Posted 31 октября 2019,, 03:01

Published 31 октября 2019,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Игры со скидками. Уменьшая стоимость проезда, мэрия Перми пытается выиграть на проездных

Игры со скидками. Уменьшая стоимость проезда, мэрия Перми пытается выиграть на проездных

31 октября 2019, 03:01
Фото: Properm.ru
Когда мэрия Перми согласилась немного уменьшить планируемое повышение тарифа на проезд с 28 до 26 рублей, она одновременно уменьшила и скидки по проездным и даже часть скидок для льготников.

Игры с цифрами, которые регулярно устраивают чиновники городской администрации, продавливая те или иные положения транспортной реформы, по-моему уже должны войти в поговорки. Кажется на одном из заседаний комитетов по этой проблематике депутат Владимир Молоковских приводил статистику. По его расчетам, мэрия за минувший год озвучивала восемь вариантов подсчета пассажиропотока в пермском транспорте и итоговые цифры отличались на десятки миллионов человеко-поездок. От 242 до 283 млн в год. Понятно, что при таких подсчетах, итоговые суммы доходов и затрат разнятся на сотни миллионов рублей. Но последний по времени фокус с расчетами, который провернули чиновники, способен вызвать уже не умиление, а раздражение.

Летом этого года руководители транспортной отрасли вышли с инициативой повысить цену на проезд до 28 рублей за поездку при оплате наличными, 24 рубля — по карте. При этом предлагался набор длительных проездных на разное количество поездок с понятным принципом скидок: чем больше платишь сразу, тем больше скидка на каждую поездку.

Вот «летний» набор «тарифного меню» для обычных, не льготных пермских пассажиров. Первая колонка в таблице — количество поездок, вторая — срок действия. В третьей формула расчета цены: ТР — тариф (то есть в том случае 28 рублей) умножаемый на количество поездок и на процент. Грубо говоря, если в формуле стоит 85%, то это значит, что пассажир при покупке такого проездного заплатит 85% от полной суммы. В четвертой колонке — собственно цена проездного. Посмотрите внимательно на эти цифры, особенно на третью колонку — на процент от полной суммы.

Осенью мэрия уменьшила аппетиты и представила на рассмотрение думы изменённый проект, в котором повышение вроде бы не было столь шоковым. Базовая цена 26 рублей за поездку, безнал — 24. И новое тарифное меню. При этом вопрос о тарифном меню на рассмотрении у депутатов шёл «прицепом» к основному «об изменении тарифа». И судя по всему в нём просто никто не ожидал подвоха. Показав таблицу публикуемую ниже, знакомому депутату, получил ответ: «Пропустили». Вот октябрьский вариант того же самого тарифного меню для не льготных пассажиров, принятый пока только в первом чтении, а значит поддающийся корректировке.

Обратите внимание, на первую же строку. По проекту августа житель или гость нашего города, купивший суточный проездной заплатил бы 85% его полной стоимости — 119 рублей (при базовой цене 28 рублей за поездку). А по проекту октября — суточный проезд отдается ему без скидки и заплатит он за него 130 рублей (при базовой цене в 26 рублей за поездку).

Далее все по той же схеме: на 60 поездок вместо 80% полной стоимости надо заплатить 90%, при месячном безлимитном — вместо 75% плата составит 85%, при трехмесячном 67% преобразовалось в 80% (правда в этой строке техническая ошибка в числе поездок и сумме. Должно быть 303 поездки и итоговая сумма 6480 рублей). И только скидку на годовой проездной не тронули, видимо понимая, что его вряд ли кто-то будет покупать.

Еще до заседания думы мэрия опубликовала замечательные иллюстрированные карточки, которые объясняют сколько каждый пермяк заплатит за тот или иной проездной. Изучив их и сравнив с четвертой колонкой начальной таблицы, вы наверняка предложите вручить специалистам городской администрации Нобелевскую премию по математике и экономике. Ибо уменьшив проектный базовый тариф на два рубля (с 28 до 26 рублей) они легкой процентной игрой пытаются вынудить пассажиров платить за проездные больше. И это получается почти везде. Согласитесь, это гениально.

Но это еще не все. Сейчас льготники платят за проезд на 40% меньше полной суммы, вместо 20 рублей за поездку при покупке льготных карт одна поездка им обходится в 12 рублей. Вот как это описано в соответствующем и действующем решении Пермской городской думы.

«Дополнительная мера социальной поддержки предоставляется в виде 40-процентной скидки от действующего тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам на оплату поездок по муниципальным маршрутам с использованием льготного проездного документа на 60, 90 и 120 поездок в месяц и возможностью его последующего пополнения на 30 и 60 поездок, но не более 120 поездок в месяц».

А вот опять же октябрьский проект, принятый в первом чтении с возможностью изменения цифр.

А вот все те же великолепные карточки, изготовленные по октябрьскому проекту.

И мы наблюдаем ту же картину, что и в случае с не льготными категориями. Система проездных поправлена так, чтобы уменьшение базового тарифа никак не обидело муниципальную казну. Маломальский выигрыш по сравнению с вариантом августа наши льготники получают при покупке проездных на 90 поездок или безлимитных. Но, если честно, называть это выигрышем неправильно — ведь, еще раз напомним, базовая цена поездки по августовскому проекту — 28 рублей. А сейчас — 26.

Изменения, которые коснулись льготников

Количество поездок Базовая цена проезда — 28 рублей (вариант августа) Базовая цена проезда — 26 рублей (вариант октября)
30 468 рублей 546 рублей
60 864 рубля 936 рублей
90 1296 рублей 1170 рублей
Безлимит (только для студентов и школьников) 1584 рублей 1313 рублей

Чудеса? Нет, просто манипуляции и хорошая игра с калькулятором. Причём, депутаты городской думы неоднократно и публично высказывали недовольство теми расчетами и финансово-экономическими документами, которые получали от мэрии в качестве обоснования реформы, повышения цен на проезд и так далее. Но в этом-то случае всё исполнено грамотно, и если можно употребить такое слово — тонко. Разбираться со столь большой разницей в качестве исполнения документов придётся депутатам городской думы.

Редакция Properm.ru надеется, что параметры будущего тарифного меню будут рассмотрены так же тщательно, как и другие аспекты реформы общественного транспорта города.

Олег Русских для Properm.ru

"