Posted 28 мая 2019,, 03:00

Published 28 мая 2019,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:38

Updated 2 марта 2023,, 14:38

«Что в голове у тех чиновников, которые согласовали перекрытия?» Отвечает главный по дорожному движению

«Что в голове у тех чиновников, которые согласовали перекрытия?» Отвечает главный по дорожному движению

28 мая 2019, 03:00
Фото: Properm.ru
Руководитель Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис рассказал о ситуации с городскими пробками, развитии велосипедной инфраструктуры и аварийных участках дорог.

— Начнем с самого наболевшего. На позапрошлой неделе город «стоял» из-за реконструкции отдельных улиц и теплосетей. Какие меры были разработаны для избегания пробок?

— Такая сложная заторовая ситуация возникает тогда, когда у человека пропадает привычный налаженный маршрут. Дальше в течение недели происходит перераспределение транспортных потоков, когда все люди в более сложной ситуации находят те или иные пути движения.
Многие люди задают вопрос о том, что в голове у тех чиновников, которые согласовали перекрытие ул. Луначарского одновременно с перекрытием ул. Революции, которые движутся в одну сторону? Вопрос закономерный, но я готов объяснить, почему принимаются такие решения. Дело в том, что когда человек задает такой вопрос, он подразумевает, что все можно сделать последовательно, закрыть сначала одну улицу — дождаться окончания, потом вторую. Человек не понимает масштабов тех работ, ограничений и прекращений движения, которые запланированы на лето. Имеющиеся у нас исходные данные: огромный объем работ, короткий период (летний сезон), короткий период с точки зрения транспорта, потому что реальное время — до 1 сентября. Затем происходит резкий скачок интенсивности транспорта.

— И как вы на это влияете?

— Теперь про то, что делается. Первое, конечно, несмотря на то, что я вам сказал, последовательность прорабатывалась очень тщательно — что, зачем, в какой последовательности, что на что может накладываться, а что не может, оценивалось, рассчитывалось.

Второй момент — в большинстве случаев у нас нет возможности создать пути объезда, но есть возможность перенастроить средства регулирования на тех направлениях, которые становятся более востребованы. Например, по Петропавловской сейчас перенастроили светофоры с тем, чтобы улучшить движение. По ул. Ленина включены режимы, которые дают приоритет ул. Ленина перед всеми пересекающими улицами, таким образом даже узкая часть Ленина может пропустить больше транспорта. Упомяну еще ул. Пермскую.

Решение о том, что на бывшей пешеходной улице откроется движение было принято еще в прошлом году, она была включена в планы ремонтов, но в создавшейся ситуации город дал поручение открыть, не дожидаясь окончания ремонта. Если мы рассчитывали, что она в июле откроется, то сейчас движение уже открыто. Хоть частично взять на себя улица смогла поток, который раньше ехал по ул. Луначарского.

— В первое время, когда закрыли Луначарского в среднем были семибалльные пробки. Сейчас вечерний трафик более — менее разгружен, с чем это связано?

— Сработали два фактора: первый фактор — это закономерное и разумное поведение водителей, которые принимают решение сменить привычный маршруты на другие, на которых они сэкономят время. В некоторых ситуациях водители принимают решение о том, чтобы вообще не пользоваться собственным транспортом.
Второй фактор — меры перенастройки светофорных объектов. Надо понимать, что в любом случае режимами работы светофорных объектов не может дать какого-то радикального эффекта. Светофор перераспределяет пропускную способность узла.

— В течение какого срока зона платной парковки расширяться не будет?

— Вообще решение о том, менять или не менять зону платной парковки — решение главы города. С точки зрения целесообразности наша позиция следующая: если оценивать сегодняшнюю ситуацию с парковками, например, по направлению от ул. Крисанова в сторону Перми-2 расширять смысла нет. Платная парковка — это не просто способ деньги с водителей собрать. Платная парковка — способ распределить ограниченный парковочный ресурс там, где есть острая проблема с парковкой. Где люди в большинстве случаев могут найти место для парковки в течение дня, там нет резона вводить. Это регуляционный механизм, а не фискальный.

— По-вашему, в каком районе города благоразумно сейчас устроить платную парковку?

— Пока я вижу только одно место, где безусловно надо вводить платную парковку — это Разгуляй, поскольку здесь было введено в эксплуатацию здание «ЛУКОЙЛа» (ул. Пермская, 3А), в котором работает очень много сотрудников. Вследствие этого все улицы вокруг заняты припаркованными автомобилями. На мой взгляд, здесь имело бы смысл ввести платную парковку от ул. Клименко до дамбы. Такой проект решения мы готовим, но будет ли оно принято — будет решение главы города.

— Принесло ли плоды предыдущее расширение зоны платных парковок?

— На мой взгляд, да. Практически во всех местах появилась возможность найти парковочное место. Чтобы об этом говорить с показателями, они связанны с оборачиваемостью парковочных мест, то есть сколько людей за день воспользовались парковкой, будет понятно, когда мы обработаем собранные данные за апрель — начало мая. После этого появятся конкретные показатели: среднее время стоянки, среднее количество машин, которые стоят на стоянке, сколько коротких стоянок, длинных стоянок и т.д. Тогда я смогу ответить на этот вопрос.

— Как обстоит ситуация с перехватывающими парковками?

— Смотрите, я бы сказал шире. Перехватывающие парковки — это частный случай внеуличных парковок. Была гипотеза, которая в жизни не подтвердилась, что вслед за введением платных парковок последует серьезное развитие внеуличных частных стоянок. Немножко это произошло, стоянки стали более востребованы, но радикально на ситуацию не повлияли. Важно, чтобы у человека была возможность, если он не готов поставить машину непосредственно на дороге — припарковаться где-то подальше за пределами дороги, не мешать проезду. Причем стоимость парковки должна быть ниже, чем стоять на дороге. Логика правильная, потому что, повторюсь, у нас задача не заставить человека встать в это место и взять с него деньги. Наша задача сделать так, чтобы человек, для которого это дорого или ему просто не хочется платить, мог уйти с дороги, упростить движение, освободить парковочное место для другого человека. В этом смысле нам важно, чтобы развивались внеуличные стоянки.

— Был их проект, он сейчас реализуется?

— В настоящее время подготовлен проект решения Пермской городской думы о порядке создания и использования в Перми внеуличных (плоскостных) парковок, к ним в том числе относятся перехватывающие. Это решение мы начинаем согласовывать сейчас внутри администрации, в третьем квартале мы планируем внести его на заседание городской думы. Думаю, что оно будет долго обсуждаться с депутатами. После того, как решение будет принято, появится возможность создавать перехватывающие парковки.

Параллельно при разработке проектов планировки территории определяются места, где они будут. Разрабатывается проект планировки в районе ул. Маршала Жукова, туда закладывается перехватывающая парковка. То есть человек, который едет из Закамска, будет иметь возможность оставить там машину, доехать быстро в город по выделенной полосе движения, дальше обратно тем же путем переместится.
Мы фиксируем такие положения в этом порядке: там не будет охранника, но они будут оборудованы по кругу видеонаблюдением с тем, чтобы если там будут какие-то злоумышленники действовать, их можно было найти.

— Сейчас в Перми активно развивается каршеринг. Как вы к нему относитесь?

— Я за разнообразие. Хорошо, когда появляется фактически «новый вид транспорта», который эффективнее с точки зрения использования парковочного пространства. Если смотреть по Москве, там от пяти до восьми поездок совершает в день такая машина. Значит, люди, которые могли бы приехать на своих машинах, поставить их и занять 5–8 парковочных мест, не делают это. Парковка используется одной машиной, и то значительную часть суток она ездит, а не стоит. В этом смысле каршеринг для транспортной системы города полезен. Понятно, что все-таки емкость этого рынка небеспредельна: есть люди, которые не откажутся от своей машины, много пользуются каршерингом приезжие, в меньшей степени жители города. Мы приветствуем развитие каршеринга, не думаю что он радикально скажется на транспортной системе, но пусть будет. Это хорошее дополнение, такое своеобразное такси без водителя.

В чем разница между каршеринг и автопрокатом? Когда вы берете машину в автопрокате, вы должны ее вернуть в определенную точку, а здесь можно взять автомобиль и оставить его там, где она вам уже не нужна.

Чтобы продолжить чтение статьи, нажмите «Читать полностью».

— Еще одна важная тема повестки — велосипедисты. Как будет развиваться система велодорожек в ближайшие годы?

— Есть концептуальные планы — схема размещения велодорожек в городе. Она заложена генеральным планом, в скором времени будет зафиксирована в программе транспортной инфраструктуры. Схема неоднократно обсуждалась, перерабатывалась пермским велосообществом, но это красивое будущее. Реализовать его так, чтобы построить по городу велодорожки не очень реалистично с точки зрении финансов, и не очень разумно с точки зрения приоритетов. Если сравнивать количество велосипедистов с другими участниками дорожного движения, надо признать, что этот вид транспорта в большинстве случаев сезонный и зависит от погоды. Тем не менее, когда идет речь о капитальном ремонте или реконструкции какой-то улицы происходит следующая вещь: если участок подлежит оборудованию велодорожки, то эта велодорожка включается в проект.

— Можно поподробнее об этом?

— Сейчас мы идем по пути включения в проекты обособленных велодорожек, она может проходить рядом с тротуаром, но отделена от него конструктивно или материалом. Например: тротуар — плитка, велодорожка — асфальт, таким образом, чтобы было видно, что это другой конструктивный элемент. Также планируем, что в будущем у велосипедиста появится возможность пересекать перекрестки со светофорным регулированием, не спешиваясь, а по специальному велосипедному светофору. В этом смысле шаги небольшие, но они всегда делаются приуроченными к проектам капитального ремонта.

— Кроме этого, какие другие проекты рассматриваются?

— Есть еще одна тема, которой возможно займемся в следующем году — открытие в Перми велопроката. В городе есть велопрокаты, но они не организованы, носят стихийный характер и не имеют серьезного транспортного значения. А вот когда мы говорим о городском велопрокате, который позволяет человеку использовать велосипед именно как транспорт. Причем, если они будут объединены с велопарковками, да еще с видеонаблюдением, что повысит вероятность сохранности велосипеда, здесь транспортное значение этих прокатов возрастает.

— На каких улицах появятся велодорожки?

— Сейчас закончилось проектирование участка ул. Карпинского между Советской Армии и ул. Свиязева, туда заложена велодорожка. Проектируется очередной участок ул. Героев Хасана между Хлебозаводской и ул. Васильева, туда заложена велодорожка. Строится ул. Революции на участке от Куйбышева до Сибирской, там тоже будет обособленная велодорожка. Проектируем велодорожку на ул. Крупской в рамках проекта по капитальному ремонту. Она будет больше похожа на зарубежные аналоги: понижена относительно тротуара, будут изначально ликвидированы бордюры на съездах, чтобы велосипедист мог плавно переезжать проезды.

— Хотелось бы услышать ваш взгляд на проблему запрета движения для велосепидистов по набережной.

— Я отношусь к нему, как к буре в стакане воды. Когда я наблюдал обсуждения этой темы сначала обиженных велосипедистов, потом противостоящих им пешеходов, у меня создавалось такое впечатление — замечательно, если в Перми это самая большая проблема. Мне кажется, она выеденного яйца не стоит. На самом деле, никакого запрета там нет. На въездах на набережную уже несколько лет стоит знак «Пешеходная дорожка», который запрещает движение транспорта там, что логично.

— Под транспортом подразумевается велосипед или, допустим, самокаты?
— Грубо говоря, на набережную нельзя въезжать на машине, однако для велосипедистов в правилах дорожного движения сделали исключение. Там сказано, что если велосипедист не может воспользоваться выделенной велосипедной или велопешеходной дорожкой, или у него нет возможности ехать по краю проезжей части — он имеет право ехать по пешеходной дорожке, не создавая помех пешеходу. В том случае, если он создает помехи, он должен спешиться, идти и вести велосипед рядом с собой.

— Почему произошла такая ситуация?

— Мне кажется, обстоятельства сложились таким образом, что в выходные дни когда было большое скопление народа на набережной, там появилось некоторое количество недобросовестных велосипедистов. Есть предположение, что это, в основном, не те люди, которые ежедневно ездят на велосипеде, а те люди, которые брали велосипеды в стихийном нелегальном прокате и просто катались, создавая помехи остальным гуляющим. Полиция в этой ситуации должна делать следующее: если они видят, что велосипедист создает помехи, у него не хватает ума, чтобы самому слезть с велосипеда, как минимум предупредить человека, как максимум, привлечь к ответственности. При этом заниматься тем, чтобы на этом довольно нешироком пространстве набережной выделять велосипедистов, на наш взгляд, неразумно, по крайней мере сейчас.
— То есть в ближайшее время отдельной зоны для велосипедистов там не появится?
— Пешеходную часть разделять между велосипедистами и пешеходами мы не будем. Вы знаете, разумность этого может понять любой кто увидит своими глазами или на фотографии количество людей, которые на набережной сейчас появляются в хорошую погоду, особенно в праздники. Там здравомыслящий человек на велосипеде через толпу не поедет. Пусть люди ездят, когда никому не мешают.

— И как будут существовать две группы вместе на набережной?

— Сейчас появились такие режимы, которые позволяют мирно сосуществовать и тем и другим на одном пространстве. Есть велопешеходная дорожка, она может быть с разделением между пешеходами и велосипедистами или без разделения. Появились знаки велосипедной зоны, где тоже пешеходы могут спокойно перемещаться. В этом смысле нормально, вместо того, чтобы всех разделять, между ними стенки строить, просто использовать такие режимы, где могут спокойно пользоваться одним пространством.

— Еще по велосипедистам. Не так давно рассматривался вариант установки столбиков, отделяющих велодорожку от пешеходной, но их нет. В чем причина?

— Скоро их поставят. Дело в том, что прошлогодние столбики частично пришли в негодность, поэтому сейчас закупаются новые. Разметку нанесли, в ближайшие дни должны ставить велостолбики.

— На каких участках пермских дорог требуются сейчас камеры фото-видеофиксации?

— Нужны камеры в местах концентрации ДТП, прежде всего аварийно опасные участки. Есть их перечень, он утверждается ежегодно, по каждому месту определяется, какие нужно провести мероприятия, чтобы это место перестало быть очагом аварийности. В том числе, есть немало участков которые нуждаются в камерах фото-видео фиксация.

— Приведите реальный пример.

— Очень серьезные последствия были в результате ДТП на перекрестке ул. Мира и ул. Советской армии. Все аварии происходили по единому сценарию: человек двигался по ул. Мира со стороны ул. Карпинского, совершал поворот налево, при этом другой человек двигался по ул. Мира по встречному направлению прямо. Одновременно было немало жалоб на заторы. Мы нашли решение, как нам казалось, разумное, в чем оно состоит? Это аварийно-опасное направление, которое менее востребовано, мы запретили, установили с каждой стороны по шесть предупреждающих знаков о том, что поворот запрещен. При движении во встречном направлении, где этот поворот на ул. Советской армии более востребован в сторону Шоссе Космонавтов, мы наоборот его упростили, сделали отсечку — период, когда люди могут беспрепятственно поворачивать туда при прекращенном встречном движении. Для тех, кто все-таки хочет повернуть налево сделали место для разворота на некотором расстоянии от перекрестка.

— Количество аварий в этом районе уменьшилось?

— Казалось бы, с точки зрения организации движения все сделано разумно — введены небольшие сложности для тех, кто хочет повернуть налево. Им надо проехать немножко прямо, развернуться, дальше вернуться мимо светофора. Тем не менее массовые нарушения продолжаются в этом месте, многие из них оканчиваются нехорошими последствиями, травмами. Здесь мы не видим другого выбора, кроме как установить фото-видеофиксатор, который будет выявлять нарушителей.

— Там пока нет фиксатора?
— Пока что нет. Иногда дежурят сотрудники ГИБДД, но они не могут заниматься этим круглосуточно. Похожая ситуация на перекрестке ул. Ленина — Крисанова, ул. Ленина — Борчанинова — там еще хуже в том, что мы ввели этот запрет. До сих пор не можем сделать отсечку, которая упрощает разрешенный маневр. Если мы ее сделаем, мы повысим вероятность ДТП с нарушителем. Получается, что те люди, которые нарушают не только рискуют собой, но и не дают сейчас возможности улучшить маневр для всех остальных.

— Где еще необходимо установить комплексы фотовидеофиксации?
— Есть немало мест, где требуется установить фотофиксатор, который контролирует пропуск пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах. Например, вместе с ГИБДД мы определили, что самыми серьезными точками является Тихий компрос у ДК Солдатова, возле мемориала, а также площадь Дружбы. Не смотря на то, что уже около рельсов сумели вставить островки безопасности, все равно там случаются ДТП с пешеходами. Также нужны фотофиксаторы на перекрестке Комсомольского проспекта и Пермской улицы, но их пока ставить рано, по той причине, что в процессе реновации Компроса там появится светофор.

— «Пермский Арбат» сейчас открыт для движения транспорта. Есть ли какие-то идеи по его развитию после завершения реконструкции ул. Луначарской или улица снова станет пешеходной?
— По ул. Пермской на участке между Комсомольским проспектом и ул. Газеты Звезда решение уже принято, она станет транспортно-пешеходной, по ней будет организовано движение. Там будет по одной полосе движения в каждом направлении, организуют парковки вдоль проезжей части, обустроят широкие тротуары. На данном этапе как улица пешеходная она не состоялась, надеемся, что в новом формате она будет привлекательна для пешеходов и для автомобилистов.

Фотографии: Виктор Михалев

"