Posted 7 мая 2019,, 05:15

Published 7 мая 2019,, 05:15

Modified 2 марта 2023,, 14:39

Updated 2 марта 2023,, 14:39

Коттедж пенсионера из Березников просел на полметра. Чиновники все знают, но бездействуют

Коттедж пенсионера из Березников просел на полметра. Чиновники все знают, но бездействуют

7 мая 2019, 05:15
Фото: Properm.ru
Техногенная авария на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в октябре 2006 года продолжает ежедневно сказываться на жизни горожан. Для многих решением проблемы становится переезд в строящийся ЖК «Любимов», но других березниковцев такой расклад не устраивает. Решать проблемы, казалось бы должны власти, но на контакт они идут неохотно, оставляя жителей с их проблемами.

— Кто вам про меня сказал-то? — интересуется Евгений Берсенёв, встретивший меня на ступеньках своего дома. Узнав цель визита, стал дипломатично отнекиваться. — Я не Валерий Мец, пиара мне нужно. Тихо-тихо борюсь за право своей семьи жить в безопасности.

67-летний горный инженер, отдавший «Уралкалию» не один десяток лет, выйдя на пенсию, вместе с семьёй стал заложником техногенной аварии, случившейся на первом рудоуправлении его родного предприятия. Авария сначала затопила рудник, а вскоре по городу поползли «негативные последствия». У Берсенёва, родных и соседей дома стоят фактически в опасной зоне — панелей переходного периода. Ближайший провал — на футбольном поле школы № 26 — всего в 86 метрах напрямую от коттеджа Берсенёвых

Над крыльцом нависает треснувшее основание навеса. Поймав мой недоуменный взгляд на конструкцию, которая грозится рассыпаться на кирпичи, Евгений Валентинович рассказывает другую историю:

— Прошлым летом запретил родным посещать, простите, туалет. Канализация просела в обратную сторону и всё наше, так сказать добро, шло обратно. Моя пятилетняя внучка, как-то утром проснувшись, задумчиво спросила: «Дедушка, а почему нельзя в туалет ходить?» Разве объяснишь несмышлёнышу — почему?

Почему, к примеру, отмостки у дома рвутся и садятся вместе со зданием? Почему трубы теплотрассы рвёт уже не в первый раз. И восстанавливают её не арендаторы муниципальной теплосети из БСК, а сами жители? Почему Евгению Берсеневу, уставшему от порывов водопроводной сети, пришлось включить смекалку и ставить на вводе трубы в дом компенсатор? Много таких почему не только у внучки Киры, но и всей семьи, да и соседей. Главный вопрос — почему в администрации, контролирующих организациях считают, что жить тут, на краю провала, можно.

Чтобы продолжить чтение нажмите «Читать полностью».

Встать, суд идёт!


В конце прошлого года, прикинув перспективы будущего своей семьи на улице Преображенского, Евгений Валентинович обратился с иском к администрации города с требованием возложить на неё обязанность по изъятию путём выкупа жилого дома и земельного участка по цене 11 млн 931 тыс. 816 рублей. Обосновал своё требование тем, что его жильё находится в непосредственной близости от шахтного поля затонувшего калийного рудника. Мало того, что здание коттеджа и прочие постройки имеют множественные трещины в стенах, фундаменте, плитах перекрытия, так и приложенные экспертные оценки говорили о правоте требований истца.

Согласно одному из приложенных к судебному обращению документов, ещё в декабре 2017 года была выявлена «неравномерная осадка фундамента здания, связанная с оседанием грунта в зоне провала». Согласно заключению одного из экспертов «индивидуальный дом находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, несущая способность строительных конструкций и здания в целом не обеспечена. Имеются признаки разрушений и повреждений конструктивных элементов, свидетельствующих о снижении несущей способности и оседании грунта основания, неравномерной осадки здания».

В решении суда по иску Берсенёва упоминается постановление № 754-п краевого правительства от 30.09.2015 года. Заметим, что посвятив изрядную часть обзору документов и приведя доводы истца и его представителя, суд, касаемо позиции ответчиков — администрации Березников и края ограничился констатацией: «Представитель ответчика администрации г. Березники –Вылегжанина Л.Н. в судебном заседании пояснила, что с доводами заявления не согласна. Представила письменные возражения на исковое заявление, на которых настаивала. Также пояснила, что дом, в котором проживает истец, находится за пределами зоны вероятных разрушений».

Представитель третьих лиц «в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении требований просил отказать, дело рассмотреть в его отсутствии», ПАО «Уралкалий» — в судебное заседание не явился, о дате и времени и месте рассмотрения извещён надлежащим способом». 2 февраля суд, выслушав доводы сторон, полностью отказал Берсеневу в удовлетворении его иска.

Человеческое — чуждо

В конце февраля была назначена межведомственная комиссия по оценке состояния дома под председательством заместителя главы Сергея Дьякова Владимира Шанина. Оба прекрасно знакомы с Берсенёвым. Более того, на частные разговоры, как ему быть с рушащимся домом, со слов Евгения Валентиновича, глава Березников Дьяков разводил руками, говоря, что по документам жильё пока годное, когда будет нормативный документ о непригодности — тогда и посмотрим.

Берсенёв вновь хотел доказать, что в доме жить опасно, поэтому пришел на заседание комиссии 28 февраля. Занял место в коридоре, ожидая приглашения. Но комиссия жилой дом № 6 по улице Преображенского «признала пригодным для проживания» без него. При этом в основу такого решения было принято все тоже заключение № 78/18 об «ограниченно работоспособном техническом состоянии». Кроме того, заключение комиссии было вынесено без эксперта и ожидавшего в коридоре приглашения Евгения Берсенёва. «Шанин-то меня знает, видел же, когда шёл на заседание!» — не сдерживается Евгений Берсенёв.


Вместо послесловия

— Хотите знать насколько просел мой дом? — спрашивает хозяин. — На 55 сантиметров!

В подтверждении верности своих расчётов Евгений Валентинович уже во дворе показывает трещины на отмостках с просевшей частью здания. Труба теплотрассы, которую недавно пришлось поменять, так как она треснула. «Советский металл, а вот видишь, не выдержал», — говорит Берсенёв.

Отрезанный кусок порвавшейся трубы он держит в гараже, на предмет возможного выяснения отношений с ресурсниками: «Я хоть и горный, но инженер. Стали рваться трубы водопровода, предложил коммунальщикам изменить схему подачи воды в нашем районе — отказались. Тогда я изменил схему подачи воды себе во двор», — объясняет мужчина.

Несмотря на отказ признать его право на возмещение рушащегося дома, Евгений Валентинович не прекращает борьбу за безопасность жизни своей семьи. Он подал в городской суд новый иск о признании незаконным бездействия ответчиков — Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, администрацию Березников, — которые до настоящего времени — даже спустя почти 16 лет после техногенной аварии не утвердили зону вероятных разрушений в Березниках.

Ринат Алиев для Properm.ru

"