Posted 30 августа 2019,, 08:30

Published 30 августа 2019,, 08:30

Modified 2 марта 2023,, 14:34

Updated 2 марта 2023,, 14:34

Полет вдоль рядов кукурузы. Фоторепортаж с главного российского авиасалона в подмосковном Раменском

30 августа 2019, 08:30
«Авиасалон с российской спецификой» — такое мнение о московском международном авиасалоне МАКС 2019 можно услышать от его гостей чаще всего. В переводе на понятный язык это означает: для бизнеса ничего особенного, но компания собралась уж очень душевная. О Путине, Эрдогане, китайцах и, конечно, самолетах в репортаже Properm.ru.

Миленькое начиналось почти у самого входа. Московские торговцы отварными початками кукурузы уловили момент, и благодаря начертанной на их коробах с товаром уже легендарной фразе: «Идем правее на солнце…» обрели свой момент славы. Фотографируются на их фоне едва ли реже, чем у шедевров авиапрома от «Эйрбаса» или Объединенной авиастроительной корпорации.

Авиасалон во многом стал замечательной выставкой достижений позднего СССР. В самом деле, большинство образцов авиационной техники, выставленных на МАКСе, до боли знакомы хоть раз побывавшему тут. Ту-154, Ил-76 в разных ипостасях (в основном машины ЛИИ имени Громова), стратегические Ту-160 и Ту-95, Ту-22М, пассажирский сверхзвуковой Ту-144, более экзотические ВМ-Т «Атлант», возивший когда-то советский космический челнок «Буран», и экспериментальный Ту-155 на водородном топливе, советский ещё проект истребителя пятого поколения МиГ-1.44.

В этом году свое место в «мемориальном» ряду занял и Су-47 (известный еще под именем «Беркут»), самолет с обратной стреловидностью крыла. После этого коллекция советского авиапрома стала почти полной, не хватало только макета «Бурана», который пока прячется где-то между корпусами летно-испытательного института.

Очевидно, что новинки в авиастроении не могут появляться каждый год, а авиасалону все равно нужно доказывать, что конструкторская мысль все это время не спала. В этом году судорожные попытки выдать за новинку бесконечный «Суперджет» SSJ-100 не понадобились — его место под солнцем наконец-то занял МС-21. Среднемагистральный самолет разработки российской корпрации «Иркут», в том числе и известного ОКБ имени Яковлева, в ближайшие годы должен стать заменой ушедшим в прошлое легендарным Ту-154, конкурируя в этом с Boeing 737, Airbus A220 и Airbus A320neo и китайским С919.

На МАКСе были все три построенных на сегодня самолета: №1 и №3 на стоянках, а №2 периодически показывал себя в небе. Впервые показанный широкой публике самолет стал одним из наиболее востребованных эспонатов. Попасть внутрь нового лайнера оказалось делом непростым: припасть к его светлому салону тянулись ходоки один другого значимее, от официальных делегаций до посетителей соло. В итоге оказаться на борту все таки удалось.

Увы, МС-21 летает пока на двигателях американской Pratt & Whitney. Предназначенный для него пермский ПД-14 заканчивает сертификацию и окажется под его крылом не раньше начала следующего года, а в серию пойдет в 2021 году. Конечно, если какие-нибудь очередные санкции не вынудят отложить это на потом. Авиакомпании, однако, проявили сдержанный оптимизм и уже на нынешнем МАКСе заключили соглашения о покупке еще 20 самолетов этого типа, увеличив общее число заказов почти до двух сотен.

В первый день работы авиасалона тут, как обычно, появляется сонм первых лиц государства, во главе с президентом страны, который официально и открывает все мероприятие. Чтобы не выпасть из тренда (и, наверное, чтобы избежать окончательного транспортного коллапса в Жуковском и на подъездах к нему), президент прилетает на МАКС на своем Ил-96. Однако в нынешнем году традиция оказалась немного поломана: Владимир Путин прибыл на Ту-214, и не один. Вместе с ним в «Раменское» прилетел турецкий президент Тайип Эрдоган, который вместе с Путиным произнес свои приветствия почтеннейшей публике. Это было свежо и неожиданно. А то, что площадка с которой произносились торжественные речи расположена аккурат напротив китайского павильона, и вовсе выглядело легким троллингом наших китайских товарищей. Хотя, может так и должна выглядеть многополярная политика.

Но самое интересное на этом не закончилось: позднее, осматривая экпонаты авиасалона Владимир Путин предложил Эрдогану купить нашу новейшую разработку в военной авиации: истребитель пятого поколения Су-57Э. Индекс «Э» должен был означать «экспортный вариант», но местные шутники тут же запустили слух о том, что на деле оно означает «Эрдоган» — якобы импровизация с предложением купить самолет была тщательно подготовлена специально в расчете на турецкого главу. От такого предложения слегка офигели даже турецкие СМИ, а генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин усугубил это, предложив подготовить турецкого космонавта и отправить его в космос в 2023 году, к юбилею Турецкой республики.

В свою очередь Эрдоган сказал пару слов о том, что Турция тоже стремится стать авиационной державой, и даже уже производит ударные вертолеты и беспилотники. Закончил он упоминанием о том, что в Стамбуле открыт новый международный аэропорт, и в этом году в Турции ожидают 6 млн российских туристов. Без этого упоминания он не был бы турецким президентом.

Кажется, никто так до конца и не понял, что означает статус «партнера» МАКСа, в котором пребывали китайские товарищи. Если это отдельный большой павильон, набитый продукцией китайского авиапрома и рядом еще один, с макетом китайско-российского CR929, который совместно разрабатывают ОАК и китайская корпорация COMAC — то неясно, чего ради было городить огород.

Демонстрация «партнерства» с уже упомянутым Эрдоганом выглядела куда как более очевидной, несмотря на торжественное открытие главой Минпромторга Денисом Мантуровым и его китайским коллегой Мяо Вэем китайского павильона. Более того, несмотря на привезенный макет салона совместного широкофюзеляжного лайнера, было такое ощущение, что и российская и китайская стороны как-то специально стараются избегать комментариев и пояснений по этому проекту, отделываясь общими словами. То ли это общность менталитетов такая, толи проект и в самом деле продвигается не так гладко, как бы хотелось.

Для Перми российско-китайский самолет интересен главным образом как потенциальный получатель пермских двигателей. Двигателей, правда, еще нет, как нет и решения о том, чьи же двигатели будут востребованы. Желающих достаточно: о своем интересе уже заявляли Rolls-Royce и General Electric, «ОДК-Авиадвигатель» думает над ПД-35, да и сами китайцы намерены построить свой, китайский двигатель, и даже приобрели контрольный пакет украинской моторостроительной компании «Мотор Сич», между прочим, производителя одного из наиболее мощных авиадвигателей советской разработки.

Вместе с уже упомянутой кукурузой, у авиасалона в Раменском нашелся еще один бренд: периодически на взлетно-посадочной полосе, общей с расположенным тут же аэропортом «Жуковский» взлетали и садились самолеты «Уральских авиалиний». Публика, присутствущая тут отвлекалась от речей и созерцания, поднимала головы в небеса и понимающе кивала. Похоже, на аэродроме пролетающие над головой лайнеры этой авиакомпании еще долго будут провожать задумчивым взглядом.

Вадим Бисеров для Properm.ru

"