Posted 18 ноября 2019,, 11:37
Published 18 ноября 2019,, 11:37
Modified 2 марта 2023,, 14:31
Updated 2 марта 2023,, 14:31
Финансовый документ на ближайшую «трехлетку» будет рассматриваться на двух пленарках городской думы. Глава департамента финансов мэрии Вера Титяпкина сообщила депутатам, что доходы бюджета краевой столицы запланированы на 2020 год в сумме 38 млрд рублей, в 2021 году — в размере 41 млрд рублей, в 2022 году — 40,4 млрд рублей. При этом расходы 2020 года превысят 39 млрд рублей, а в 2021–2022 годах достигнут уровня 41 млрд рублей. Намечаемый дефицит бюджета — 2020 — 1,3 млрд рублей.
По словам «финансового» вице-мэра, увеличение доходов бюджета, прежде всего, планируется благодаря увеличению межбюджетных трансфертов и платы за проезд на муниципальных маршрутах. Иначе говоря, доходы пермской казны прирастают не из-за «взлета» местной экономики, а в силу растущей «щедрости» федеральных и краевых властей.
Межбюджетные трансферты — средства, которые безвозмездно передаются из одного бюджета в другой. В зависимости от особенностей, они делятся на дотации, субсидии, субвенции. При этом трансферты позволяют государственным чиновникам надежно контролировать финансовую систему, в то же время, оставаясь «мозгом и центром» передачи доходов местным бюджетам. Поэтому, ответственности у пермских чиновников и депутатов за исполнение проектов (в том числе, связанных с празднованием 300-летнего юбилея Перми) меньше не станет. А вот краевые власти в случае, если какие-то проекты «забуксуют», всегда смогут встать в позицию: «да, деньги наши, но исполнители — городские».
— Проект бюджета Перми подготовлен на основе базового сценария, — отметила в своем выступлении председатель пермской Контрольно-счетной палаты Мария Батуева. — Одной из основных особенностей проекта стал переход на новую транспортную модель, в результате применения которой доходы от платы пассажиров за проезд станут сначала поступать в бюджет, а из бюджета будет оплачиваться транспортная работа перевозчиков. Доходы от оплаты проезда запланированы на «трехлетку» в размере 15 млрд рублей, а расходы отрасли — 17 млрд рублей, что создает определенный дисбаланс для муниципального бюджета.
По оценке специалистов КСП при расчете доходов допущен ряд ощутимых «рисков». Например, прогноз по налогу на доходы физических лиц рассчитан на основании ожидаемой оценки его поступления в 2019 году — а именно с ростом почти на 9% к уровню 2018 года, что заметно превышает реальный темп роста поступлений к началу октября 2019. По мнению ревизоров, если экономическая реальность победит прогнозы аналитиков, Пермь недополучит в 2020 году 213 млн рублей, в 2021 — 227 млн рублей, в 2022 — на 242 млн рублей.
Кроме того, в КСП не уверены, что город получит запланированные доходы от платы за проезд на автобусах и трамваях муниципальных маршрутов. Расчет сделан с учетом повышения стоимости проезда в следующем году до 26 рублей и теоретических расчетов пассажиропотока. Притом, конкретные решения гордумы в этой части пока приняты только в первом чтении, поэтому, «прогноз доходов от платы за проезд необходимо вновь рассчитать — в сторону уменьшения».
— В отношении доходов также отмечу отсутствие в составе расчетов проекта бюджета, материалов, подтверждающих расчетные показатели, — заявила с думской трибуны Мария Батуева. — Так, по налогу на имущество физических лиц не подтвержден процент риска оспаривания кадастровой стоимости в размере 20%. По налогу от патентной системы налогообложения не представлен расчет увеличения его плательщиков.
По мнению ряда депутатов, резкий рост доходов бюджета, в том числе за счет краевых «вливаний», не решает «автоматически» массу серьезных вопросов, стоящих сегодня перед городскими властями.
Депутат Надежда Агишева напомнила о прошедших недавно публичных слушаниях по бюджету, на которых, из-за их ограниченности по времени, смогли выступить далеко не все желающие. Вера Титяпкина сообщила о готовности мэрии рассмотреть вариант проведения слушаний в двухчасовом формате. Однако, по мнению скептически настроенных депутатов, проблемы в корне это не решит.
В реальности же, главной проблемой бюджета Перми будет всё-таки не регламент общественных слушаний. Пока администрация города, соответствующие подразделения и подрядчики явно не могут «переварить» падающий на город денежный поток, а администрирование новой модели общественного транспорта пока вызывает больше скепсиса, чем одобрения. Получается, что большие цифры пермской казны для нас пока означают и большие проблемы.
Анатолий Москвин для Properm.ru