Posted 19 марта 2020,, 08:00

Published 19 марта 2020,, 08:00

Modified 2 марта 2023,, 16:14

Updated 2 марта 2023,, 16:14

Пермяки продолжают жаловаться на медицину, но реже идут в минздрав. Неутешительный доклад омбудсмена

Пермяки продолжают жаловаться на медицину, но реже идут в минздрав. Неутешительный доклад омбудсмена

19 марта 2020, 08:00
Фото: Максим Кимерлинг для Properm.ru
В прошлом году жители Прикамья стали меньше жаловаться на систему здравоохранения региона. Во всяком случае – в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Павла Микова. Как говорится в докладе омбудсмена за 2019 год, «количество жалоб на нарушение права на охрану здоровья и медицинскую помощь по итогам прошлого года уменьшилось на 18% и составило 246 жалоб, 13 из которых были коллективными».

Впрочем, уменьшение числа жалоб — отнюдь не признак успешного решения всех проблем в региональной системе здравоохранения. Просто часть жителей края, видимо, вообще «махнули рукой» на попытки отстаивать свои нарушенные права. А многие «пошли другим путем» и теперь пишут не в Минздрав или омбудсмену, а, как отмечает сам Павел Миков, «стали более активно самостоятельно использовать механизмы защиты своих прав, обращаясь в страховые организации и Фонд обязательного медицинского страхования, а также другие надзорные органы с жалобами».

Тем не менее, как говорится в докладе Уполномоченного по правам человека в Прикамье, — анализ поступающих в аппарат омбудсмена жалоб «позволяет сделать вывод о наличии в крае проблем в реализации населением права на охрану здоровья и медицинскую помощь, имеющих зачастую системный характер».

«Медленная» скорая…

В своих обращениях жители продолжают поднимать вопросы недоступности медицинской помощи — из-за транспортной недоступности, не укомплектованности клиник врачами, а также невозможности записаться на прием к узкому специалисту. Многие пермяки остаются недовольными качеством оказанной медицинской помощи или сетуют на весьма «своеобразное» понимание медработниками принципов врачебной этики и морали.

Среди «медицинских» обращений в адрес омбудсмена не первый год лидируют жалобы на тему доступности медицинской помощи в больницах, подведомственных Министерству здравоохранения Пермского края, в том числе в связи с чрезмерной отдаленностью клиник для местных жителей (160). Из них около половины касаются не предоставления медицинской помощи (75).

Павел Миков приводит многочисленные конкретные примеры. Например, жители краевого центра, а также Кишертского, Гремячинского, Юрлинского муниципальных районов не раз писали о том, что «экстренная медицинская помощь» далеко не всегда оправдывает это название. Один из жителей уральской глубинки сообщил, что из-за поломки автомобиля скорой помощи, время ожидания кареты с докторами из районного центра — села Юрлы — составило более двух часов. Кроме того, в течение долгого времени родители не могли вызвать врача на дом ребенку с повышенной температурой, поскольку никто не отвечал на вызов по телефону. На длительное ожидание кареты скорой помощи жаловались пациенты, — жители Гремячинска, села Кордон Кишертского района, а также сел Гайнского района.

Более четырех десятков жалоб, пришедших в адрес Уполномоченного, касаются не предоставления медицинской помощи, или полученными отказами в ее оказании. Несколько обращений спровоцированы отказами в направлении пациентов за пределы Пермского края — на высокотехнологичное лечение недугов.

Сказано вам: доктор уволился!

Около трех десятков жалобщиков недовольны сложностями в получении консультаций у профильных спецов. Например, с трудностями при попытке вызвать на дом к инвалиду узких специалистов из местной городской больницы столкнулись жители Чусового. Жители Александровского района написали Павлу Микову, что не могут пройти обследование в поликлинике Всеволодо-Вильвы — нет банальной рентгеновской установки. Целый «букет» обращений связан в связи с отсутствием узких специалистов — невролога в Кочевской больнице, эндокринолога в Чайковской городской больнице, невролога и окулиста в поселке Южный Гремячинского района. Прикрепленные к Частинской районной больнице пациенты подолгу не могли попасть на прием к инфекционисту, дерматологу, лору, онкологу.

Павел Миков: — На длительность ожидания приема педиатра пожаловались родители маленьких пациентов ГБУЗ ПК Городская детская поликлиника № 3 (филиал № 3). Министерством была организована выездная проверка, поскольку, кроме жалоб на большие очереди на прием к специалистам было большое количество негативных отзывов родителей на отсутствие ремонта, старое оборудование и нарушения в оказании медицинской помощи. По итогам проведенной проверки и. о. главного врача поликлиники отстранили от занимаемой должности, были приняты меры по обеспечению приема пациентов в нормативные сроки.

Эта история, вообще, выглядит «умилительно». Получается, что сами чиновники из Минздрава если даже и знали, что происходит у них «под носом», в Перми, то, все равно, потребовалось ходатайство Уполномоченного по правам человека, для того, чтобы снарядить какую-никакую проверку?

Сразу несколько обращений в 2019 году касались значительной загруженности поликлиники Пермского краевого онкологического диспансера. И здесь опять же, только после их рассмотрения, произошли организационные изменения в работе медучреждения.

«Непонятная» онкология

Понятно, что даже если пациент попал на прием к нужному доктору — это еще не гарантия качественной диагностики и лечения. А с этим, особенно учитывая сложную ситуацию с врачебными кадрами в Прикамье, дела обстоят тоже не очень отрадно.

В своих обращениях омбудсмену жители Прикамья жаловались на оказание медицинских услуг низкого качества врачами медсанчасти № 6, городской клинической больницы № 4, городской клинической поликлиники № 2 (все три — Пермь), Краснокамской городской больницы, психиатрического отделения больницы Коми- Пермяцкого округа, Красновишерской центральной районной больницы и Чайковской центральной городской больницы.

«В адрес Уполномоченного обратилась дочь пациента, проходящего лечение в ГБУЗ ПК «Пермский краевой онкологический диспансер», — говорится в докладе омбудсмена-2019. — Со слов заявительницы, в течение полутора месяцев с момента первичного обращения к врачу по месту жительства, ее отца постоянно перенаправляли от одного специалиста к другому на консультации, оттягивая постановку окончательного диагноза, тем временем отцу становилось все хуже, в результате, к сожалению, пациент скончался».

Кстати, несмотря на то, что 2019 год, по версии краевого Минздрава, стал годом «выстраивания на территории края трехуровневой системы выявления, профилактики и оказания медицинской помощи пациентам с злокачественными новообразованиями» , в течение всего года пермяки продолжали обращаться к омбудсмену по причине сложностей записи на прием к врачу — онкологу в краевом онкологическом диспансере. Кроме того, люди по-прежнему жалуются на длительное ожидание лечения в плановом порядке по электронным направлениям, и на периодические сбои в обеспечении лекарственными препаратами пациентов, проходящих химиотерапию.

Жители Прикамья продолжают активно выступать против «укрупнения» больниц. С десяток жалоб в минувшем году было спровоцировано принятием решений о реорганизации клиник. Например, активисты выступали против закрытия амбулатории в селе Андреевка Оханского района, стационара и поликлиники в селе Ножовка Частинского района, круглосуточного стационара Карагайской больницы в селе Нердва, закрытия ФАПа в селе Сретенское Ильинского района. Общественники выражали несогласие с реорганизацией Егвинской сельской врачебной амбулатории Кудымкарского района в ФАП, а также с объединением больниц Чайковского.

Но минздрав, как правило, не обращает на протесты никакого внимания. «Реформа» в отрасли, эффективность которой, судя даже по докладу Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, вызывает большие сомнения, идет своим чередом.

Анатолий Москвин для Properm.ru

"