Posted 17 декабря 2019,, 03:00

Published 17 декабря 2019,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 14:13

Updated 2 марта 2023,, 14:13

Бюджет Перми «надуют» юбилеем. 45% городской казны обеспечат деньги региона

Бюджет Перми «надуют» юбилеем. 45% городской казны обеспечат деньги региона

17 декабря 2019, 03:00
Фото: Properm.ru
На финальной пленарке пермской гордумы 17 декабря депутаты примут городской бюджет на ближайшую трехлетку. По сути, он сильно ориентирован на финансирование проектов, связанных с празднованием 300-летнего юбилея Перми. Properm.ru изучили аналитику КСП и основные особенности финансового документа можно рассказать еще до голосования. Главное: существенную часть доходов будут составлять деньги от платы за проезд и «юбилейные» субсидии краевой казны.
Сюжет
Налоги

«Базовый» оптимизм

В экспертизе проекта бюджета на 2020–2022 годы, сделанной Контрольно-счетной палатой города, отмечается, что при разработке главного финансового документа в мэрии использовали «базовый сценарий» прогноза развития экономики и социальной сферы Перми. Расчеты можно назвать вполне оптимистичными. Ожидается, что к 2022 году (по сравнению с 2019) произойдет снижение темпа инфляции в 2020 на 0,8% и ее небольшое увеличение в 2021 и в 2022 годах — на 0,2% и 0,3% .

По прогнозу чиновников, рост фонда зарплаты на крупных и средних предприятиях превысит 120%, численность работников на них стабилизируется на уровне 100% в 2020- 2022 годах. Кроме того, произойдет увеличение оборота розничной торговли — 113%, а также инвестиций в основной капитал — на уровне почти 119% к 2022 году.

Кстати, как отмечают эксперты, многие показатели нового прогноза развития города отличаются от тех, что были в прогнозе, составленном на трехлетку год назад. Например, уменьшена «скорость» роста заработной платы, зато возрос оптимизм в отношении капиталовложений в экономику краевой столицы.

Доходы бюджета Перми по доходам в 2020 году запланированы в сумме 37 млрд 959 млн рублей, в 2021 — 41 млрд рублей, в 2022 году — 40 млрд 415 млн рублей. Притом, бюджет будет дефицитным. «Разрыв» между доходами и расходами только в 2020 году превысит 1 млрд 329 млн рублей, в 2021 году — 448 млн рублей, в 2022 году — 636 млн рублей.

«Дорогая» реформа…

Как отмечают ревизоры, ежегодный рост бюджетных доходов в 2020–2022 годах (по сравнению с нынешним годом) объясняется учетом будущих поступлений от платы за проезд пассажиров в общественном транспорте. Напомним, что в начале следующего года думцам предстоит рассмотреть проект решения об увеличении платы за поездки горожан на автобусных и трамвайных маршрутах. Пока намечается ежегодное увеличение стоимости поездки на один рубль по тарифу (27 рублей в 2021 году, 28 рублей в 2022 году при наличной оплате) и при оплате безналичным способом (25 рублей в 2021 году, 26 рублей в 2022 году). Планируется, что перечисление в бюджет города платы за проезд на муниципальных маршрутах превысит в 2020 году 3 млрд 998 млн рублей, в 2021 — 5 млрд 400 млн рублей, в 2022 году — 5 млрд 510 млн рублей.

Впрочем, «транспортная» реформа одновременно увеличивает и расходы муниципальной казны. Расходы городского бюджета на экономику (в которых львиную долю составляют затраты, связанные с внедрением новой транспортной модели) составляют 35,5% в общем объеме всех бюджетных расходов.

Вкупе общий объем доходов бюджета Перми в 2020 году по сравнению с 2019 годом вырастет на 7 млрд 566 млн рублей (на 25%). Казалось бы, просто «сказка». Конечно, деньги, особенно бюджетные, «лишними» не бывают.

Но в этой сказочной прибавке налоги, главный «градусник» экономики, составляют только 1 млрд 192 млн рублей. В основном благосостояние города растет в результате увеличения неналоговых доходов, — на 2 млрд 855 млн рублей и благодаря «вливаниям» из краевого бюджета — 3 млрд 519 млн рублей.

Край Перми всегда поможет?

Достаточно сказать, что наибольшее увеличение собственных доходов муниципальной казны планируется по налогу на доходы физических лиц (плюсом 983 млн рублей), и за счет платы за проезд пассажиров на муниципальных маршрутах — с учетом продажи проездных билетов (3 млрд рублей). В то же время объем денег, поступающих из бюджета Прикамья, увеличится по трансфертам (2 млрд 900 млн рублей) и субвенциям (892 млн рублей).

Наибольшие потери бюджет Перми в следующем году понесет из-за отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД)— «минусом» 450 млн рублей. Правда, край обещает компенсировать краевому центру, как и другим муниципалитетам, потерянные суммы. Но это продлится только до 2022 года. Правда, по мнению экспертов, к 2022 году в бюджете Перми увеличится доля налоговых доходов с 41% до 43%, а доля денег из бюджета Пермского края снизится с 44,5% до 40%. Все равно очевидно, насколько значительно столица региона зависит от краевой финансовой поддержки.

Согласно проекту размер финансов из краевой казны составляет в бюджете Перми на 2020 год — 16 млрд 891 млн рублей, на 2021 год — 17 млрд 570 млн. рублей, и на 2022 год — 16 млрд 116 млн рублей. Посмотрите на инфографику. Оранжевым цветом выделены как раз суммы, которые город получит из краевой казны. Велика и доля и общие объемы: почти 40 млрд за три года.

Предчувствие праздника и лишние расходы

В бюджетных расходах внушительный объем занимают траты по направлениям «Развитие инфраструктуры» и «Социальная сфера». Очевидно, что в «инфраструктурной» части речь идет о росте ассигнований, связанных с предстоящим юбилеем Перми. Это, в том числе — содержание и ремонт автомобильных дорог в 2020–2021 годах, развитие городского пространства (включая проект «Умный свет», и архитектурную подсветку фасадов), строительство линий уличного освещения. В планах мэрии также — строительство трамвайных путей между станциями Пермь II и Пермь I, «в том числе изъятие земельных участков и объектов недвижимости ОАО «Российские железные дороги», расположенных в границах участка от станции Пермь I до станции Пермь II за счет средств из бюджета Пермского края в 2020–2021 годах».

Проанализировав муниципальные программы, ревизоры отметили, что на момент экспертизы муниципальных программ отсутствует план по исполнению «Стратегии развития Перми на 2021 — 2023 годы». А это — «не позволяет оценить обоснованность показателей результата, предусмотренных на этот период». При этом отдельные показатели городских программ, которых намечено добиться за «трехлетку», почему-то оказались ниже, чем результаты 2018 года.

Анатолий Москвин для Properm.ru

"