Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Частных перевозчиков станет меньше. Кто возил, возит и будет возить пермяков? Частники на маршрутах общественного транспорта Перми появились в 1990-е. С того времени они, не переставая, боролись с городскими властями, а власти с ними: за правила игры, за рост/сдерживание тарифа, за изменения маршрутной сети. Кому принадлежит сейчас этот рынок? Кто возит пермяков?

Частных перевозчиков станет меньше. Кто возил, возит и будет возить пермяков?

23 октября 2019, 08:39

Частных перевозчиков станет меньше. Кто возил, возит и будет возить пермяков?
Частники на маршрутах общественного транспорта Перми появились в 1990-е. С того времени они, не переставая, боролись с городскими властями, а власти с ними: за правила игры, за рост/сдерживание тарифа, за изменения маршрутной сети. Кому принадлежит сейчас этот рынок? Кто возит пермяков?

Краткая предыстория

Рынок пассажирских перевозок общественным транспортом в Перми зародился в 1990-е годы. Источники Properm.ru отмечают, что предприниматели привозили самые разные автобусы и отечественные, и из ближнего зарубежья, в том числе «утопленники», «конструкторы», чуть позже появились газели. По словам Сергея Левитана, бывшего одним из первых частных перевозчиков, новые газели, которые он закупил и пустил по маршрутам, были очень востребованы у пассажиров. По словам одного из крупнейших игроков рынка Эдуарда Мирзамухаметова, его отец работал водителем автобуса в муниципальном автопарке, а когда начались перебои с зарплатами, на семейном совете было принято решение начать свое дело. «Продали квартиру и купили автобус ЛАЗ в Свердловске», — рассказал Эдуард Мирзамухаметов. К середине 2000-х в Перми насчитывалось, по разным оценкам, 150–200 частных перевозчиков.

Муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» обанкротили. Его работники в 2005 году разбивали палаточный лагерь напротив Законодательного собрания региона — в знак протеста против уничтожения родного предприятия. В 2005 же году в отношении бывшего главы Перми Аркадия Каменева было заведено уголовное дело. В 2007 году Ленинский районный суд Перми признал его виновным в том числе в передаче подвижного состава «Пассажиравтотранса» в собственность третьим лицам. Экс-мэр был приговорен к 1 году и 6 месяцам условно с лишением права занимать должности в органах государственной власти в течение года.

Палаточный городок работников "Пассажиравтотранса" на эспланаде, 2005 год. Фото Анастасии Мальцевой

Все это время власти пытались установить правила игры, частные перевозчики лоббировали свои интересы, объединялись в некоммерческие партнерства. То и дело доходило до «бунтов перевозчиков» (когда они не выходили на линии). Менялись начальники, менялись условия, цену проезда то сдерживали, то вдруг повышали, шли суды… Источники Properm.ru отмечают, что про эти события «можно написать отдельную книгу». Научные статьи, изучающие проблематику, кстати, уже есть.

Кто возит пермяков сейчас?

В Перми 70 автобусных маршрутов, еще восемь с буквой «т». В отрасли работают примерно 40 юридических лиц и ИП. Некоторые юридические лица связаны (аффилированы) с одними и теми же владельцами, поэтому фактически перевозчиков в Перми на сегодняшний день осталось 15–20. Ежедневно, по данным администрации города, в Перми на линию выходят около 780 автобусов и 83 трамвая. По информации на апрель 2019 года, общественным транспортом в Перми пользуются 769,2 тыс. человек. Объем пассажирских перевозок общественным транспортом в Перми — 7 млрд рублей в год.

«Техстрой-Авто»

Основной вид деятельности — Строительство жилых и нежилых зданий. Руководитель — Максим Бабушкин, бенефициар Сергей Жуланов. Выручка от продажи в 2017 году 56,4 млн рублей. Убыток — 588 тыс. рублей. Зарегистрировано в 2006 году. Маршруты №1 и №52.

Сергею Жуланову принадлежит также ООО «Сервисавто», обслуживает маршрут №68. Выручка «Сервисавто» в 2018 году — 58,6 млн рублей, чистая прибыль — 1,9 млн рублей, предприятие зарегистрировано в 2004 году.

МУП «Пермгорэлектротранс»

Для муниципального предприятия департамент имущественных отношений Перми заключил контракт на поставку 85 автобусов Volgabus с ООО «Бакулин Моторс Групп». Стоимость контрактов составила 627 (9,6 млн рублей за дизельный автобус) и 214,7 млн рублей (10,7 млн рублей за единицу газомотороный автобус). Автобусы должны были предоставить заказчику до 20 апреля 2019 года. Поставщик автобусов Volgabus не привез в Пермь 65 машин к сроку завершения контракта. В Пермь поступило лишь 20 газомоторных автобусов, из-за чего на поставщика наложен штраф, а мэрия Перми взяла в аренду 20 автобусов марки ЛиАЗ у ГУП «Мосгортранс». В итоге все 85 автобусов поступили, еще пять было закуплено до этого, таким образом, у ПГЭТ теперь 90 автобусов. Автобусные машруты: 2, 3, 11, 30, 36, 49, 50, 60, 62.

«Вираж»

Директор предприятия — Владислав Якушев, он же совладелец вместе с Александром Богдановым. Выручка компании за 2018 год — 125,4 млн рублей, чистая прибыль — 31,9 млн рублей. Автобусные маршруты: 4, 27.

«Сити-Бас»

Также Александр Богданов и Владислав Якушев владеют предприятием «Сити-Бас», перевозчик по маршруту 63. Выручка предприятия за 2018 год 77,1 млн рублей, чистая прибыль — 16,5 млн рублей. По двум действующим договорам залога у предприятия 21 автобус марки Volgabus 2016 года выпуска. Договоры залога заключены в 2018 году.

Транспортные средства ООО «Сити-Бас», данные СПАРК (всего в залоге у банка 21 новый автобус).

«Дизель»

Эдуард Мирзамухаметов — крупнейший игрок на рынке городских перевозок. Совладелец и руководитель «Дизель», УТК «Дизель», «Автотрейд», учредитель школы подготовки водителей автотранспортных средств «Урсус». УТК «Дизель» — выручка от продажи 11,9 млн рублей, убыток 8,1 млн рублей за 2017 год. «Дизель» — 153,3 млн рублей, чистая прибыль — 1,1 млн рублей за 2017 год. В 2019 году с МКУ «Гортранс» заключено муниципальных контрактов на сумму 40 млн рублей. «Автотрейд» — выручка от продаж 238,2 млн рублей, чистый убыток — 666 млн рублей. С 2011 года получает контракты на перевозку, «просел» только в 2016 году (2,4 млн рублей). В 2018 — 36,2 млн рублей, в 2019 — 35,6 млн рублей. Маршруты: № 77, 78, 7, 18, 34 и 53 (тот самый, на котором недавно разбился автобус).

«Усадьба»

Владелица и руководитель предприятия — Мария Мирзамухаметова, компания явлется перевозчиком по маршруту 32. Выручка предприятия за 2018 год составила 56,5 млн рублей, чистая прибыль 5,5 млн рублей. Электронная почта компании, указанная на сайте департамента дорог и транспорта, такая же, как у ООО «Дизель», utk.dizel@mail.ru.

«Мега-Групп»

Руководитель компании — Валерий Ротманов, бенефициар — Сергей Караев. Выручка за 2017 год 102,1 млн рублей, чистая прибыль 4,9 млн рублей. Зарегистировано юридическое лицо в Краснокамске в 2008 году. Караев — совладелец некоммерческого партнерства «Новый автоальянс». Еще одно «Мега-Групп» зарегистрировано в 2010 году, руководитель и бенефициар Ксения Караваева, тоже Краснокамск, выручка за 2017 год — 76,7 млн рублей. «Мега-групп» обслуживает «закамские» маршруты: 8, 15, 20, 65. В начале октября перевозчик уведомил департамент дорог и транспорта о расторжении договоров. По данным источника Properm.ru, причина в том, что перевозчик несет убытки. Как стало известно Properm.ru, это вторая попытка Валерия Ротманова отказаться от выполнения контрактов. Первый раз уведомление о расторжении договоров было направлено им в мае 2019 года. После того, как стало известно, что тариф на оплату проезда будет повышен, руководитель предприятия забрал заявления. Но сейчас вновь уведомил о расторжении договоров. «Его душат долги, налоговая, и он нашел цивилизованный способ решения проблем бизнеса. Он не просто прекратил ездить прямо сейчас, а уведомил, как и требуется, за два месяца», — поясняет источник Properm.ru.

«Урал-Авто»

Телефоны и электронная почта компании, указанные на сайте департамента дорог и транспорта администрации Перми, точно такие же, как у «Мега-групп». В СПАРКе два общества под названием «Урал-Авто», зарегистрированные в Краснокамске по одному адресу в 2011 году, в один день. Одно принадлежит Виталию Корякову и сработало с убытком 12 тыс. рублей за 2018 год, второе Александру Рудакову и получило по итогам 2018 года выручку в размере 96,5 млн рублей, чистую прибыль в размере 20 млн рублей. Маршруты, которые по данным департамента, обслуживает перевозчик: 9, 23, 64.

Индивидуальные предприниматели

Константин Камбур — председатель Союза ветеранов участников боевых действий на Северном Кавказе, ПРОО, директор и совладелец ООО «Держава», зарегистрировано в 2012 году, выручка за 2017 год 90 тыс. рублей, убыток — 14 тыс. рублей. В 2018 году департамент дорог и транспорта администрации Перми взыскал с ИП 380 тыс. рублей штрафов за «ненадлежащее исполнение обязательств по договору на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми».

Предприниматель Лариса Морохина — бывший совладелец компаний «Автогрупп» и «Лидер», ИП Морохина, по данным департамента дорог и транспорта, перевозчик по маршруту №5 в Перми. В 2015 году департамент дорог и транспорта оштрафовал перевозчика на 198 тыс. рублей за ненадлежащее исполнение обязательств по договорам перевозки.

У индивидуального предпринимателя Виталия Плотникова, по данным департамента дорог и транспорта, маршрут №16. Он совладелец компании «Реалавтотрейд», перевозчика по маршруту 4Т.

У предпринимателя Максима Старкова маршрут №17. В лизинге, по данным СПАРК, пять единиц автотранспортных средств.

У Сергея Старкова маршруты № 24, 35, 38. Он совладелец компании «СК-Транс». Количество автобусов предпринимателя, которые находятся в залоге у банка, 15, годы выпуска — от 2007 до 2012.

У Евгения Красновского, перевозчика по маршруту 25, приостановлены операции по счетам (данные ФНС), предпринимателю принадлежит десять автобусов марки ПАЗ.

Дмитрий Черноколпаков, перевозчик по маршруту 26, также испытывает трудности с налоговой — «имеются действующие решения ФНС о приостановлении операций по счетам». У предпринимателя три отечественных автобуса, приобретенных в лизинг.

Андрей Целоусов (бывший совладелец «Автоликона», бывший совладелец «Уралтрансавто») в апреле 2019 года заключил контракт с муниципальным казенным учреждением «Городское управление транспорта». Цена контракта — 1, 069 млн рублей. МКУ заключило с перевозчиком договор на «выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемому тарифу города Перми». Предприниматель осуществляет перевозки по маршрутам 33 и 46 (по будням).

Галина Окулова — перевозчик по маршруту 40. У перевозчика два действующих договора залога с банком, в залоге восемь единиц автотранспорта. По данным СПАРК, «имеются действующие решения ФНС о приостановлении операций по счетам».

Василий Русаков — перевозчик по маршрутам 12, 41. По словам источника Properm.ru, перевозчики, у кого по одному-два субсидируемых маршрута, самая сложная ситуация. Повышение стоимости проезда может обернуться для них убытками. После подорожания цены проезда маршруты могут перестать быть убыточными, значит, перевозчики лишатся субсидий. «Им только ложиться и умирать», — говорит источник Properm.ru.

Фото phototrans.eu

Евгений Анисимов — перевозчик по маршруту 43 и маршруту 11Т, генеральный директор и совладелец ООО «Эдельвейс», того самого, который работал на непокорном маршруте №100 (Парковый — Садовый), самовольно открытом компанией в 2006 году. Администрация Перми согласовывать маршрут отказалась, перевозчик судебный процесс проиграл. Долей в уставном капитале компании «Эдельвейс» владел Павел Ширев, бывший депутат Пермской городской думы.

Индивидуальный предприниматель Олег Новоселов обслуживает маршрут №14, в залоге у банка — семь автобусов марки НЕФАЗ 2014 года выпуска. Новоселов, также как и Алексей Кирсанов, является членом некоммерческого партнерства «Автолидер». Кроме этого, он совладелец компании «Каматранссервис», совладелец и руководитель ООО «НП МАНСИТИ», выручка предприятия за 2018 год составила 83,3 млн рублей, чистая прибыль — 1,1 млн рублей. Вторым совладельцем предприятия является Сергей Полежаев, перевозчик по маршруту 56.

Сергей Тетерин входил в НП «Автоликон», сейчас, по данным департамента дорог и транспорта, является перевозчиком по маршрутам 44 и 61. По данным ФНС, у предпринимателя «приостановлены операции по счетам».

Индивидуальный предприниматель Виктор Иванов — перевозчик по маршруту 66, является совладельцем ООО «Визави» и «Городской автобус» (выручка за 2018 год — 13,1 млн рублей), входит в некоммерческое партнерство «Новый авто-альянс». Руководитель НП Александр Стерлягов, в партнерство входят «Мега-групп» и Сергей Караев.

Перевозчик по маршруту 75 — Петр Белозеров, директор и совладелец ООО «Союз» (выручка предприятия за 2018 год 5 млн рублей) и ООО «ВТБ-авто» (выручка компании за 2018 год — 4,8 млн рублей). Виды деятельности компаний — «деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении» и «регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении».

Индивидуальный предприниматель Сергей Михалев осуществляет перевозки по маршруту 5Т. Игорь Жужгов осуществляет перевозки по маршруту 12Т, у предпринимателя пять действующих договор лизинга на газели.

Перевозчик по маршруту №10 — Татьяна Златковская. Весной 2019 года Татьяна Златковская вместе с другими перевозчиками (по маршрутам 36 и 66) пытались признать незаконными требования аукционной документации на выполнение перевозок в рамках новой транспортной сети. В судебном иске перевозчики сообщали, что завышенные требования не позволяют им принять участие в аукционе. Суд отказал в удовлетворении исковых требований. 11 октября 2019 года апелляционная инстанция оставила в силе решение суда.

Алексей Кирсанов бывший совладелец некоммерческого партнерства «Автоальянс», входит в НП «Автолидер», руководитель - Александр Богданов. Перевозчики уже закупили автобусы Volgabus 2017 года выпуска, транспортные средства находятся в залоге у Сбербанка. По данным департамента дорог и транспорта, ИП Кирсанов работает на маршруте №13.

Транспортные средства ИП Кирсанова, данные СПАРК (всего в залоге у банка 15 новых автобусов). Договоры залога 2018 года.

«ТрансК»

Перевозчик по маршруту №37, руководитель «ТрансК» Геннадий Костарев, владелица — Инна Сафронова, выручка за 2018 год — 318 тыс. рублей.

«Закамский автобус-1»

Предприятие, принадлежащее Владимиру Еремину и Павлу Глухову, осуществляет перевозки по 39 маршруту, по данным департамента дорог и транспорта. Компания находится в процедуре банкротства, последние торги по продаже имущества предприятия, прошедшие 16 октября 2019 года, признаны несостоявшимися из-за отстутствия заявок. Принято решение о назначении повторных торгов. На продажу выставлены 12 автобусов разных марок. Исполняет обязанности конкурсного управляющего Сергей Михеев.

«Закамское автотранспортное предприятие»

Предприятие осуществляет перевозки по маршрутам 80 и 46 (в выходные дни). Вместе с «Мега-групп» перевозчик подал уведомление о расторжении договора, уходе с маршрута. Электронный адрес «Мега-групп» и «Закамского автотранспортного предприятия», указанный на сайте департамента дорог и транспорта, один и тот же. По данным СПАРК, компания принадлежит Евгению Худякову, он же является директором. Выручка предприятия за 2018 год составила 70,5 млн рублей, чистая прибыль 2,5 млн рублей.

«ПермьАвтоЛайн»

Перевозчик по маршруту 47, руководитель и совладелец компании Людмила Пупова. Выручка предприятия за 2018 год 26,5 млн рублей, чистая прибыль — 7,4 млн рублей. Компания осуществляет регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, зарегистрирована в деревне Луговая Усть-Качкинского сельского поселения. По действующим договорам залога у компании пять автобусов Volgabus 2017 года выпуска.

«Третий паркъ»

Перевозчик по маршруту 55. Совладельцы — Павел Глухов и Вадим Стерхов, руководитель — Анжелика Костицина. Павел Глухов, совладелец и бывший совладелец и руководитель предприятий, ставших банкротами: ООО «Закамский автобус-1», «Закамский автобус-2», «Закамский автобус-3». В марте 2019 года «Пермгорэлектротранс» отдал компании «Третий паркъ» субподряд на перевозку пассажиров по маршруту 60 «Детский дом культуры имени Кирова — Комсомольская площадь». Цена контракта — 4,3 млн рублей.

«Горавтотранс»

Предприятие является перевозчиком по маршрутам 67, 74. Компания «Горавтотранс» принадлежит Игорю Колесникову, выручка предприятия за 2018 год — 76,2 млн рублей, убыток — 1,6 млн рублей. Директор ООО «Горавтотранс» Альфрит Адутов как индивидуальный предприниматель является перевозчиком по маршруту 59.

«АСК Транс»

Генеральный директор и владелец компании — Сергей Аристов, входивший в НП «Автоликон», генеральный директор и владелец ООО «АСК Транс». Как индивидуальный предприниматель Аристов является перевозчиком по маршрутам 58 и 71. Компания «АСК Транс» по итогам 2018 года получила выручку в размере 4,2 млн рублей, чистую прибыль в размере 4 млн рублей, перевозит пассажиров по маршрутам 21, 73.

«Транзит»

Предприятие зарегистрировано в Краснокамске, основной вид деятельности — «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», обслуживает маршруты 2Т, 7Т, 8Т. Владелец компании Олег Герман, руководитель Сергей Буторин. Выручка предприятия за 2018 год — 2,7 млн рублей.

«Экипаж»

Предприятие обслуживает маршрут 3Т, совладельцы Анвар Шарипов и Владимир Мелкозеров, выручка за 2018 год — 5,4 млн рублей, убыток — 1,7 млн рублей.

Многие перевозчики отмечают, что реформа транспортной отрасли, которую сейчас проводят городские власти, еще сократит количество игроков рынка, львиная доля перевозок будет у муниципального предприятия «Пермгорэлектротранс». «Те, у кого по одному-два маршрута должны будут уйти», — уверен директор некоммерческого партнерства «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов. Сейчас уже можно заметить, что крупные игроки (Эдуард Мирзамухаметов, Александр Богданов, Алексей Кирсанов) в 2018 и в 2019 году закупили новые автобусы марки Volgabus (2016, 2017 года выпуска). По причине подготовки к аукционам, которые должны пройти в декабре 2019 года, Эдуард Мирзамухаметов отказался от маршрута №18. Повышение цены на проезд переводит этот машрут из субсидируемых в прибыльные, но перевозчик, теряя субсидии, по его словам, срабатывает практически в ноль. Поэтому автопарк маршрута №18 (и другие автобусы) будут готовить к аукционам. «Транспорт надо обновить, отремонтировать, это требует времени, мы готовимся к аукционам», — пояснил Эдуард Мирзамухаметов в интервью Properm.ru.