Posted 18 ноября 2019,, 11:37

Published 18 ноября 2019,, 11:37

Modified 2 марта 2023,, 14:31

Updated 2 марта 2023,, 14:31

Бюджетные «дарования». Казна Перми прирастёт не экономикой, но региональными деньгами и платой за проезд

Бюджетные «дарования». Казна Перми прирастёт не экономикой, но региональными деньгами и платой за проезд

18 ноября 2019, 11:37
Фото: Properm.ru
Бюджет Перми увеличивается настолько стремительно, что его впору сравнивать с курсами криптовалют. Еще в прошлом году доходная часть краевой казны составляла 25,2 млрд рублей. В этом — 30,4 млрд, проект на 2020 год — 38 млрд. Если бы это обеспечивалось ростом экономики мегаполиса, то можно было бы награждать мэрию Нобелевской премией. На самом деле всё это лишь «подарки» к будущему юбилею и смена модели общественного транспорта. Так что большими денежными вливаниями надо еще суметь распорядиться.

На грани дисбаланса

Финансовый документ на ближайшую «трехлетку» будет рассматриваться на двух пленарках городской думы. Глава департамента финансов мэрии Вера Титяпкина сообщила депутатам, что доходы бюджета краевой столицы запланированы на 2020 год в сумме 38 млрд рублей, в 2021 году — в размере 41 млрд рублей, в 2022 году — 40,4 млрд рублей. При этом расходы 2020 года превысят 39 млрд рублей, а в 2021–2022 годах достигнут уровня 41 млрд рублей. Намечаемый дефицит бюджета — 2020 — 1,3 млрд рублей.

По словам «финансового» вице-мэра, увеличение доходов бюджета, прежде всего, планируется благодаря увеличению межбюджетных трансфертов и платы за проезд на муниципальных маршрутах. Иначе говоря, доходы пермской казны прирастают не из-за «взлета» местной экономики, а в силу растущей «щедрости» федеральных и краевых властей.

Межбюджетные трансферты — средства, которые безвозмездно передаются из одного бюджета в другой. В зависимости от особенностей, они делятся на дотации, субсидии, субвенции. При этом трансферты позволяют государственным чиновникам надежно контролировать финансовую систему, в то же время, оставаясь «мозгом и центром» передачи доходов местным бюджетам. Поэтому, ответственности у пермских чиновников и депутатов за исполнение проектов (в том числе, связанных с празднованием 300-летнего юбилея Перми) меньше не станет. А вот краевые власти в случае, если какие-то проекты «забуксуют», всегда смогут встать в позицию: «да, деньги наши, но исполнители — городские».

Проект бюджета Перми подготовлен на основе базового сценария, — отметила в своем выступлении председатель пермской Контрольно-счетной палаты Мария Батуева. — Одной из основных особенностей проекта стал переход на новую транспортную модель, в результате применения которой доходы от платы пассажиров за проезд станут сначала поступать в бюджет, а из бюджета будет оплачиваться транспортная работа перевозчиков. Доходы от оплаты проезда запланированы на «трехлетку» в размере 15 млрд рублей, а расходы отрасли — 17 млрд рублей, что создает определенный дисбаланс для муниципального бюджета.

«Виртуальные» расчеты

По оценке специалистов КСП при расчете доходов допущен ряд ощутимых «рисков». Например, прогноз по налогу на доходы физических лиц рассчитан на основании ожидаемой оценки его поступления в 2019 году — а именно с ростом почти на 9% к уровню 2018 года, что заметно превышает реальный темп роста поступлений к началу октября 2019. По мнению ревизоров, если экономическая реальность победит прогнозы аналитиков, Пермь недополучит в 2020 году 213 млн рублей, в 2021 — 227 млн рублей, в 2022 — на 242 млн рублей.

Кроме того, в КСП не уверены, что город получит запланированные доходы от платы за проезд на автобусах и трамваях муниципальных маршрутов. Расчет сделан с учетом повышения стоимости проезда в следующем году до 26 рублей и теоретических расчетов пассажиропотока. Притом, конкретные решения гордумы в этой части пока приняты только в первом чтении, поэтому, «прогноз доходов от платы за проезд необходимо вновь рассчитать — в сторону уменьшения».

В отношении доходов также отмечу отсутствие в составе расчетов проекта бюджета, материалов, подтверждающих расчетные показатели, — заявила с думской трибуны Мария Батуева. — Так, по налогу на имущество физических лиц не подтвержден процент риска оспаривания кадастровой стоимости в размере 20%. По налогу от патентной системы налогообложения не представлен расчет увеличения его плательщиков.

Наталья Мельник, председатель бюджетного комитета гордумы: — Считаю, что городу необходим более взвешенный подход к формированию доходной части муниципального бюджета. Это, в том числе связано с размером тарифа на проезд в общественном транспорте, который пока еще не пересмотрен. Кроме того, в предстоящей «трехлетке» мы должны существенно изменить отношение к договорам аренды и прочим вопросам, которые связаны с поступлением неналоговых доходов.

«300-летие Перми — событие рядовое»

По мнению ряда депутатов, резкий рост доходов бюджета, в том числе за счет краевых «вливаний», не решает «автоматически» массу серьезных вопросов, стоящих сегодня перед городскими властями.

Геннадий Сторожев, депутат Пермской городской думы: — Да, на цифрах сейчас мы видим бюджет, который по своему объему почти вдвое превышает бюджет трехлетней давности. Есть и сбалансированность, и социальная ориентированность расходов, и даже появился, наконец, дефицит. Но почему тогда проект бюджета столь нелогичен, например, относительно того же тарифа на проезд в городском транспорте? Бюджет объемом 22 млрд рублей «выдерживал» стоимость проезда в 20 рублей, а бюджет размером 40 млрд рублей уже не «выдерживает»? В последнее время у нас появилась новая «священная корова» — 300-летие Перми. Почему в угоду этому, в принципе рядовому, событию, ведь у нас в крае есть города и постарше, вроде Соликамска, или Чердыни, нужно серьезно менять бюджет? В том числе — увеличивать расходы на благоустройство?

Депутат Надежда Агишева напомнила о прошедших недавно публичных слушаниях по бюджету, на которых, из-за их ограниченности по времени, смогли выступить далеко не все желающие. Вера Титяпкина сообщила о готовности мэрии рассмотреть вариант проведения слушаний в двухчасовом формате. Однако, по мнению скептически настроенных депутатов, проблемы в корне это не решит.

Надежда Агишева: — Речь идет о получении и осмыслении огромного объема информации. Поэтому, возможно, следует сделать более сложную систему проведения публичных слушаний… Нужно создать систему, при которой все горожане, смогут не отправляться в гордуму, чтобы эмоционально здесь высказаться, а в рамках процесса общественного участия корректно получить ответы на все свои вопросы.

В реальности же, главной проблемой бюджета Перми будет всё-таки не регламент общественных слушаний. Пока администрация города, соответствующие подразделения и подрядчики явно не могут «переварить» падающий на город денежный поток, а администрирование новой модели общественного транспорта пока вызывает больше скепсиса, чем одобрения. Получается, что большие цифры пермской казны для нас пока означают и большие проблемы.

Анатолий Москвин для Properm.ru

"