Posted 1 июля 2010,, 07:25

Published 1 июля 2010,, 07:25

Modified 2 марта 2023,, 16:31

Updated 2 марта 2023,, 16:31

Подарок с подвохом: чем новые троллейбусы не угодили пермякам

1 июля 2010, 07:25
Журналист ProPerm.ru посмотрел «дареному коню» в зубы.

Как известно, помимо «Живой Перми» и «Зеленой линии» одним из подарков городских властей ко дню рождения Перми стали новенькие троллейбусы. Думаю, многие пермяки уже успели прокатиться на на одном из 33 «апельсиновых» машин российского производства, которые запустили на маршрутах №1, 3 и 5. Действительно, прошло уже достаточно времени, чтобы сказать, понравились ли они пермякам, или нет. Но для начала пару слов о самих троллейбусах.

Согласно электронной энциклопедии, «Тролза-5265 «Мегаполис» — российский низкопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производящийся с 2006 года на ЗАО «Тролза» в городе Энгельсе Саратовской области».

На этом, пожалуй, стоит остановиться поподробнее, обратив особое внимание на словосочетание «большой вместимости», потому что это явно не соответствует действительности. Первое впечатление, которое я вынес, прокатившись на «Мегаполисе» по Комсомольскому проспекту 12 июня – в троллейбусе тесно. Глядя на кондуктора, с большим трудом протискивавшегося между людей на задней площадке, я сразу понял, что новшества ей не по душе. О маловместительности говорят и пользователи пермских форумов. «Задняя площадка это просто тумба на половину площади. Троллейбусы маленькие, маловместительные. Вместительность и удобство внутри салона вполне можно было бы улучшить, создав только лишь среднюю секцию низкопольной, но куда уж там! У нас теперь нынче модна низкопольность! Ох не знаю, не знаю…», — пишет один из пользователей пермского транспортного форума.

Вообще говоря, «низкопольность» — дело хорошее. Все-таки это хотя бы незначительный показатель того, что к инвалидам и пожилым людям стали проявлять хоть какое-то внимание, пусть даже и показное. С другой стороны, с трудом можно себе представить водителя троллейбуса, выходящего из салона и опускающего пандус.

Именно из-за низкого пола в жертву принесено пространство, которое используется крайне нерационально. Сидячих мест в «Тролзе» немного — 21. Зато, как говорят в троллейбусном депо, общая вместимость у них «на четверть больше».

Не знаю, как остальные, но автор этих строк «большей вместимости» не заметил. Старые троллейбусы выделялись довольно просторной задней площадкой, теперь же ее убрали вовсе. И дело даже не в том, что еще с детства одним из любимых занятий было смотреть в заднее стекло троллейбуса, несущегося по Компросу, а в том, что жалко места.

Теперь о поручнях. Дело в том, что они сделаны из какой-то странной резины и расположены в довольно неудобных местах.Вот что пишет по этому поводу пользователей городского форума teron.ru: «Снаружи троллейбус симпатичный, но салон — убожество. Все собрано криво, панели перекошены. Много места потрачено впустую. Хоть и лучше старых, но не понравился».

Хотелось бы сказать, что недостатки на этом заканчиваются, но их список, увы, придется продолжить. Так, салон троллейбуса плохо вентилируется. Я и сам лично наблюдал, как женщина-кондуктор прямо во время рейса изо всех сил стучала по вентиляционному люку молотком, лишь бы он открылся.

Еще одна характерная особенность оранжевых новичков — частые поломки. «Ездить просто еще не научились», — замечают некоторые жители города. Как бы то ни было, уже в первый день несколько новых моделей просто отказались ехать, встав прямо на центральных улицах города. Вот свидетельство одного из очевидцев: «Поехал я на одном из таких 12 июня. До конечной он так и не доехал. Встал на ул. Лодыгина между ост. Вижайская и Геофизиков. У них, по-видимому, стоит блокировка на то, чтоб с открытыми дверями не ездить и на одной из дверей слетел концевик. Девушка-водитель долго мучилась, но ничего не смогла сделать».
Но и это еще не все. Как выяснилось, далеко не у всех «новеньких» работают электронные табло, из-за чего можно подумать, что в городе появился новый маршрут №00 (привет Алексею Ковыеву и организации «Мой маршрут»).

фото пользователя сайта teron.ru

«Видел такой (троллейбус) с неработающим цифровым табло — деревянную табличку по старинке поставили перед стеклом, на верхней цифровой панели всё мигало, сзади где номер маршрута 00 светилось», — делится впечатлениями один из пользователей teron.ru


Одним словом, и смех, и грех. Помимо всего прочего, новые троллейбусы как-то уж слишком шумят при разгоне. Пермякам, внимательно следящим за чемпионатом мира по футболу, хватает раздражающего шума африканских дудок в телевизоре, чтобы еще по пути на работу испытывать его на себе.

Теперь о достоинствах. Хотя, на мой взгляд, слово «достоинства» здесь не совсем уместно. Скорее это те особенности, которые несколько смягчают указанные недостатки. В первую очередь, это быстрота. Разгоняются «оранжевые» действительно быстро. Впрочем, в утренних и вечерних пробках использовать это преимущество не удается. Во-вторых, нам пообещали, что на стекла «Мегаполисов» не будут клеить рекламу. Вот это, пожалуй, правильно. Хватает ее и на пермских трамваях. Хотя отсутствие рекламы к техническим преимуществам новых российских троллейбусов не относится.


Также эти троллейбусы, как говорят, могут проехать несколько сот метров без привязи к проводам. Это необходимо для объезда ДТП и других препятствий. Как это будет выглядеть на деле — пока не вполне ясно.
Конечно, как гласит известная русская поговорка, «дареному коню в зубы не смотрят». Может показаться, что жители города, в том числе и автор этих строк, попросту придираются к новеньким троллейбусам, ищут недостатки. «Ездите на личном автомобиле, и будет вам счастье», — скажут другие. Получается, что общественный транспорт должен быть изначально лишен минимального комфорта? Вопрос риторический.

Уверен, в адрес новых троллейбусов можно сказать и немало хорошего. Однако не покидает чувство того, что «подарочек» оказался с подвохом.

Технические характеристики троллейбуса «Тролза-5265 «Мегаполис»

Длина, мм - 11700
Ширина, мм - 2500
Высота, мм - 3410
Высота пола над уровнем проезжей части, мм - 360
Дорожный просвет, мм - 150
Пассажировместимость в час-пик, чел. - 100
Мест для сидения, шт. - 21
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч - 60
Максимальный подъём, преодолеваемый троллейбусом при полной нагрузке, % - 15
Максимальное ускорение/замедление троллейбуса при полной нагрузке, м/с² - 1,5
Время разгона троллейбуса на горизонтальном участке дороги при полной нагрузке до скорости 50 км/ч, с - 22
Максимальное отклонение троллейбуса от оси контактной сети, м - 4,5
Внутренний шум на рабочем месте водителя, дБА - 78
Внутренний шум в пассажирском салоне, дБА - 82
Внешний шум, дБА - 78
Применяемые системы управления тяговым двигателем - РКСУ, ТИСУ, IGBT

"