Posted 17 апреля 2020,, 03:01

Published 17 апреля 2020,, 03:01

Modified 2 марта 2023,, 16:12

Updated 2 марта 2023,, 16:12

«Дженга» с врачами. Почему сейчас нужное время для медицинской реформы

17 апреля 2020, 03:01
Олег Русских
Вы наверняка знаете популярную настольную игру «Дженга». Ну это где веселая группа взрослых и детей по очереди вытаскивает из башни деревянные кирпичи-блоки. С каждым ходом конструкция становится менее устойчивой. Задача игроков, чтобы башня простояла как можно дольше, а обвалилась не в тот момент, когда ты вытаскиваешь очередной блок.

Вся ситуация в нашей пермской и российской медицине напоминала эту игру. Многие годы компании веселящихся и очень серьезных людей по очереди вытаскивали из башни системы здравоохранения блоки, при этом произнося очень проникновенные речи. «Койки не должны простаивать, лучше перепрофилировать помещение» — вынимается блок. «Содержание зданий не рентабельно» — и еще блок. «Надо оптимизировать персонал» — достается следующий.

Сами вытащенные блоки, в отличие от оригинальной игры, исчезали или самым неожиданным образом трансформировались, превращаясь то в частные лаборатории, то в выгодные площади для аренды, а то и просто в рекламу фуфломицинов. Время от времени у стола появлялся новый игрок. Он потрясал кулаками, произносил что-то вроде «…необходимо восстановить, так больше нельзя, медицинская услуга должна быть доступной…» и пытался вставить на место один-два блока. Ему немедленно били по рукам, объясняли правила игры и воинственные кличи превращались в невнятное бормотание «…средства оптимизации мы направим на важнейшие направления в других территориях и компенсируем за счет доставки больных на космических кораблях».

И вот в 2020-м году к этой пермской полуразобранной башне здравоохранения колобком подкатился похохатывающий коронавирус. Не чума, не оспа. И не навалился со всей дури, а пока всего лишь потыкал псевдоподией: «Я твой башня шатал». Потому что у нас, всего (да, всего–то) 29 человек с подозрением и 132 заразившихся (данные на середину дня 16 апреля — Properm.ru). Но башня зашаталась.

В Прикамье за один день 9 апреля закрыли на карантин три больницы, среди которых краевая инфекционка, а еще Юго-Камская и Краснокамская больницы. Из 132 заболевших мы более-менее знаем про пару десятков медиков и это много. Мы знаем про дефицит средств защиты и про то, что частники несут в больницы эти самые СИЗ и еще много чего еще, включая организацию горячего питания. Мы знаем, что руководство региона срочно организовало благотворительный сбор денег, чтобы оперативно закрывать потребности медицины без конкурсов и прочих аукционов.

Еще мы можем полагать, что сама региональная система здравоохранения и ее управление ведут себя временами как нервная курсистка, не будучи в состоянии организовать регламенты и распорядиться имеющимися ресурсами. Пример? Пожалуйста. Для снижения нагрузки на систему здравоохранения в регионе отменили плановые операции, госпитализации и даже поликлинические приемы. Высвободились необходимые врачебные руки и головы. Но их не использовали. Только в конце прошлой недели решением Оперативного штаба срочно организовали краткосрочные курсы переподготовки медиков для работы с вирусными больными.

Что же касается регламентов, то с ними на своем примере столкнулся коллега Василий Кучумов: «Мазок — анализ на коронавирус участковый врач не делает, а делает неотложка, неотложка говорит, что в «скорую» надо с этим вопросом, «скорая» разводит руками и отправляет к участковому врачу. Круг замкнулся. По телефону «скорая» даёт номер Роспотребнадзора, который, если помните, не отвечает по техпричинам». В конечном итоге у Василия мазок взял врач неотложки, но вопрос, как вы понимаете, не к врачам, а к качеству управления и хаосу.

Я подчеркну, сейчас, к нашему большому счастью, не пиковые нагрузки. У нас провинциальный регион, где оказалось вполне себе ограниченное количество каналов для быстрого завоза вируса. Именно это позволило скомпенсировать идиотизм прилетающих домой и, с криком «без меня мир развалится», в разгар эпидемии бегущих на работу. И тугодумие соответствующих структур, которые этих самых приезжих не смогли/не захотели/ поленились локализовать, ловить и мерить им температуру ректально три раза в день.

Хаос и суета вокруг башни здравоохранения продолжаются даже сейчас. Слишком много желающих выслужить медали «За победу над вирусом» минимальными усилиями, ну и ведомственные и политические интересы не надо забывать. Пример такой суеты можно обнаружить, если посчитать, так называемые, «горячие телефонные линии помощи». Спасибо Игорю Аверкиеву, он сделал нудную работу за меня. Так вот, одновременно работают: пять федеральных горячих линий, 10 региональных и четыре городских. 19 штук в сумме, не считая ведомственных. Да простят меня люди, которые там работают и искренне стараются помочь, но ничего, кроме дикого информационного шума такая система производить не может. Да и не система это. А есть еще истории с сокрытием информации, играми с отчётностью и феерическими, по своим последствиям, эксцессами исполнителей (это я про московские пропуска).

А теперь, давайте к хорошему. Каждый день отсрочки, получаемый системой здравоохранения от возможных пиковых нагрузок — это хорошо. Под башню срочно сооружают подпорки, будь то материальные или управленческие. С использованием кадров вроде бы начали разбираться. Федералы подкинули (иного слова не подберешь) доплаты медикам, работающим с инфицированными. Правда, при этом, забыли амбулаторное и поликлиническое звено, а также весь обслуживающий больницы персонал, ну так это «как водится». Глядишь от безденежья частники перестанут демонстрировать снобизм и требовать за помощь населению каких-то фантастических уступок и тогда многие проблемы снимутся. А не перестанут, справятся и без них. Со средствами защиты тоже явно разберутся. Нервность прикамского здравоохранения и профессионального сообщества могут постараться снять парой кадровых решений, ибо как показывает практика, Боливар не выносит двоих даже на переправе. Сложнее разобраться с регламентами, бесконечными бюрократическими наворотами, бесчисленными присосками, и безумными требованиями страховых компаний, но и это сделают. Временно. До конца эпидемии.

Беда в том, что это всего лишь подпорки. Времянка. Если кризис продлится хоть сколько-то долго, в действенность покосившейся системы, а заодно и в способность власти сохранить ее работоспособность верить перестанут. Можете думать как хотите, но возвращение из пыльного склепа Кашпировского с сотнями тысяч просмотров на один ролик — явное свидетельство тому. Еще месяцок и многочисленные бизнес-тренеры перепрофилируются в чумаков новой эпохи. Спрос, однако.

Я это все к чему? В башню надо обратно засовывать блоки. Да, именно сейчас. Потому что, есть шанс продавить и принять меры, которые надолго укрепят конструкцию. Потому что, во время всякого серьезного кризиса уменьшается сопротивление и полномочия бюрократии. А если этого не сделать, любой кто по-прежнему ошивается вокруг стола с башней может этот стол толкнуть, случайно или намеренно. Так ведь тоже часто бывает с «Дженгой»…

Ах да, первое, что бы я сделал — убрал навсегда и отовсюду гнилой термин «медицинская услуга» и запретил его произносить даже мысленно.
Это называется «лечение». И никак иначе.

"