Posted 14 июня 2019,, 06:00

Published 14 июня 2019,, 06:00

Modified 2 марта 2023,, 14:37

Updated 2 марта 2023,, 14:37

Пермячка потеряла 45 тысяч рублей, подав объявление на Avito. Объясняем, как не стать жертвой мошенников

14 июня 2019, 06:00
Диана Байдина
Оставляя свои контактные данные в интернете, каждый из нас рискует попасться на крючок мошенников. Это случилось и с Людмилой Николаевной С.

Иногда только интуиция может подсказать, что потенциальный продавец или покупатель на самом деле хочет обманным путем получить ваши деньги. Рассказываем историю жительницы Перми, которая произошла в мае этого года.

Людмила Николаевна С. три месяца не могла сдать комнату в общежитии. Несколько раз поднимала объявление на Avito, почти отчаялась. Поэтому когда ей позвонил любезный мужчина, который представился Сергеем и сказал, что готов снять жилье, она очень обрадовалась. Сергей сказал, что живет в Уфе и в скором времени приезжает в Пермь в длительную командировку — строить торговый центр. А также что готов внести предоплату за комнату сразу за полгода, а это 45 тыс. рублей. Людмила Николаевна очень обрадовалась, а дальше всё было как во сне.

Злоумышленник сказал, что ей надо подойти к банкомату Сбербанка, вставить в него свою карточку, и он объяснит, что делать дальше. «Я обычно очень бдительный человек, даже номер своей карты не даю кому попало. Не знаю, что на меня нашло в тот раз, – рассказывает женщина. – Я была словно под гипнозом. Не помню толком, что я делала – вставила карточку в банкомат и выполняла все операции, которые мне диктовали по телефону. Если бы дочь меня случайно не остановила, вообще все бы деньги ушли».

За банковскую карточку Людмила Николаевна, в общем, была спокойна – там лежало всего 900 рублей. После нескольких операций у банкомата она увидела, что на карту действительно поступило 45 тыс. рублей. Людмила Николаевна не учла, что у нее было еще два вклада — на 100 тыс. рублей и на 93 тыс. Выполняя действия под диктовку, она подключила свою карту к мобильному банку по номеру телефона, который назвал мошенник. Тем самым женщина предоставила ему доступ ко всем своим счетам. Дальше он просто перекинул 45 тыс. с ее вклада на ее же карту. Причем когда проводились все эти операции, на телефон Людмилы Николаевны приходили сообщения от Сбербанка о том, что действия с картой являются подозрительными. Но прочесть СМС она своевременно не смогла – поскольку постоянно разговаривала со злоумышленником.

Затем Сергей сказал женщине снять эту сумму и положить ее по номеру телефона, который он назовет (три раза по 15 тыс.). На вопрос, зачем это делать, Сергей ответил: «Чтобы меньше налогов платить. Потом я отправлю вам деньги обратно». Его проживание в Перми якобы оплачивала фирма, где он работает. Людмилу Николаевну такой ответ устроил, и она сделала всё, что ей велели.

После этого он сказал, что надо сделать еще одну операцию, но через банкомат другого банка. Людмила Николаевна попросила дать ей время, чтобы зайти домой и одеться потеплее. Около дома она встретила дочь и внучку. «Мама шла, как зомбированная, она даже не заметила нас, пока я ее не окликнула. Она сказала, что сдала комнату, что ей перевели деньги за полгода, и теперь ей зачем-то надо найти банкомат другого банка», – рассказывает Ольга, дочь Людмилы Николаевны. Ольга сразу заподозрила неладное и велела маме проверить все ее счета. Так они поняли, что деньги, якобы перечисленные за комнату, были переведены на карту со вклада. Далее Людмила Николаевна начала переводить дочери деньги с других своих счетов – так они успели спасти большую часть средств. Затем заблокировали все счета. Сергей еще несколько раз выходил на связь, пытаясь довести свой преступный умысел до конца. Но женщины уже понимали, что имеют дело с мошенником.

15 мая 2019 года Людмила Николаевна написала заявление в полицию, было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ «Мошенничество при получении выплат». В полиции ей сразу сказали, что такие преступления раскрываются очень сложно и очень редко.

Сейчас Людмила Николаевна надеется получить компенсацию от Сбербанка. По ее словам, вклады застрахованы не были, но была застрахована карта, через которую проводились все денежные операции. В пресс-службе Сбербанка журналисту Properm.ru пояснили, что, как правило, в подобных ситуациях клиенты могут рассчитывать на страховые выплаты.

Людмила Николаевна:— Нас всех втянули в систему безналичных денег: онлайн-кабинеты, зарплата по карточкам, покупки через интернет, хотелось бы быть более защищенными. Я была на 101% уверена, что мои деньги не могут никуда уйти, поскольку на карточке у меня было всего 900 рублей, а остальное лежало на вкладах. Тем не менее, я потеряла как минимум 45 тыс.

Запомните эти простые правила и расскажите о них своим родственникам:

  • Никогда не называйте полные реквизиты банковского счета своей карты. Чтобы перечислить на нее деньги, нужен только номер карты. Если у вас пытаются узнать срок действия пластика, CVV-код (трехзначный код на обороте), полное ФИО — вы имеете дело с мошенником. И уж тем более не стоит вставлять карту в банкомат по просьбе неизвестного и выполнять действия под его диктовку (даже если вы уверены, что на карте нет денег).
  • Никому и никогда не сообщайте коды из СМС. Если они приходят тогда, когда вы не пытаетесь провести платеж, — это признак мошеннических действий с вашей картой. Нужно сразу же обратиться в банк за разъяснениями, а лучше — заблокировать карту через онлайн-кабинет или позвонив в службу поддержки.
  • Если вам часто приходится пользоваться услугами сайтов объявлений, оформите бесплатную карту любого банка и поддерживайте на ней нулевой баланс.
  • Помните, что бумажные деньги до сих пор в ходу. Вы всегда можете предложить покупателю оплатить товар наличными при встрече.
  • Если вас очень торопят при совершении сделки, не дают времени на раздумье — смело берите паузу. Это излюбленная тактика мошенников — не дать вам опомниться и заподозрить неладное. И еще доверяйте интуиции.
"