Posted 4 апреля 2020,, 05:20

Published 4 апреля 2020,, 05:20

Modified 2 марта 2023,, 16:13

Updated 2 марта 2023,, 16:13

Близкие контакты карантинного уровня. Как народу и государству счастливо вместе дожить до конца весны

4 апреля 2020, 05:20
Олег Русских
Пандемия неожиданно вскрыла новый характер взаимоотношений родного государства с родным же народом. Параллельное существование, пусть и на общей жилплощади, нужно срочно превращать в совместную продуктивную жизнь. И в этом смысле родное государство мало готово к внезапным глубоким отношениям на принципах партнерства и взаимодоверия.
Сюжет
Колонка

Если вы откроете соцсети, то через минуту наткнетесь на предупреждения и консультации семейных психологов о проблемах и последствиях долгого совместного пребывания супругов вместе. Чтоб не уходить вглубь, прогнозируют от увеличения разводов до роста бытового криминала. Еще бы: семьи, которые долгие годы встречались фактически два дня в неделю, теперь проводят вместе недели. Тут и правда свихнешься.

Ну так и с парой народ/государство у нас так же. Долгие годы мы существовали в параллельном пространстве. А теперь надо срочно наладить совместную жизнь ради совместного же нормального выживания. Семейные психологи в таких случаях рекомендуют принципы партнерства, взаимного доверия и открытости.

Как показал последний месяц народ, который по умолчанию считается «глупым и неразумным», к воплощению принципов счастливого брака как раз готов. А вот у государства от такой идеи, противоречащей всему предыдущему опыту, начинает натурально дергаться глаз и все валится из рук. А если серьезно, есть несколько ключевых позиций которые сейчас мешают продуктивному партнёрству народа и власти в Прикамье.

Я не халявщик, я партнер…

Вчера на полицейском посту состоялся преинтересный диалог. Машина у меня после последней непогоды цвета «пермской весны». А на постах полицейские для каких-то им одним ведомым отчетов, номер машины фотографируют сзади. И после нескольких безуспешных попыток номер зафиксировать, молодой и вполне себе нервный лейтенант собрался с силами и за грязный номер меня оштрафовал. Но не в этом суть. Вопрос возник в технологии очистки номера. «Ведро с водой у вас есть? — спрашиваю. «Ну нет, конечно» — отвечают. «Ну, то есть город не моют, мойки не работают, и даже, ведра с водой нет. И как?». Парень ответил единственным, пока возможным для нынешних властей вариантом: «Не знаю. Это ваша ответственность».

Замечательная позиция, правда? Не создается никаких условий для выполнения налагаемых на меня властью обязанностей, но зато требуют по полной ставке. Город не моем, мойки закрыли и даже ведра с водой не поставили, но штраф ты заплати.

Власть: «Вы должны ходить в маске, иначе штраф 15 тысяч». Народ: «Так масок нет, вы ж не обеспечили поставки. Как?» Власть: «Не знаю. Это ваша ответственность»,
«Вы должны, товарищи бизнесмены, содержать всех работников на свои деньги». Бизнесмены: «Так мы ж не можем работать. Как?» Власть: «Не знаю. Это ваша ответственность».
«Вы должны ходить за лекарствами только в ближайшую аптеку, иначе штраф 15 тысяч». «Так бесплатные лекарства моему ребенку инвалиду, вашими молитвами, дают только на другом конце города. Как?» Власть: «Не знаю. Это ваша ответственность»

Нормальным был бы вариант: «Вам лекарства будут давать по вашему рецепту бесплатно в любой аптеке с понедельника. И маски там же в понедельник появятся. И штрафы конские по 100 тыс. мы тоже начнем брать с понедельника. Нормально?» «Нормально», — ответит народ. А при нынешнем исполнении договоров одной из сторон, в приличном обществе раньше брались за канделябры. На партнерство это никак не похоже.

Доверие — опиум для народа?

С доверием у нас тоже все не слава богу, для чего местные чиновники прилагают максимум усилий. Привычные для местных бюрократов игры с отчетностью, которые раньше привлекали внимание в основном силовиков и оппозиционеров, начинают лупить по репутации власти как Big russian hammer.

Вот пример последних дней. Не могу утверждать случайным или сознательным было виляние Минздрава Прикамья в деле диагноза Анастасии Петровой, но уверяю: словам министра здравоохранения Оксаны Мелеховой теперь еще очень долго не будет никакого доверия. Как теперь ключевой чиновник периода эпидемии сможет объяснять действия системы здравоохранения или призывать людей делать что-либо во имя борьбы с коронавирусом? Не знаю. А ведь там есть еще пара висящих историй, которые, будем надеяться, закончатся выздоровлениями и не вызовут сомнений.

И это только одно ведомство и только одна неделя. И кстати, дурацкий вопрос. Вот тут у нас приняли одну интересную поправку в законы. «Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях … заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан…» и далее жесточайшие санкции. Как насчет применения этой статьи к чиновникам, которые даже в сегодняшней ситуации не желают бросить свои танцы вокруг отчетности? Нет? А как же доверие?

С наказаниями из серии «нам — все, вам –закон» открывается и еще один аспект сложных взаимоотношений в недружной нашей семье. Называется он «правовая неопределенность». Все то, что сейчас происходит с правовой точки зрения невероятно зыбко. Начиная со статуса «нерабочих дней», продолжая «режимом обязательной самоизоляции» и заканчивая всеми следующими из этого правовыми коллизиями во взаимоотношениях всех объектов и субъектов права в стране. Когда уважаемый замглавы администрации региона Лев Гершанок в прямом эфире трактовал положения указа губернатора о самоизоляции, глаза от ужаса расширялись не только у юристов. И это не в упрек господину Гершаноку, просто общая правовая неопределённость порождает странные и вынужденные трактовки при объяснении простых вопросов. Она усугубляется и продолжится минимум до 30 апреля.

И что происходит дальше? Неопределенность с федерального уровня скидывают для самостоятельных трактовок на регионы, а здесь тоже умеют не брать на себя ответственность. В конечном итоге вся эта катавасия и неразбериха ложится на плечи, например, тех самых парней и девушек в полицейской форме, которые патрулируют улицы города. Это им решать кого штрафовать, а кого миловать.

По сути весь диалог со стороны государства о том, как жить нам всем ближайший месяц скинули на полицейские патрули и работников соцслужб. Нормально? Не нормально. Это отличные люди, но мы уверены в их готовности такую историю тащить на себе? Я нет.

В общем, чтобы нам благополучно пережить карантин и все последующее очень надо, чтобы власти как-то поменяли привычки: убирали зубную щетку, не разбрасывали носки посреди комнаты и в свою очередь выносили мусор. Совсем не хочется, чтобы отношения потом пополнили печальную статистику разводов.

"