Posted 9 сентября 2019,, 06:30

Published 9 сентября 2019,, 06:30

Modified 2 марта 2023,, 14:33

Updated 2 марта 2023,, 14:33

Перми не хватает открытости и независимой оценки принимаемых решений. Интервью с профессором-урбанистом

Перми не хватает открытости и независимой оценки принимаемых решений. Интервью с профессором-урбанистом

9 сентября 2019, 06:30
Дмитрий Загуменнов
Фото: Виктор Михалев для Properm.ru
Светлана Максимова — доктор технических наук, заведующая кафедрой архитектуры и урбанистики ПНИПУ, член градсовета Перми и эксперт в изучении проблем городов. Журналист Properm.ru поговорил с профессором о перспективах развития столицы Пермского края и главных ошибках городских властей за последние 10 лет.

— Какая у Перми проблема №1 с точки зрения урбанистики?

— Расползание города. Это стимулирует маятниковую миграцию и транспортные проблемы. Нашему городу необходима концепция уплотнения, а не расползания в разные стороны. Разумеется, такая ситуация характерна для многих городов. Те, кто это понял, стараются осуществлять градостроительную политику, которая предотвращает такие явления. Но у нас, к сожалению, политика Пермского района и города Перми имеет противоположный вектор. Городские власти озаботились проблемой и пытаются уплотняться, но Пермский район стимулирует людей к покупке земельных участков, и застройка вокруг Перми разрастается с каждым годом.

Вторая системная проблема — плотность уличной дорожной сети, количество километров улиц на квадратный километр площади города. Все мероприятия по строительству магистралей у нас предусмотрены в генеральном плане. Надеюсь, улица Строителей улучшит ситуацию, связав с центром города Красавинский мост.

Также нам не хватает работы с населением. Мы плохо рассказываем горожанам о проблемах развития города. У нас не хватает информационного поля, которое было бы засеяно грамотной информацией. Если делается какой-то проект, он должен быть в публичном пространстве обсужден. Не просто на Градсовете или где-то специалистами, а он должен быть обсужден с жителями, разъяснен, почему так делается. Ведь, как правило, любой долгосрочный проект — неудобства для всех. Посмотрите, что происходит на улице сейчас — весь город перекопан. Пермяки ругают департамент, ругают все на свете, хотя делаются мероприятия, которые городу необходимы. То, как эти работы выполняются — другой вопрос. Мне непонятно, как можно было одновременно закрыть дублирующие улицы, не поработать со светофорами, начав такие грандиозные преобразования в центре города.

— Если оценить последние 10 лет. Какие ошибки городских властей были самыми грандиозными?

— Отказ от разработанного в 2010 году мастер-плана (разработан МАУ «Бюро городских проектов» и голландским бюро KCAP Architects&Planners при губернаторе Олеге Чиркунове — Properm.ru). Знаете, какая еще есть проблема в Перми? Мы очень долго обсуждаем. Мы постоянно вынашиваем какие-то планы. «Сто лет» мы вынашивали новый аэропорт, а потом за год построили фактически типовой объект. Такая же долгоиграющая история с галереей. А зоопарк? Уже давно можно было все построить, чтобы дать толчок развитию городского пространства и получить социально-значимые объекты, привлекающие не только горожан, но жителей соседних регионов.

— Почему отказ от «чиркуновского» мастер-плана это ошибка?

— Этот мастер-план — священная книга для меня и моих студентов. Вы знаете, что сейчас к нашему мастер-плану обращаются практически все архитектурные и градостроительные вузы. До сих пор на всех профессиональных форумах мастер-план Перми — флагман градостроительства, девелопмента и развития территории. Идеи и подходы мастер-плана Перми читаются в стандартах комплексного развития территорий, которые недавно совместно были разработаны ДОМ.РФ и КБ Стрелка.

Вот только у нас в Перми почему-то произошло жесткое его неприятие. Хотя это очень прогрессивный документ и остается таковым до сих пор. Если мы будем хотя бы в какой-то степени придерживаться тех принципов, которые там сформулированы, это будет большим плюсом для города.

— В прошлом году в Перми презентовали проект краевых властей «Пермь. 300 лет на Каме». Как думаете, его можно считать зачатком нового плана развития города?

— В том виде, в котором я его видела, это была вполне продуманная и обоснованная концепция. Придерживаются ли власти его в настоящее время — судить не могу. Большая ошибка, что идеи проекта широко не обсуждались и профессионально не разъяснялись населению, все было отдано на откуп социальным сетям и частным комментариям.

Если отвечать на ваш вопрос прямо — это не зачаток нового плана, а скорее первый шаг к реализации градостроительной стратегии, заложенной в мастер-плане 2010 года.

Мастер-план — документ, который представляет в графическом виде социально-экономическую стратегию развития города и его градостроительную концепцию. Главными принципами мастер-плана Перми 2010 года было создание компактного города, развитие застроенных территорий, средняя высотность и квартальная застройка. Однако с приходом на пост губернатора Виктора Басаргина от этой концепции отказались в пользу развития отдаленных микрорайонов и пригорода.

— Один из пунктов этого проекта — создание микрорайона «Пермь-Сити» с тремя небоскребами. Реально?

— Я видела на градсовете эту идею, пока ее нельзя назвать проектом. Мне кажется, строительства небоскребов у нас не будет. У нас демографические проблемы. Где людей взять, которые туда заедут? Они что, побросают свою недвижимость в центре и срочно поедут туда? Или свои дома в Пермском районе? Нет, ведь.

— Какой из текущих градостроительных проектов вам меньше всего понятен?

— До недавнего времени я находилась в заблуждении, что на месте ипподрома будет какой-то конгресс-холл. Оказалось, что появится ТРЦ «Планета». Мне непонятно, зачем мы строим этот торговый центр. При том, что рядом у нас есть Castorama, Leroy Merlin, Metro, ТРК «Столица» и «Новая столица», и мы почему-то лепим ТРЦ на сотни тысяч квадратных метров.

С точки зрения экономики города, новый огромный ТРЦ будет конкурировать со всеми этими объектами и, вероятно, негативно скажется на торговле в центре города. Подкреплен ли проект соответствующими расчетами мультипликативных эффектов? Не уверена.

— А что насчет огромного ТРЦ и гостиницы на месте кондитерской фабрики в центре Перми?

— Если вы имеете в виду тот проект, который мы неоднократно рассматривали на Градостроительном совете, то, на мой взгляд, проект вполне достойный. Наряду с торговыми площадями, в нем много нужных для города решений, например, отель и мостовой переход через улицу Попова, жилой комплекс. Потом не забывайте, что все-таки это центр, пешеходные пространства и пути, общественный транспорт, это бойкое и привлекательное для горожан место. Так что, если речь именно об этом проекте, то мы должны радоваться, что есть инвестор. Эта дыра в центре уже давно должна начать новую жизнь и интегрироваться в городскую ткань.

— С вашей кафедрой вообще часто советуются власти?

— Наше взаимодействие с властями ограничивается участием в градостроительных советах.

— На ул. Маяковского в Заостровке будет построен дом, который власти собрались заселить только переселенцами из аварийного жилья. Как оцениваете такое решение?

— Мне становится страшно, когда смотрю, как Пермь застраивают 25-этажным жильем, вопреки признанным ошибкам мирового градостроительного опыта. Такие густонаселенные районы, как «Солнечный город» или «Арсенал», очень быстро маргинализируются. История жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» в Сент-Луисе яркий тому пример. За 10 лет из микрорайона для молодых семей он превратился в гетто. Есть большая опасность, что мы повторяем этот путь, хотя наше жилье все-таки не социальное в том смысле, в котором оно строилось в Сент-Луисе.

— В последний год тема общественного транспорта стала особенно обсуждаемой. Вы поддерживаете те измения, что происходят сейчас?

— Очень поддерживаю развитие трамваев. На сегодняшний день это один из лучших видов общественного транспорта для больших городов. В период эксплуатации он себя оправдывает на 100%. С другой стороны мы убрали троллейбусы, когда опыт всего мира говорит, что этого делать нельзя.

Что касается новой маршрутной сети, то вопрос о ее корректировке назрел давно. Когда на остановке стоит несколько автобусов и все они полупустые, значит нужно что-то менять. Об удобстве новых маршрутов я не могу судить, поскольку давно передвигаюсь на машине. Но вообще, перед тем как маршрут менять, по нему надо проехать, а не просто смоделировать виртуально. Я придерживаюсь позиции, что все проекты по преобразованию нужно начинать с тестирования с небольшими стартовыми затратами, чтобы ошибки обходились не так дорого и были быстро поправимы. Пилотные проекты — хороший инструмент.

— Как оцениваете уровень транспортного планирования всего города?

— У нас его нет. Например, посмотрите на Иву. Там построили два жилых квартала, а выездов на магистраль только два. Пробки постоянные утром и вечером.

— Что в Перми вам нравится больше всего? Определенное место, улица?

— Мне нравятся наши зеленые пространства. Для меня Пермь всегда была самым зеленым городом. Люблю весенние и осенние краски ее аллей и парков. Поэтому я болезненно воспринимаю то, что сейчас происходит на Комсомольском проспекте. Рубят, уничтожают липовую аллею — символ города для большинства его жителей. Эта работа такая грубая и безжалостная по отношению к тому, что было создано предыдущими поколениями.

— Что нужно сделать властям, чтобы Пермь смогла стать лучше?

— Готовых рецептов нет. В первую очередь, городу нужна четкая долгосрочная градостроительная политика, закрепленная муниципальными нормативными документами. У нас достаточно денег для того, чтобы добиваться хороших результатов, если жить по плану, продумывая все наперед. В генплане 2010 года, кстати, были расписаны первоочередные и долгосрочные мероприятия и их стоимость.

Также нам не хватает открытости и независимой экспертной оценки принимаемых решений. Градостроительство — сложная область. В выработке решений должны быть задействованы не только органы власти, но и социологи, экономисты, планировщики, архитекторы и жители в том числе.

"