Получайте оповещения

в вашем браузере

Подписаться Нет, спасибо

Вконтакте

Facebook

Подписаться на рассылку

Properm.ru
Тарифы на ЖКУ не увеличиваются сами по себе. От чего зависит их рост? Последние коммунальные аварии в Перми, в том числе трагическая, которая привела к гибели людей в кипятке, вновь подняли на верх информационной повестки тему недофинансирования отрасли и долгов перед ресурсоснабжающими организациями - теми, кто поставляет тепло, воду, газ, свет населению. Считается, что основная причина скопившейся задолженности - рост тарифов. Так ли это?

Тарифы на ЖКУ не увеличиваются сами по себе. От чего зависит их рост?

21 марта 2020, 13:15 Р

Тарифы на ЖКУ не увеличиваются сами по себе. От чего зависит их рост?
Последние коммунальные аварии в Перми, в том числе трагическая, которая привела к гибели людей в кипятке, вновь подняли на верх информационной повестки тему недофинансирования отрасли и долгов перед ресурсоснабжающими организациями - теми, кто поставляет тепло, воду, газ, свет населению. Считается, что основная причина скопившейся задолженности - рост тарифов. Так ли это?

Задолженность перед жилищно-номмунальной отраслью на 2020 год составляет около одного триллиона рублей, это долги и населения, и предприятий. Такие данные привел в последнем большом интервью одному из федеральных изданий министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев. По его словам, если люди хотят, чтобы всегда была горячая вода, не было аварийных отключений, чтобы тепло приходило вовремя, и в целом комплекс работал качественно, он должен качественно финансироваться.

«Все, кто работает в системе ЖКХ, и люди — главные потребители услуг должны прийти к консенсусу и понимать, что за услугу надо платить. Мы ведь не берем в магазине вещь и не говорим: "Я заплачу когда-нибудь, через месяц». Вам вещь просто не отдадут.
Услуга получена, и она должна быть вовремя оплачена
», — сказал Якушев. Пока же получается, что из-за неплатежей страдают добросовестные плательщики и отрасль, которая не получает средств на модернизацию.

Одной из причин неплатежей называют высокие тарифы. Многие политические и околополитические деятели спекулируют на теме тарифов, периодически обещая их снизить. Но это лишь слова, которые не имеют ничего общего с действительностью и пора бы перестать играть в популизм. Тарифы невозможно снизить или повысить чьим-то волевым решением, они не сами по себе высокие или низкие, не потому что кому-то так захотелось. Тарифы зависят от затрат на производство ресурса. Как цена салата «Оливье» от цены входящих в его состав продуктов.

Тариф устанавливает «регулятор», в каждом регионе РФ есть региональная служба по тарифам, сама для себя ресурсоснабжающая организация тариф себе не устанавливает. В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги в разных регионах различаются.

Любой тариф, например, на тепло, складывается из расходов на производство ресурса (например, газ, уголь, мазут, дизельное топливо электроэнергия, вода), а также из расходов на ремонт сетей и оборудования, оплаты, налогов, зарплат плюс, конечно же, инфляционная составляющая. А вот на производство горячей воды учитывается стоимость всего двух компонентов «тепловой энергии» и «холодной воды». Никаких дополнительных расходов тариф на горячую воду в себе не несет.

«Так устанавливается тариф для нашего предприятия и для других ресурсоснабжающих организаций. Цифры складываются из основных затрат на производимые нами ресурсы, — говорит Станислав Баскаков, директор пермского муниципального предприятия «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (МУП ГКТХ). — Мы выставляем квитанции за потребленный ресурс нашим потребителям тепла и горячей воды, исходя из тарифов, установленных РСТ». Расходы, не относящиеся, к основному виду деятельности, в тариф не входят.

Основанием для установления стоимости коммунальных услуг является экспертиза экономического обоснования тарифа, которую проводят специалисты РСТ. Экспертиза позволяет получить достоверную информацию о затратах, размере прибыли, ее расходовании и включает анализ соответствия заявленной стоимости ресурсов реальным расходам.

Тариф — экономическая категория, он просчитан и проверен. Единственное, что может и делает государство, — устанавливает так называемый «тарифный порог». В 2019 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги индексировались дважды, поскольку учитывался рост НДС на 2%. С 1 июля 2020 года плата за коммунальные услуги в России вырастет среднем на 4%. Это установленный кабмином максимум, который регионы не могут превысить.

Таким образом, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги базируется на компенсации экономически обоснованных расходов ресурсоснабжающим организациям, доступности услуг для потребителей и защите их прав (тарифный порог), соблюдении требований об от сведения о ценах, тарифах и их утверждении должны быть открытыми.

Информация о том, куда обратиться, чтобы узнать тарифы на коммунальные услуги, опубликована на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы. Там же находится калькулятор ЖКХ, с помощью которого можно произвести примерный расчет стоимости услуг на основании своего местоположения.