Posted 13 ноября 2019,, 05:10

Published 13 ноября 2019,, 05:10

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Реформа транспорта поехала по кругу? Власти вернут частникам маршруты ПГЭТ и снизят требования к технике

Реформа транспорта поехала по кругу? Власти вернут частникам маршруты ПГЭТ и снизят требования к технике

13 ноября 2019, 05:10
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
Муниципальный перевозчик Перми уходит с двух маршрутов. Вместо новых «Волгобасов» на маршрутах 60 и 62 поедут уже традиционные старые дизельные автобусы. Кроме того чиновники отрасли практически приравняли систему оплаты проезда через валидаторы к автоматической системе учета пассажиров и не могут определиться с техническими требованиями к автобусам.

Большому куску ПГЭТ не радуется

Весной этого года муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс» резко увеличил долю на рынке автобусных перевозок города. Под предприятие закупили 85 новых автобусов и оно выиграло конкурсы сразу на восемь маршрутов. Имея в своем распоряжении только 90 автобусов предприятие должно было обслуживать маршруты с общим числом в 112 машин. Как так получилось — вопрос скорее к правоохранительным органам. Отметим только, что все контракты разыгрывались в марте-апреле этого года, и к тому моменту все прекрасно знали, сколько автобусов может вывести на улицу «Пермгорэлектротранс». О нехватке ресурсов знали и руководители предприятия и руководители мэрии, но все подписали договоры.
Для компенсации дефицита «Пермгорэлектротртанс» взял на субподряд автобусы нескольких частных перевозчиков.

Руководителю департамента транспорта Анатолию Путину и вице-мэру Людмиле Гаджиевой на нарушения несколько раз указывали депутаты Пермской городской думы. Например, Александр Филиппов говорил о том, что некоторые частные перевозчики на субподряде «Пермгорэлектротранса» «вольно» обходятся с выручкой с маршрутов, а Вероника Куликова акцентировала внимание на отсутствии у части нанятых автобусов системы автоматического учета пассажиров.

Похоже, что вынос на всеобщее обозрение проблем с контрактами муниципального перевозчика и внимание прокуратуры возымели действие. На днях администрация города объявила торги на перевозку по нескольким автобусным маршрутам Перми. В их числе — №60 (ДДК им. Кирова — Комсомольская площадь) и №62 («Крохалева — ул. милиционера Власова»). И здесь есть особенности. Действующие контракты на оба направления обслуживает муниципальный перевозчик «Пермгорэлектротранс». Лоты выставленные на аукционы очень короткие, всего месяц. И сделано это раньше срока окончания контрактов у «ПГЭТа». Фактически «Пермгорэлектротранс» вынужденно «сливает» долю на рынке.

Эту версию в разговоре с журналистом Properm.ru подтвердил Анатолий Путин. По его словам, два маршрута разыграют между собой «частники», а высвободившиеся машины «ПГЭТ» распределит по оставшимся направлениям. У этой истории есть две беды. Одна — локальная. Дело в том, что договоры с частными перевозчиками, которые обслуживали маршруты ПГЭТа расторгают внезапно и намного раньше срока.

Вторая проблема — требования к подвижному составу. Когда в мае на маршруты заступал ПГЭТ все тот же Анатолий Путин говорил: «…город установит жёсткие требования к подвижному составу, работающему на линии. Это будут газовые автобусы и автобусы, работающие на топливе Евро-5, что позволит не допустить увеличения выхлопных газов в городе».

Теперь похоже ситуация изменилась. На маршрутах 60 и 62 судя по официальным сообщениям могут работать автобусы «не старше 12 лет, экологического класса не ниже Евро-3».

Если снижающиеся технические требования к пассажирским автобусам — результат пилотного проекта реформы общественного транспорта в Перми, то снова возникают вопросы к целесообразности реформы в целом.

Учёт не равен платежу

Еще один интересный момент выяснился на заседании экономического комитета городской думы во вторник 12 ноября. Обсуждая технический момент о выполнении поручения депутатов по оборудованию городских автобусов автоматической системой учета пассажиров внезапно выяснилось, что городской департамент транспорта теперь считает наличие валидаторов у кондуктора той самой системой автоматического учета (АСУП).

Напомним, валидатор — это фактически онлайн-касса. Он находится в руках у кондуктора, проводит безналичные платежи и позволяет кондуктору выдать чек тому, кто заплатит за проезд наличными. АСУП же — датчики на дверях автобусов, которые автоматически фиксируют всех входящих в салон. Судя по позиции департамента транспорта, количество вошедших в автобус и количество заплативших — это одно и тоже.

Это замечательный подход. Во-первых, «зайцы» как бы выпадают из поля зрения систем учёта. Во-вторых, некоторые частные перевозчики наверняка попраздновали. Чтобы не быть голословным, процитирую депутата Александра Филиппова с еще сентябрьского обсуждения транспортной темы: «Мне сейчас в перерыве несколько СМС пришло с номерами маршрутов, где билетики параллельно этим самым валидаторам продают».

Господин Филиппов говорит о возможных фактах, когда вместо официальных чеков кондукторы каких-то маршрутов уже оборудованных валидаторами выдают пассажирам билетики старого образца. Куда уходят полученные наличные деньги? Риторический вопрос.

Сами себе противоречат?

Последние заявления идеологов и главных реализаторов транспортной реформы в Перми по вопросу технических требований к автобусам заставляют задуматься о наличии в рядах чиновников единой и четкой концепции изменений. 30 октября на Общественно-консультативном совете во главе с Людмилой Гаджиевой руководитель департамента транспорта Анатолий Путин говорил, что новый вариант требований к подвижному составу (уже третий, кстати, который предложила мэрия с весны этого года) позволит через пять лет добиться следующих результатов: 80% автобусов — «Евро 5», не старше пяти лет, низкий пол. 20% — «Евро 4», не старше 10 лет.

Буквально через несколько дней на общественных слушаниях по бюджету Перми сама Людмила Гаджиева пообещала, что ни одного автобуса старше 10 лет на городских маршрутах не останется уже к концу 2020 года.

Какие еще новации, попытки поменять «правила игры» в системе общественного транспорта мы увидим за ближайшие месяцы остается только догадываться. А ведь реформа еще толком и не стартовала.

Олег Русских для Properm.ru

"