Posted 4 мая 2019,, 05:00

Published 4 мая 2019,, 05:00

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

Наши там. Австрия: «Здесь почти во всех продуктах есть добавленный сахар — даже в обычном молоке»

4 мая 2019, 05:00
«Совсем недавно на свое трехлетие наш сын получил вид на жительство в Австрии. Мы считаем, это неплохой подарок», – говорят наши земляки Сергей и Наталья Ефремовы. Почти два года назад они уехали из Пермского края сначала в Беларусь (для Натальи нашлась работа в минском офисе международной IT-компании), а потом в Австрию.
Сюжет
Наши там

— Расскажите, пожалуйста, почему вы решили уехать из России? Что не устраивало?

Сергей:
— О том, чтобы уехать, я думал еще в школьные годы. Уже тогда успел выучить английский так, что был освобожден от уроков иностранного языка. Но потом мысль об эмиграции долгое время оставалась в фоновом режиме. События 2014–2015 годов (антисоциальная политика, нарушение прав человека, агрессивная антиукраинская и антизападная пропаганда) стали поворотными для меня. Я окончательно перестал ассоциировать себя с Россией и больше не видел в ней своего будущего и будущего своей семьи.

Наталья:
— До определенного периода сколько-нибудь серьезных мыслей о переезде у меня не возникало. Я интроверт и айтишник. Сделала удачный выбор профессии, нашла удаленную работу с хорошей зарплатой, организовала свою маленькую реальность и жила тихонечко. И вот в 2014–2015 годах реальность стала серьезно меня беспокоить. Кроме того, произошли большие изменения в моей личной и творческой жизни, появился ребенок, мы переехали жить в сельскую местность, успели перезимовать с друзьями в Таиланде. Жизнь в российской глубинке снимает розовые очки интроверта на раз-два. Начинаешь четко видеть, что тебе здесь не место. Бороться за истину и воспитывать людей вокруг — дело глупое и даже опасное, всех всё устраивает. Не устраивает только нас, следовательно, мы должны уйти.

— Просто собрали вещи и уехали в поисках лучшей доли?

Сергей:
— Сначала изучили разные способы эмиграции и поняли, что наиболее оптимальный для нас — эмиграция через работу и дальнейшее воссоединение семьи. Беларусь стала для нас временным пристанищем на пути в Австрию и даже неким «карантином».

Наталья:
— Мы внутренне успокоились, ушла депрессия, страх, напряжённость, угрюмость, ожидание подвоха и опасности… В Минске чувствуешь себя свободнее, даже дышится легче. Европа отсюда ближе, и всё кажется еще реальнее и доступнее.

— Не изменилось ли после отъезда отношение к родине?

Сергей:
— Только усугубилось. Каждая поездка в Россию стала настоящим испытанием. Было трудно переключаться обратно. Но необходимость этого переключения ты видишь сразу, как приезжаешь в РФ. Агрессивное и глупое поведение на автодорогах, мрачные лица, мат, арестантская «эстетика», безобразные бытовые условия жизни, неудобная, хаотичная планировка городов и огромное количество пыли везде… Это так бросается в глаза… Вот именно из-за пыли трава за пределами России действительно зеленее!

— Сколько времени ушло на поиск работы в Австрии?

Наталья:
— В Европе говорят, что на каждые 10 тыс. евро годовой зарплаты будь готов потратить месяц поиска работы. То есть работу с годовой зарплатой 60 тыс. евро придется искать примерно полгода. Процесс непосредственно трудоустройства в компанию, где я работаю сейчас, занял около четырех месяцев. Получив RWR-карту, дающую право на проживание и работу в Австрии, я подала документы на воссоединение с семьей. Этот процесс занял еще полгода, хотя обычно бывает быстрее.

— Сколько денег вы потратили на переезд в Европу?

Сергей:
— На одну только подготовку документов в России (включая поездки из Минска в Москву и Пермский край) мы потратили около 100 тыс. рублей. Прибавьте к этому расходы непосредственно на переезд из Минска в Вену, который происходил не за один раз.

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите «читать полностью».

— Какой уровень минимальной зарплаты в Австрии?

Сергей:
— Официально минимального размера заработной платы в Австрии нет, но она по факту составляет 1200–1390 евро. Работающей паре с ребенком вполне реально снимать жилье и жить на две такие зарплаты. И это не бедно, это нормально.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о ценах в Австрии (аренда, продукты, транспорт, медицина).
Сергей:
— Жильё в Вене мы снимаем примерно за 1 тыс. евро в месяц (вместе с платой за коммунальные услуги). Это средняя стоимость. По российским меркам у нас трёшка (две комнаты плюс еще одна, объединенная с кухней). Продукты в сравнении с Россией дорогие: хлеб от 1,5 евро и выше, яйца 1,8–3, молоко 1–2,5, индейка от 6 евро за килограмм, пиво от 0,8 евро за пол-литра, сигареты от 5 евро за пачку.

Курить и выпивать можно везде, если нет знака запрета. Интересно, что полицию здесь видно редко, полисмены почти все бородатые, хорошо выглядят, форма скроена индивидуально по фигуре, в поведении очень корректны.

Сергей:

— Живем мы не в центре, но добираться до него удобно. Транспортная система Вены считается одной из самых лучших в Европе. Разовый проезд (метро, автобусы, пригородные электрички, трамваи) дорогой — 2,40 евро. Но можно экономить, покупая годовые и месячные абонементы. Билеты никто не проверяет, вход в метро свободен, никаких тётушек и полиции — просто заходишь и всё. На входе есть компостер и автоматы для продажи билетов. Вагоны очень просторные и пёстрые, не похожи на российские ничем. Двери открываются кнопкой, при этом, если никто не выходит и не заходит, дверь вхолостую не работает. Ничего лишнего не объявляют, ни про забытые вещи, ни про «терроризм», ни «оплачивайте проезд». Кстати, адресно уступать места непринято, чтобы не оскорбить человека (мол, он старый и больной). Хочется уступить, просто встань и всё, без афиширования цели.

Что еще для нас актуально: плата за посещение государственного детского сада (с питанием) составляет 170 евро в месяц, частного — немного дороже. Австрия платит каждому ребенку 170 евро в месяц до его совершеннолетия. Плюс есть пособие до трёх лет, его можно получить за один год (примерно 12 тыс. евро) или растянуть на три года, тогда общая сумма будет выше.
Медицина по публичной страховке для резидентов бесплатная, включая стоматологию. Один работающий член семьи покрывает публичной страховкой всю семью. В общем, социализм.

— Были какие-то сложности с адаптацией в новой стране?

Наталья:
— Благодаря времени, проведенному в Беларуси, и поездкам в Европу какой-либо «акклиматизации» в Австрии нам не понадобилось. Мне здесь очень комфортно и спокойно, вполне хватает общения с коллегами (среди них есть русскоговорящие) и семьей. 99,9 процентов встреченных мною людей — от прохожих до кассиров в супермаркете — отлично шпрехают по-английски, поэтому языковых трудностей у меня не возникает.

Забавный (или не очень) момент: здесь почти во всех продуктах есть добавленный сахар — даже в обычном молоке. Мне кажется, что, если постараться, можно найти сахар с добавлением сахара. Я не понимаю этой фишки. Я как раз стараюсь ограничивать употребление рафинированного сахара, а тут такое. Прямо беда.

Сергей:
— Ни с какой дискриминацией, двойными стандартами или, смешно сказать, коррупцией в госструктурах мы не столкнулись. Отношение одинаковое ко всем, приятно приходить оформлять документы и прочее. Везде понимают английский язык и не воротят нос при общении, типа «понаехали тут и немецкого не выучили». Удивляет, что многие мигранты и беженцы в чалмах и паранджах говорят на «дойче» очень лихо! Вообще, в Австрии достаточно строгая миграционная политика и лично мы счастливы, что нам повезло оказаться тут, в этой солнечной и приветливой стране!

Диана Байдина для Properm.ru

"