Posted 2 апреля 2020,, 14:59

Published 2 апреля 2020,, 14:59

Modified 2 марта 2023,, 16:13

Updated 2 марта 2023,, 16:13

Самоизолируй это. Как Пермь начала жить в карантине

Самоизолируй это. Как Пермь начала жить в карантине

2 апреля 2020, 14:59
Олег Русских
Фото: Properm.ru
Откарантизированный до блеска центр города, спокойные дисциплинированные спальные районы и живущие работой промзоны – таким увидел Пермь корреспондент Properm.ru в первый день режима самоизоляции. Кроме того, стало понятно, что маски полезны и без эпидемии, а чтобы пенсионеры и другие льготники сели дома, надо переломить социальную систему.

«Я не могу сидеть дома, — оправдывающимся тоном говорит мне молодая женщина, — мне тест-полоски надо для ребенка получить, он у меня инвалид. А в нашем районе ни одной аптеки, которая бы выдавала их по бесплатным рецептам. Вот на Ленина надо ехать». Этой молодой маме с больным ребенком невозможно приказать сидеть дома. Получит административный протокол и поедет, а если ее попытаются остановить силой, она силой выгрызет право и необходимость лечить свое дитя.

Единственный способ для нее самоизолироваться — возможность получать все необходимое для больного ребенка в ближайшей аптеке. Но наша глобальная социальная система так не устроена. Перестроится? Вряд ли.

Спально-выходной район

Середина дня на Парковом и микрорайон напоминает себя же самого в выходной день. На улицах очень мало людей. В ключевой точке микрорайона — возле местного мини-рынка — люди есть. В основном, в масках. Тряпочки различных форм и расцветок надели на себя почти все. Даже граждане с низкой социальной ответственностью, что сосредоточенно тащат мешки с пластиковыми бутылками и пивными банками, умудрились где-то добыть настоящие медицинские маски, и я смотрю на них с некоторой завистью (ибо сам замотан в черную самоделку). Недаром Пермь, по свежесделанному Яндексом индексу самоизоляции получила оценку 4,3 из 5 баллов.


Впрочем, попадаются и товарищи, которые относятся к своим новым общественным обязанностям спустя рукава. Их общественно не порицают.

Здесь же на остановке ул. Пожарского разговариваю с пожилой женщиной. Тамаре Михайловне 67 и формально она вообще должна сидеть дома. Но, по ее словам, проблема та же, что у моей предыдущей собеседницы. За бесплатными лекарствами надо ехать. Чтобы выкупить могли родственники, нужна доверенность, а чтобы была доверенность… Ну вы понимаете, замкнутый круг.

Надо особо отметить, что за час пока я колесил по Парковому не увидел ни одного полицейского патруля, ни одного работника, который бы дезинфицировал подъезд. Не были замечены ни волонтеры с листовками, ни машины с громкоговорителями. Только МЧС, уподобившись банкам еще докризисных времен с унылой регулярностью слало сообщения с одинаковым не читаемым текстом, способным одним своим существованием вызвать мигрень.

А где же вся та машина пропаганды социально ответственного и безопасного поведения, которая должна была работать сегодня в миллионном мегаполисе? Она нашлась. Об этом ниже.

Сказать, что микрорайон спал — нельзя. На магистралях кипела вполне себе активная жизнь. Отметим, личный автомобиль даже по мнению разных эпидемиологов — самое безопасное средство передвижения.

Концепция всеобщего транспортного обобществления, принесенная в Пермь странными урбанистами и их поклонниками вынуждена будет измениться и перед городом неизбежно встанут прежние проблемы с состоянием дорог и парковками, от которых пытались избавиться путем геноцида автомобилистов и добровольно-принудительной пересадки в общественный транспорт.

В дороге все спокойно

Кстати, о дорогах в Пермь. За пределами любой магистрали они отвратительны. Но движение не прекращается. Чем дальше от центра города и ближе к промышленным зонам и обходам, тем активней движение. Конечно, загрузка обходов Перми явно уступает обычной, но она есть. Например, то ли ремонтируемый то ли нет участок улицы Хасана от пробок не смог избавить даже режим самоизоляции.


На выездах из города посты ГИБДД, усиленные крепкими парнями из Росгвардии. Тотального контроля нет, нет никакого запрета на выезд и въезд. Обычные выборочные проверки. К сотруднику СМИ полицейские относятся с определенной настороженностью и усердно проверяют документы. На одном из постов пришлось сначала показать паспорт, разрешение на работу, пресс-карту, а потом еще и весь комплект автомобильных документов. А на другом посту инспектор, под влиянием серьезности момента и служебных инструкций, и вовсе наложил штраф за грязные номера. По словам сотрудника, чистые номера сейчас «это особенно важно». Целиком и полностью соглашаясь со словами инспектора, спешу переадресовать их службе благоустройства Перми. Может быть сейчас тот самый великий момент, когда можно спокойно вымыть город? Как ни крути, другого такого шанса может и вовсе не представиться. Чистыми-то, как известно, в любой ситуации легче, не так ли?

Отмечу и еще одну деталь, всего 3–4 часа в маске и она оказалась забита пылью. Не знаю, как от вируса, но от обычной грязи в нашем городе каждый житель ежедневно получает свою порцию вреда. А маски, видимо, могут стать столь же обычной деталью одежды как и для китайцев. Если конечно, служба благоустройства не очнется от многолетней спячки.

Вернемся к полицейским, которые несут службу на выездах из города. По словам инспекторов, у водителей они сейчас особенно тщательно смотрят чистые номера (естественно, а как же иначе штрафы будет фиксировать фото-система), разрешения на работу проверяют у всех. У кого нет — пока не наказывают, а предупреждают и просят озаботиться. Инспекторы в медицинских масках, парни из усиления — в своих штатных. Средства защиты им выдают, но как мне признался один из офицеров они еще «пшикалки» с дезинфектантами покупают на свои деньги и стараются часто мыть руки.

Только вернувшись в центр города, стало понятно, где сосредоточены основные усилия по поддержанию идеального режима самоизоляции. С периодичность в 10 минут мимо проезжала машина из которой разносились предупреждения и призывы оставаться дома. На третий раз захотелось запереться в машине и включить музыку погромче. Пешие патрули тоже снабдили мегафонами и листовками.

Впрочем, вежливость и пропаганда самоизоляции не мешала сотрудникам полиции проверять разрешения.

Местные жители, надев маски, не утратили других привычек, например, удобрять почву газонов с помощью своих собак. Понимая, что собаки сейчас будут гулять много чаще, можно предположить, что трава будет густая, а запах мощным и устойчивым.

Если суммировать впечатления от первого дня обязательной самоизоляции, то следует признать, что жители Перми оказались к ней готовы лучше, чем большая часть государственной системы. В подавляющем большинстве жители нашли маски (которыми их не снабдили) и перчатки, явно стараются минимизировать передвижения. Внутри подъездов и дворов народ явно объединяется, чтобы и за продуктами ходить и за чужими детьми/родственниками приглядывать.

Четко видно, что идеальную картинку режима в первую очередь устроили в центре Перми на глазах начальства. Здесь вам и пропаганда, и проверки, и патрули. Обычные районы пока явно избавлены от излишнего внимания контролеров, живут по собственному разумению.

Ну и главное. Старательно выстраиваемая на принципах предельной экономии на людях социальная система, оказывается явной помехой при противоэпидемических мероприятиях. Когда по милости бюрократии нужно ехать за лекарствами в один конец города, за льготами в другой, а за документами — в третий, ни о какой изоляции речи идти не может. Остановить людей нельзя, доставлять на дом в таких объёмах невозможно. А ломаться под людей бюрократия не пожелает. И вот на этом, а вовсе не на мнимой «несознательности» граждан могут сломаться все правильные замыслы по замедлению эпидемии.

"