все обязаны делать это, это и это. Но мы должны замотивировать иначе. Проблема существует и будем ориентировать входить в капитал.

Малым бизнесом или средним считал себя Антон Бысенко неизвестно. Но Дмитрию Медведеву он сначала рассказал о том, что является соучредителем детского сада «Дай пять», потом приоткрыл планы об открытии еще одного дошкольного учреждения, и в заключении неожиданно спросил о том, планирует ли правительство сделать соцсети базовым инструментом по распространению меры поддержки для предпринимателей.

Без паузы Медведев начал.

— Я отвечу и в личном качестве, и как председатель правительства. Мною уже рассматриваются. У меня там много подписчиков — точно десяток миллионов будет в общей сложности. Мы публикуем ссылки на важнейшие документы. Это важно, потому что значительная часть молодых предпринимателей, до 90%, получают информацию из интернета.

Тут Медведев впервые подключил к диалогу гендирктора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" Александра Бравермана у которого поинтересовался наличием у корпорации аккаунтов в социальных сетях. Последний признал, что эта ниша развита недостаточно.

— Надо сделать ретвит, - воодушевился Медведев. - И информацию о бизнес-навигаторе в моём аккаунте — хотя бы сразу 5 млн человек увидят. - Подчас мы принимаем решения важные для бизнеса, но начинаешь общаться — не знают. Социальные сети — это именно то, что попадает в компьютеры, в гаджеты и в этом ценность.

После пары вопросов зависла интрига этой в целом бесхитростной встречи. Она состояла в том, скажет ли Медведев про отсутствие инициативы, о которой бы в правительстве не знали или еще не задумывались. Готовы ли ответы на все вопросы или происходящее инсценировка? Развеял подвох гендиректор животноводческой компании «Русь». После его предложения о легализации личного подсобного хозяйства «через МСП, через кооперации или как угодно» дискуссия стала трехсторонней, а финалом стала лишь размытая формулировка о включении ЛПХ не то в реестр самозанятых, не то переход в категорию сельхозкооперативов.

К беседе Максим Решетников подключился, когда зашел вопрос о франчайзинге. Точнее его подключил Медведев, который переадресовал вопрос о возможности мер поддержки регионам по созданию франшиз.

— У нас есть на территории края ряд достаточно успешных бизнесов, которые тиражируются. Давайте мы сделаем им предложение — насколько им интересно тиражировать свой бизнес. Думаю, Александр Арнольдович (Браверман — Properm.ru)
— он умеет принуждать регионы к активному продвижению бизнес-навигатора — сделает то же с другими регионами. Тогда мы сделаем действительно открытую площадку, когда и предложение будет, и, соответственно, предприниматели почувствуют спрос.

Александр Арнольдович нас сначала как бы немного принуждал, сейчас все команды уже втянулись, все работают.

— Теперь вы уже удовольствие получаете, — обратился Медведев.

— Вынуждены, да. И тиражируем эту штуку. Главное, что предприниматели втянулись.

В течение получаса выступили еще шесть бизнесменов. Их интересовало, можно ли как-то снизить стоимость и тарифы на отправку продукции из России (нельзя). Как выйти из реестра корпорации МСП, чтобы стать крупным бизнесом, но не перестать получать господдержку хотя бы пару лет (промежуточный режим разрабатывается). Что будет сделано, чтобы улучшить финансовое состояние и помочь с кадровым резервом (без бизнеса, который формирует предложение, государство ничего сделать не может, но региональные власти будут стараться подготовить предложение).

Последним выступил генеральный директор ООО «Промтранс». Константина Потоцкого, чья фирма работает в сфере грузового железнодорожного транспорта, беспокоило планирует ли правительство расширить перечень отраслей экономики, которые могут воспользоваться льготными условиями по кредитованию?

— Конкретно интересует отрасль строительства, — добавил Потоцкий.

— Будем считать, что это случайность, - улыбнулся премьер. - Хотя случайное не так часто происходит. Мы вчера рассматривали вопрос на совещании. Действительно, такая идея есть. Будем планировать включение строительного бизнеса в систему льготного кредитования.

Классическое окончание рабочих поездок высокопоставленных чиновников — двусторонняя встреча. На заключительной пятиминутке руководство региона может получить обратную связь, поблагодарить за оказанное доверие, а первые (или вторые) лица государства дать оценку увиденному. Обменявшись впечатлениями Медведев объявил о создании ТОСЭР «Нытва».

— Это моногород, то есть монопрофильный населённый пункт, теперь там можно заниматься различными видами бизнеса с теми льготами, которые существуют для территорий опережающего развития.

Премьер-министр России выразил надежду, что это поможет создать значительное количество рабочих мест и организовать новые производства. Резиденты ТОСЭР получают привилегии в виде льготных ставок по налогам на прибыль, имущество и землю. Сейчас таким статусом в Прикамье обладает только Чусовой.

— Безусловно, вы даёте как бы «удочку». Это не рыба, это «удочка». Рыбу ещё надо поймать. Убедить местных предпринимателей, привлечь инвесторов. У нас есть эти заделы, и мы их реализуем. Спасибо за это решение, — поблагодарил Решетников.

"