Posted 23 октября 2019, 03:39

Published 23 октября 2019, 03:39

Modified 2 марта 2023, 14:32

Updated 2 марта 2023, 14:32

Частных перевозчиков станет меньше. Кто возил, возит и будет возить пермяков?

23 октября 2019, 03:39
Татьяна Зырянова
Частники на маршрутах общественного транспорта Перми появились в 1990-е. С того времени они, не переставая, боролись с городскими властями, а власти с ними: за правила игры, за рост/сдерживание тарифа, за изменения маршрутной сети. Кому принадлежит сейчас этот рынок? Кто возит пермяков?

Краткая предыстория

Рынок пассажирских перевозок общественным транспортом в Перми зародился в 1990-е годы. Источники Properm.ru отмечают, что предприниматели привозили самые разные автобусы и отечественные, и из ближнего зарубежья, в том числе «утопленники», «конструкторы», чуть позже появились газели. По словам Сергея Левитана, бывшего одним из первых частных перевозчиков, новые газели, которые он закупил и пустил по маршрутам, были очень востребованы у пассажиров. По словам одного из крупнейших игроков рынка Эдуарда Мирзамухаметова, его отец работал водителем автобуса в муниципальном автопарке, а когда начались перебои с зарплатами, на семейном совете было принято решение начать свое дело. «Продали квартиру и купили автобус ЛАЗ в Свердловске», — рассказал Эдуард Мирзамухаметов. К середине 2000-х в Перми насчитывалось, по разным оценкам, 150–200 частных перевозчиков.

Муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» обанкротили. Его работники в 2005 году разбивали палаточный лагерь напротив Законодательного собрания региона — в знак протеста против уничтожения родного предприятия. В 2005 же году в отношении бывшего главы Перми Аркадия Каменева было заведено уголовное дело. В 2007 году Ленинский районный суд Перми признал его виновным в том числе в передаче подвижного состава «Пассажиравтотранса» в собственность третьим лицам. Экс-мэр был приговорен к 1 году и 6 месяцам условно с лишением права занимать должности в органах государственной власти в течение года.

Все это время власти пытались установить правила игры, частные перевозчики лоббировали свои интересы, объединялись в некоммерческие партнерства. То и дело доходило до «бунтов перевозчиков» (когда они не выходили на линии). Менялись начальники, менялись условия, цену проезда то сдерживали, то вдруг повышали, шли суды… Источники Properm.ru отмечают, что про эти события «можно написать отдельную книгу». Научные статьи, изучающие проблематику, кстати, уже есть.

Кто возит пермяков сейчас?

В Перми 70 автобусных маршрутов, еще восемь с буквой «т». В отрасли работают примерно 40 юридических лиц и ИП. Некоторые юридические лица связаны (аффилированы) с одними и теми же владельцами, поэтому фактически перевозчиков в Перми на сегодняшний день осталось 15–20. Ежедневно, по данным администрации города, в Перми на линию выходят около 780 автобусов и 83 трамвая. По информации на апрель 2019 года, общественным транспортом в Перми пользуются 769,2 тыс. человек. Объем пассажирских перевозок общественным транспортом в Перми — 7 млрд рублей в год.

«Техстрой-Авто»

Основной вид деятельности — Строительство жилых и нежилых зданий. Руководитель — Максим Бабушкин, бенефициар Сергей Жуланов. Выручка от продажи в 2017 году 56,4 млн рублей. Убыток — 588 тыс. рублей. Зарегистрировано в 2006 году. Маршруты №1 и №52.

Сергею Жуланову принадлежит также ООО «Сервисавто», обслуживает маршрут №68. Выручка «Сервисавто» в 2018 году — 58,6 млн рублей, чистая прибыль — 1,9 млн рублей, предприятие зарегистрировано в 2004 году.

МУП «Пермгорэлектротранс»

Для муниципального предприятия департамент имущественных отношений Перми заключил контракт на поставку 85 автобусов Volgabus с ООО «Бакулин Моторс Групп». Стоимость контрактов составила 627 (9,6 млн рублей за дизельный автобус) и 214,7 млн рублей (10,7 млн рублей за единицу газомотороный автобус). Автобусы должны были предоставить заказчику до 20 апреля 2019 года. Поставщик автобусов Volgabus не привез в Пермь 65 машин к сроку завершения контракта. В Пермь поступило лишь 20 газомоторных автобусов, из-за чего на поставщика наложен штраф, а мэрия Перми взяла в аренду 20 автобусов марки ЛиАЗ у ГУП «Мосгортранс». В итоге все 85 автобусов поступили, еще пять было закуплено до этого, таким образом, у ПГЭТ теперь 90 автобусов. Автобусные машруты: 2, 3, 11, 30, 36, 49, 50, 60, 62.

Подпишитесь