Posted 10 апреля 2020,, 11:17

Published 10 апреля 2020,, 11:17

Modified 2 марта 2023,, 16:12

Updated 2 марта 2023,, 16:12

В Прикамье раньше закончат учебный год? О возможном сокращении размышляют эксперты

10 апреля 2020, 11:17
Олег Русских
Педагоги, депутаты и руководители учебных заведения во многом схожи во мнениях: учеба позволяет дисциплинировать школьников и занять их досуг. Но дистанционное обучение в полной мере не покорилось всем учебным заведениям. Подробнее в материале Properm.ru
Сюжет
Школы

Министерство просвещения России разрешило досрочно завершить учебный год для младших и средних классов. В рекомендациях, отправленных федеральным ведомством в регионы заявлено, что для 1–8-х классов учебу можно закончить по итогам завершенных четвертей, а остаток программы перенести на осень. Право принимать решение оставили за регионами. Properm.ru опросили экспертов, чтобы понять, подходит ли такой вариант Прикамью и нам лучше доработать год в дистанционном режиме.

В министерстве образования Пермского края пояснили, что уже подготовили предложения по вопросу о возможном сокращении учебного года в школах и эти предложения в субботу, 11 апреля, обсудят на заседании регионального Оперативного штаба по борьбе с распространением кооронавируса. Однако, рассказывать о сути предложений в ведомстве отказались, пояснив, что все решения «должен акцептовать губернатор». Опрошенные Properm.ru эксперты, в основном, считают, что отменять занятия и заканчивать год сейчас не стоит.

Олег Лысенко, проректор ПГГПУ, преподаватель.

«Полная отмена занятий плоха не только с точки зрения учебного процесса, а с точки зрения самоизоляции: учеба хорошо удерживает школьников дома, дает им занятие, разгружает некоторых родителей от контроля за детьми.

Разумеется, для части родителей это дополнительный стресс, если им приходится тратить еще и силы на контроль за поведением детей во время занятий, но это все же не для всех: нормальный ученик среднего и, тем более старшего звена может учиться дистанционно самостоятельно. Если убрать дистантное обучение вообще, и у детей появится слишком много свободного времени, что они будут делать? Велика вероятность того, что часть из них просто пойдет на улицу, и родители не смогут их сдерживать.

Вообще, любая рутина (учеба, работа) — это цемент социальной жизни. Она структурирует повседневную жизнь, успокаивает, стабилизирует психику и т.д. Без такой рутины возрастает тревожность, страхи, агрессия и т.д. Поэтому отменять занятия нужно только в самых крайних случаях, например — в далеких деревнях, где нет интернета. Для всех остальных это надо сохранить любой ценой.

Насколько эффективно такое обучение? Разумеется, оно менее эффективно, чем офлайновое, по крайней мере сейчас. Со временем к нему привыкнут и учителя и ученики, и оно станет более эффективным. Но даже плохое обучение лучше, чем никакого. И чем стабильнее будет этот процесс, тем лучше. Для учебного процесса любые незапланированные перерывы — плохо».

Юрий Айдаров, директор школы № 146.

«Сейчас учителя работают на пределе возможностей. Дистанционный формат на порядок сложнее обычного. Как показала первая неделя дистанционного обучения не все учителя могут полноценно подключаться к интернету из дома. Сейчас мы разрешаем им приехать в школу и вести занятия оттуда, стало легче. И это в Перми, в территориях с этим конечно еще сложнее. Пока получается, что из дома учителям работать сложно. Тратить сверхусилия, чтобы не очень эффективно закончить учебную программу? Вопрос. Особенно это касается начальной школы. Это действительно аргумент, чтобы раньше закончить учебный год.

Дети тоже сейчас трудятся в непривычной обстановке. И родители. Как говорила Раиса Кассина (министр образования Пермского края — Properm.ru) «родителям надо набраться терпения» — это тоже важный момент. Но главный момент, конечно, надо мониторить ситуацию по учителям, искать варианты оптимизации их нагрузки. Скажу банальность, но именно сегодня учителя на вес золота, их надо беречь. Иначе надолго у нас ресурса учителей не хватит.

С другой стороны, 100 тыс. школьников занятия и домашние задания удерживают дома, дисциплинируют, а к дистанционному обучению постепенно будем привыкать. И еще одна деталь. Наши старшие ученики сейчас почти отрисовали школу в Майнкрафте, остался только третий этаж и стадион… Ребята скучают по школе».

Ирина Ивенских, депутат Заксобрания Пермского края

«Решения в нашем крае будут приниматься исходя из мнения всех задействованных в разрешении проблемы ведомств. Здесь много факторов и ценно комплексное видение.

Если говорить о моем мнении, то мне кажется, что важно, чтобы все учащиеся выпускных классов продолжали обучение, готовились к ОГЭ и ЕГЭ, которые уже передвинуты на более поздние сроки. Если рассуждать про остальные возрастные категории, то важно посоветоваться с родителями и учителями. Из того, что говорят мне (а звонков и обращений в эти дни очень много) понятно, что родители и учителя не хотели бы завершать досрочно учебный год учащихся 1–8 классов. Все только начали адаптироваться к дистанционному обучению, самый трудный этап «внедрения» прошёл.

При этом дети заняты делом и продолжают обучаться и развиваться, иным способом сложнее организовывать их время в самоизоляции. В это же время работают и учителя, осваивая новые методы обучения и развивая свою профессиональную компетентность.
Другое дело, что всем участникам образовательного процесса психологически важно находиться в позитивной учебной мотивации, например, вполне можно отказаться от двоек, тем более, что дистанционное обучение, в большей степени, нацелено на освоение нового материала».

Ольга Сапко, директор Лицея №4:

«Мое личное мнение, конечно, основанно на ситуации в нашем Лицее. У нас все работают в дистанте нормально, и я бы не приостанавливала образовательный процесс. Мы ждём решение Министерства образования Прикамья».

Людмила Серикова, начальник департамента образования администрации Перми:

«Дистанционное обучение началось в школах Перми с 6 апреля, и если в начале недели от родителей поступали вопросы, то сейчас мы можем сказать, что ситуация стабилизировалась. По данным образовательных учреждений, на обучение с помощью онлайн-сервисов перешли 97,6% школьников, в настоящее время практически все предметы преподаются через дистант.

Составлены расписания, учащиеся и их родители вникли, как пользоваться предлагаемыми электронными платформами, вошли в этот ритм. При этом информационные технологии осваивают не только дети, учителям тоже приходится учиться и приобретать новые, нестандартные компетенции. В целом же, пока действуют ограничительные меры в связи с распространением инфекции, отрасль готова продолжать работать в таком режиме. Вопрос досрочного завершения учебного года для детей не выпускных классов, как и дистанционное обучение, требует основательной проработки. Для этого необходимо понять, как оценить результаты обучения детей, необходимо скорректировать учебные планы и программы, выделить в каждом предмете базовые элементы и понять, куда их передвинуть в рамках следующего учебного года.

В нынешних условиях система образования должна быть мобильной. Мы видим, что оба варианта — и продолжение дистанционного обучения, и переход на досрочные каникулы — допустимы. Окончательное же решение о том, как будут функционировать школы в течение 4 четверти, будет принято министерством образования и науки Пермского края».

Предположительно, решение по вопросу возможного сокращения учебного года в школах Прикамья будет принято до конца недели.

"