Posted 13 апреля 2020,, 03:15

Published 13 апреля 2020,, 03:15

Modified 2 марта 2023,, 16:12

Updated 2 марта 2023,, 16:12

Штраф штрафу рознь? Как нас «правильно» наказывать за нарушения режима изоляции

Штраф штрафу рознь? Как нас «правильно» наказывать за нарушения режима изоляции

13 апреля 2020, 03:15
Олег Русских
Фото: Properm.ru
В нескольких регионах России пересматривают штрафы по нашумевшей ч.2 ст.6.3 КоАП России. Полиция, судьи и чиновники по-разному трактуют «изоляционные» законы. Единая позиция по применению статей 6.3 ч.2 и 20.6.1 КоАП так и не выработана. В Екатеринбурге, Москве и Питере приняли собственные поправки, чтобы наказывать жителей за нарушение режима самоизоляции. Почему возникли правовые «дыры»? Зачем регионам собственные штрафы, если есть федеральные законы? Мы попробовали разобраться в правовых коллизиях вместе с юристом.

В Прикамье людей, тем или иным образом нарушивших режим самоизоляции обвиняют в правонарушениях по ч.2 ст. 6.3. КоАП РФ. Речь там идет о действиях «в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)…» Наказания за нарушение этой статьи жесткие. Минимум — штрафы в 15 тыс. рублей. Собственно, прикамские суды, в вынесении решений руководствуются именно этой статьей. Последний пример, двух мужчин, приехавших в Лобаново за продуктами, оштрафовали на 15 тыс. рублей каждого. Между тем, в нескольких регионах России суды и прокуратуры опротестовывают протоколы по этой статье.

Например, в Уфе местная прокуратура опротестовала решение мирового суда по этой самой ч.2. ст. 6.3. и указала, что полиция неправильно квалифицировала нарушение — оно подпадает под ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», также утвержденную президентом России 1 апреля 2020 года и предусматривающую штраф от 1 тыс. рублей. Есть подобные примеры и в Татарстане. Как пишет «Коммерсантъ»: «На сайте Ново-Савиновского райсуда есть несколько решений, где говорится, что «режим «самоизоляции» не регламентируется федеральным законодательством, в отсутствии официально объявленных чрезвычайного положения и ограничительных мероприятий (карантина)». В связи с этим суд усмотрел в действиях граждан признаки правонарушения по ст. 20.6.1 КоАП. Дела по ст. 6.3 направлены обратно в отдел полиции».

Наталья Русакова, руководитель юридического агентства «Русакова и партнеры» поясняет: «Нашумевшая ч.2 ст. 6.3. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Попросту говоря, субъектом привлечения к административной ответственности будет лицо, нарушившее режим карантина, если в отношении него такой режим был установлен. Состав административного правонарушения будет являться формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей».

Если совсем упростить ситуацию, и перевести язык права на обычный, то штрафы по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ касаются только тех, кто находится на карантине, то есть заболевших коронавирусом, прибывших из-за границы или контактировавших с ними. По идее, для тех режимов, которые уставлены в регионах, должна использоваться другая статья КоАП.

У нас в Прикамье установлен режим повышенной готовности и ст. 20.6.1, принятая, кстати в том же пакете поправок, что и знаменитая 6.3, написана как раз под нас. Читаем ч.1: «Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет…» и далее наказания, начинающиеся от штрафа в 1 тыс. рублей для граждан.

Но есть важная деталь. Полицейские не могут составлять протоколы по статье 20.6.1 КоАП, потому что такими правами их не наделила Госдума России. Привлекать к ответственности людей по этой статье могут только чиновники (специально наделенные полномочиями), представители Роспотребнадзора и МЧС. Региональным властям такой подход, естественно не нравится, поскольку к каждому патрулю надо приставлять по чиновнику, а наказания скромные.

И далее появляются региональные практики и новации. Например, с 10 апреля вступили в силу изменения в закон «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». Новая 38-я статья местного закона об административных правонарушениях предусматривает наказания за «неисполнение требований правового акта Губернатора Свердловской области, принятого в целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции…» и «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей».

По мнению Натальи Русаковой, эта статья по смыслу соответствует ст. 20.6.1. КоАП РФ, где санкции начинаются от штрафа в 1 тыс. рублей, только власти Екатеринбурга на своем уровне (а они имели на это право, как субъект России) сделали штрафы от 3 тыс. рублей: «Субъекты РФ вынуждены прибегнуть к ужесточению санкций за административное правонарушение, как к крайней мере».

Получается, что в Екатеринбурге, так же как ранее в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других регионах своими региональными законодательными актами «закрыли» пробелы федерального законодательства, да еще и ужесточили санкции.

Как это может повилять на Пермский край? Вполне возможно, что в скором времени пермяки, которых оштрафовали по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ будут массово обращаться с заявлениями об оспаривании наказания. И в этом случае, есть вероятность, что региональные власти по примеру других регионов будут ужесточать собственное региональное законодательство.

"