Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Как строили, разрушали, а теперь восстанавливают женский монастырь в Кунгуре Если вы хотя бы один раз были в Кунгуре, то точно видели два храма в центре города, один из которых стоит за высоким бетонным забором. Это Иоанно-Предтеченский женский монастырь. За свою почти 200-летнюю историю он успел побывать пристанищем для вдов и сирот, солдат Белой и Красной армий, детей врагов народа, преступников и монахинь.

Как строили, разрушали, а теперь восстанавливают женский монастырь в Кунгуре

5 августа 2019, 08:00
регион

Как строили, разрушали, а теперь восстанавливают женский монастырь в Кунгуре
Фото: Кирилл Козлов для Properm.ru
Если вы хотя бы один раз были в Кунгуре, то точно видели два храма в центре города, один из которых стоит за высоким бетонным забором. Это Иоанно-Предтеченский женский монастырь. За свою почти 200-летнюю историю он успел побывать пристанищем для вдов и сирот, солдат Белой и Красной армий, детей врагов народа, преступников и монахинь.

Основание и расцвет монастыря

История женского монастыря в Кунгуре берет свое начало в первой четверти 19 века. После окончания Отечественной войны 1812 года против войск Наполеона Бонапарта во всей стране осталось много одиноких солдатских невест, вдов, детей-сирот. В 1820 году несколько женщин, оставшихся без мужей, отцов и сыновей, собрались в селе Орда, что находится в 28 километрах от Кунгура. Здесь же они дали обет, что больше не станут чьими-то женами и посвятили себя служению и заботе об обездоленных детях и престарелых людях.

В Орде монахини жили около пяти лет. Затем, в 1825 году, одна из основательниц будущей Кунгурской общины старица Мария отправилась в Саров (город в Нижегородской области), чтобы встретиться там с Серафимом Саровским (основатель и покровитель Дивеевской женской обители, в 1903 году был канонизирован Святейшим синодом) и получить его благословение. Преподобный дал ей совет отправиться из Орды в Кунгур, чтобы основать там монастырь. После этой встречи монахини написали письмо епископу Пермской епархии Дионисию.

Епископ дал разрешение поселиться в небольшом доме с двумя окнами, что находился на территории Иоанно-Предтеченской кладбищенской церкви Кунгура. Здесь они занимались рукоделием, брали заказы у местных купцов, шили одежду и приданное для их дочерей. Постепенно монахинь и послушниц стало больше. Скопив деньги, в 1832 году они выкупили участок напротив кладбищенской церкви и начали строить каменный двухэтажный дом, в который переехали год спустя.

Монахини. Фото предоставлено Иоанно-Предтеченским женским монастырем

Из путевых листов протоиерея Стефана Лукина:

— В Кунгуре быть монастырю намного удобнее, чем в Перми. Место, занимаемое общиною сестер под домом и огородом, удобное, совершенно никакого стеснения. 15 вдовиц и девиц, проживающих сегодня, очень желают открытия обители в Кунгуре. Да и кунгурские жители, со своей стороны, открытие женской обители в своем городе считают делом свыше благословенным, и многие имеют желание принять иноческий чин.

14 апреля 1851 года Кунгурскую Иоанно-Предтеченскую общину официально утвердили. Ее попечителем назначили купца третьей гильдии Андрея Пиликина. При его поддержке появился келейный корпус, где стали жить монахини, и началось строительство Домашней церкви во имя Божией Матери. Затем, в 1860 году, на средства купца первой гильдии Алексея Губкина (основателя самой крупной фирмы по продаже чая в Российской Империи) построили второй и третий келейный корпусы. В них разместились воспитанницы женского духовного училища и девочки-сироты.

29 октября 1868 года общину переименовали в Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В это время здесь служили 17 монахинь: женщины из Пермской, Вятской, Рязанской и Тобольской губерний, Владимира, Казани и Ижевского завода. Также при монастыре было образовано приходское училище на три класса. В нем обучалось 50 девочек, они изучали русский язык, богословие, арифметику, историю, географию и чистописание. Позже на месте училища была открыта школа, где до 10-летнего возраста девочек готовили к поступлению в Пермское епархиальное женское училище.

При поддержке все того же Алексея Губкина построили еще два келейных корпуса, открыли производство свечей и в 1877 году заложили главный храм монастыря — Никольскую церковь (Усекновения главы Иоанна Предтечи), под алтарем которого сейчас находится могила купца-мецената. С годами монастырь становился все больше, в 1903 — 1914 годы при нем возвели еще один храм — Церковь Рождества Иоанна Предтечи. В это время здесь жило около 350 монахинь и послушниц, а в мастерских монастыря трудилось около 150 наемных работников.

Вид на Иоанно-Предтеченский женский монастырь до начала Гражданской войны. В левом углу — Никольская церковь, белое здание в центре — Домашняя церковь иконы Божией Матери и келейные корпусы, в правом углу — Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Если вы нажмете: «Читать полностью», то узнаете, что происходило с монастырем во время Гражданской войны и «Красного террора», как малолетные преступники и дети «врагов народа» устроили бунт и почему сегодня храмы находятся в таком плачевном состоянии.