Posted 3 февраля 2020,, 06:11

Published 3 февраля 2020,, 06:11

Modified 29 мая 2023,, 09:12

Updated 29 мая 2023,, 09:12

«Back in the USSR». Как власти организовали пермякам тур в эпоху дефицита и очередей

3 февраля 2020, 06:11
Олег Русских
Неготовность пермской мэрии к массовому внедрению единых транспортных карт (ЕТК) была видна всем, кроме чиновников мэрии. Всего 37 пунктов продажи на миллионный город, недостаточное количество самих карт, всего 3 три дня от принятия решения до момента повышения цен на проезд. Результат логичен – очереди в пунктах продаж, скандалы в автобусах и запоздалая и растерянная реакция администрации.

Ещё в прошлый понедельник от озвученных на экономическом комитете данных по «готовности» властей Перми к массовому использованию новой системы оплаты в общественном транспорте Перми у нормального человека волосы должны бы встать дыбом. По словам руководителей транспортной отрасли Людмилы Гаджиевой и Анатолия Путина, в городе работало 37 пунктов продажи (тогда их продавали по 50 рублей). За четыре предыдущих месяца 5,5 тыс. пермяков купили ЕТК, в наличии было 20 тыс. штук. Но для насыщения рынка, то есть чтобы удовлетворить полную потребность города нужно более полумиллиона единиц, до повышения цен оставалось 4 дня и было понятно, что ажиотажный спрос придется на дни с 31 января по 2 февраля.

В оставшиеся дни муниципальные власти бросили все силы на разъяснение нюансов новой системы оплаты, долго и тщательно разъясняли ее плюсы. Это правильно, но при этом, судя по ситуации, организаторы реформы не предприняли никаких мер, чтобы подготовиться к массовому спросу и массовому внедрению ЕТК. На всю гигантскую Пермь мэрия нашла только двух партнёров по распространению: «Почтобанк» и «Центральную кассу». Это 37 точек на город, причем только 15 из них работает в выходные. Разброс тоже получился странным. Например, на весь Ленинский район – 1 точка, на Мотовилихинский – 3. Все было готово к тому, чтобы пермяки вспомнили «счастливую» эпоху СССР и перестали по ней ностальгировать.

По нашей информации, повышенный спрос и первые очереди в пунктах продаж появились еще 30 января. А 31-го начался ажиотаж. Днем, оказавшись в районе цирка, мы решили заехать в ближайший пункт с целью не только посмотреть, но и купить. Ближайшим оказался торговый центр на улице Анри Барбюса. Спальный микрорайон, днем там должно быть немного людей. И правда, это место, как оказалось впоследствии, было самым спокойным. Всего-то человек 20 и по оценке стоявших, надо было постоять в очереди минут 40. Дело в том, что на оформление льготников уходит больше времени, еще больше времени уходило на разъяснения, плюс технические заминки… В общем, времени уходило много.

Следующая точка – Комсомольский проспект, 86. Там ситуация оказалась много хуже. Коридор между двух рядов маленьких торговых точек в магазине до дальнего тупика с кассой был полностью заполнен людьми. Очередники, а среди них большую часть составляли люди в возрасте, быстро вспомнили привычки времен позднего СССР. Нет, никакой ругани - взаимопомощь и «придерживание» очередей: «Мужчина, я сейчас в продуктовый отойду, перед вами буду!» Простоять людям предстояло час-полтора.

В выходные не работали половина пунктов продаж. И две дополнительные точки на открытие которых в субботу согласился «Почтобанк» никак не спасали ситуацию. Отделение на Пермской 230, к полудню 1 февраля оказалось полностью забито людьми. А уж центральный офис на Ленина, 68 и вовсе встретил нас прекрасным скетчем. На улицу один за другим вышли два мужчины и женщина, которые на выходе повторяли в телефон одну и туже фразу «Я что дурак/дура что ли?» Две сотник человек набившиеся в офис «Почтобанка» считали по-другому и упорство своим пытались преодолеть заботу пермской бюрократии.

В середине дня 1 февраля произошло неизбежное, но, конечно, очень неожиданное для чиновников событие. Карты стали заканчиваться. Где-то перестало хватать льготных карт, где-то обычных, слухи из разных пунктов продажи доносились совершенно разные. Люди бросили наконец это безнадежное дело и с сакраментальной фразой «Я что дурак что ли?» отправились по домам. В 16 часов, то есть за час-два до конца работы пунктов продажи городская пресс-служба написала, что дефицит карт компенсируют: «По мере необходимости происходит перераспределение имеющихся карт между пунктами выдачи и подвоз дополнительных». Выглядело это довольно беспомощно.

В воскресенье экскурсию в прошлое совершил и глава администрации Перми Дмитрий Самойлов. «Проехал сегодня по пунктам продажи транспортных карт. На Ленина, Попова - везде очереди человек по 80. Крайне не удовлетворён организацией распространения карт департаментом транспорта. Поручил моему заму Людмиле Гаджиевой с утра в понедельник отчитаться мне, как и когда будет увеличивать количество точек распространения карт».

Уверены, как и в старые времена отчет будет оптимистичным. Однако ситуация на утро понедельника не изменилась. Количество пунктов продаж неизменно – их по-прежнему 37. На большинстве маршрутов (70%) у пассажиров не представят скидку по банковскому пластику или вообще его не примут.

Из того, что происходило в пунктах продаж ЕТК 31 января и 1 февраля, а также по событиям предыдущих дней можно сделать однозначный вывод и о плохом качестве управления транспортной отраслью и об отношении к жителям. Руководители отрасли знали о собственной неготовности, осознавали и нехватку точек, и нехватку карт, однако не стали откладывать решение о повышении цен и нормально готовиться к изменениям.

"