Posted 15 апреля 2020, 03:10

Published 15 апреля 2020, 03:10

Modified 2 марта 2023, 16:12

Updated 2 марта 2023, 16:12

«На что нам жить?» В Перми многодетную мать-одиночку увольняют из-за пандемии коронавируса

15 апреля 2020, 03:10
У Елены Волковой трое детей, которых она воспитывает одна. Сыновьям Елены 18, 17 и 7 лет. Старший учится в сельскохозяйственной академии, получал стипендию, примерно 2 тыс. рублей в месяц, на среднего и младшего Елена получала пособия - по 193 рубля в месяц. Семья жила на зарплату Елены, она работает продавцом-кассиром в магазине «Гапочка». Долг отца по алиментам - порядка 1 млн рублей.

Трудовой договор с индивидуальным предпринимателем Юрием Гапочкой Елена заключила 1 сентября 2019 года на неопределенный срок. 27 марта 2020 года сотрудник ушла на больничный, а 28 марта была объявлена нерабочая неделя. До шестого апреля Елена была на больничном, а после администратор магазинов сообщила, что нужно принять решение: либо заявление об увольнении, либо заявление на отпуск без содержания. Ни тот, ни другой вариант сотрудника не устроил, она предложила написать заявление на ежегодный оплачиваемый отпуск с шестого апреля, но получила отказ.

По словам Елены, ее заработная плата состояла из двух частей: 16 тыс. рублей — оклад, 10 тыс. рублей — премиальная часть. На сайтах вакансий зарплата продавца «Гапочки» — 24–26 тыс. рублей. Работодатель через администратора предложил расторжение трудовых отношений с компенсацией в размере пять тыс. рублей.

Елена Волкова: — Они меня заставляли, говорили, что могу уйти по-хорошему, просто взять пять тыс. рублей компенсации. А если буду упираться, вообще ничего не получу. В оплачиваемый отпуск не отпустили. В конечном итоге я сказала, что не буду ничего подписывать, обращусь в прокуратуру, в трудовую инспекцию. Даже больничный не оплатили. И за март только около восьми тыс. рублей заплатили, и всё.

Возникли проблемы и с оплатой больничного листа. Елена отправила фото больничного по электронной почте и поинтересовалась, как передать оригинал, чтобы оплатили больничный, предложила, что сама направит по почте заказным письмом. Ей сначала долго не отвечали, предлагали принести больничный на работу (но это невозможно, ехать без разрешения почти через весь город в условиях самоизоляции), потом прислали по электронной почте такой ответ.

«То есть и больничный мне не оплатят, и за март не заплатят, и что делать? Непосредственно поговорить с работодателем мне не дают. Я обратилась на горячую линию инспекции по труду в Пермском крае, — рассказывает Елена, — и мне рекомендовали обращаться в суд! Какой сейчас может быть суд?»

Елена звонила в инспекцию труда по Пермскому краю по телефону 298–01–50. Дозвониться непросто, но можно. Журналист Properm.ru поговорила с заместителем главного государственного инспектора в Пермском крае (по правовым вопросам) Ольгой Именных и о случае Елены Волковой, и об общем порядке обращения в инспекцию по труду Пермского края. Ольга Именных пояснила, что доказать «понуждение» или «давление» на работника со стороны работодателя сложно — «с пистолетом же у виска никто не стоит». Работник просто может не выполнять незаконные, на его взгляд, требования: не подписывать заявление об увольнении по собственному желанию, не брать отпуск без содержания заработной платы.

Жаловаться в инспекцию по труду Пермского края или в прокуратуру региона можно, срок рассмотрения обращений, как и прежде, 30 дней. Чтобы направить жалобу в инспекцию по труду, необходимо зарегистрироваться на сайте госуслуг, на сайте найти инспекцию, подать жалобу в электронном виде. Единственное, что могут рассмотреть в инспекции в случае Елены, по словам Ольги Именных, это невыплата полностью зарплаты за март и неоплаченный больничный.

На что рассчитывать?

Итак, Елена — многодетная мать-одиночка, потерявшая работу из-за пандемии коронавируса и оказавшаяся в условиях самоизоляции. На 15 тыс. рублей от «края», она рассчитывать не может.

Индивидуальный предприниматель Юрий Гапочка издал приказ о простое магазина по адресу ул. Ленина, 47 (копия есть в распоряжении редакции Properm.ru). Как сообщили 13 апреля в прямом эфире Properm.ru министр социального развития Пермского края Павел Фокин и заместитель министра Марина Визе, власти Прикамья выплатят по 15 тыс. рублей сотрудникам организаций, которые ограничили работу из-за самоизоляции. Это сотрудники, доходы которых с 1 апреля резко снизились (переведены в режим простоя или неполного рабочего дня).

Но меры поддержки будут получать работодатели только из перечня пострадавших отраслей, утверждённых Указом президента о наиболее пострадавших отраслях. По словам Ольги Именных, на деятельность ИП Гапочка не распространяется Указ президента. Работодатель не из списка - при уходе в простой должен платить сотрудникам 2/3 от оклада. На большее сотрудники рассчитывать не могут.

Дозвониться до Юрия Гапочки не получилось, трубки в магазинах никто не берет, администратор на звонки по мобильному телефону не отвечает. Свои комментарии работодатель может направить нам на почту red@properm.ru

Если Елена Волкова сделает так, как хочет работодатель, и уволится, то ей будет необходимо вставать на учет по безработице, рассчитывая на 12,3 тыс. рублей (максимальное пособие в ближайшие три месяца). Также Елена может рассчитывать на федеральное пособие для детей от 3 до 7 лет (включительно), размер пособия составит 50% прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе. Пособие предоставляется малоимущим семьям, у семьи Елены Волковой как раз такой статус.

«Но это все время… — недоумевает Елена. — А жить на что-то надо уже сегодня. Я сходила в банк, объяснила, что не смогу заплатить кредит, вроде, меня услышали… Но жилищно-коммунальные услуги бесплатно никто не предоставит, продукты бесплатно никто не даст. Мы получили сухпаек в школе, но этого на трех сыновей очень мало, конечно…»

Сейчас из всех социальных пособий Елена получает 193 рубля на младшего и 193 рубля на среднего сына.

Подпишитесь