Posted 22 мая 2020,, 03:00

Published 22 мая 2020,, 03:00

Modified 2 марта 2023,, 16:11

Updated 2 марта 2023,, 16:11

Пермь рисует крест: социальные проблемы города с каждым годом только растут

22 мая 2020, 03:00
Олег Русских
На ближайшем пленарном заседании Пермской городской думы Дмитрий Самойлов отчитается о работе пермской мэрии. Properm.ru изучили первый раздел, посвященный социальной политике, и сравнили с таким же отчетом-2018. Даже по тщательно выглаженным, официальным цифрам видно, что город не развивается, а социальные проблемы накапливаются. Это касается и демографии, детской, семейной и миграционной политик, проблем образования и поддержки инвалидов.

Все становится ясно с первых страниц отчета, с цифр и графика, который показывает динамику смертности и рождаемости в Перми.

В правой части графика мы видим чуть видоизмененный, но все тот же печально знаменитый «русский крест» 90-х годов, когда смертность росла, а рождаемость падала. Сейчас в Перми смертность чуть-чуть по десятым долям процента в год уменьшается. А вот падение рождаемости за последние пять лет выглядит как катастрофа. За пять лет кризиса коэффициент рождаемости (количество младенцев на 1000 человек) упал на треть с 15 в 2015 году до 10,3 в 2019 году. Ситуацию за 2019 год Пермьстат комментирует сухо, но при этом жестко: «В результате данных процессов в краевом центре зафиксирована естественная убыль населения, которая сложилась выше показателя прошлого года в 3,7 раза».

В отчете Дмитрия Самойлова и за 2018 и за 2019 годы падение рождаемости объясняют одинаково: «Снижение суммарного коэффициента рождаемости обусловлено сокращением численности женщин отдельных фертильных возрастов…». В 2018 году речь шла о наибольшем сокращении (на 7,0%) среди женщин 20–29 лет. В 2019 году — «наибольшее сокращение (на 7,4%) наблюдалось среди женщин 21–30 лет».

Безусловно, частично падение рождаемости последних лет объясняет демографическая яма 90-х годов. Но это не единственная причина. Например, можно посмотреть на миграционные процессы. В докладе мэр обязательно заявит об увеличении населения города на 1,5 тыс. человек. Но есть нюансы. Люди в Пермь приезжают в большей степени из городов и поселков края. Что же касается межрегиональной миграции, то здесь опять же по данным Пермьстата ситуация другая:

«В части межрегионального движения населения в г. Перми за январь-сентябрь 2019 года сложилась миграционная убыль в 1106 человек (за девять месяцев 2018 года — 1242 человека). Весомый отток населения зафиксирован в Центральный (-464 человека), Южный (-337 человек) и Северо-Западный (-153 человека) федеральные округа». Грубо говоря из Перми активно уезжают в Москву, Питер, Краснодарский край. Очень вероятно, что уезжают из Перми отнюдь не пенсионеры, а вполне себе молодые мужчины и женщины, семьи с детьми.

Многодетным — ничего

Ярким отражением общей социальной политики является отношение к многодетным семьям. Сейчас в Перми в очереди на получение участков стоят 6820 многодетных семей (на 1 января 2019 таких семей было 6290). Так вот, в 2018 году город представил 20 земельных участков.
Что же касается 2019 года, то о представлении участков в докладе Дмитрия Самойлова не сказано. Данные об этом можно найти в докладе прокуратуры Перми депутатам городской думы, в котором заявлено: «Практически сведена к нулю работа по предоставлению участков многодетным семьям …в 2019 году предоставлено лишь два земельных участка, один из них — по соглашению с другими муниципальными образованиями. В микрорайонах Заозерье, Ива, Бахаревка земельные участки необходимой инфраструктурой не обеспечены и «простаивают» уже более 2-6 лет».

Стоит отметить, что в 2019 году муниципалитет перешел на практику «деньги вместо участка». За 2019 год такую целевую компенсацию получили 23 семьи. В отчете Дмитрия Самойлова сказано, что, начиная с этого года такую компенсацию будут получать по 200 семей в год. Таким образом, задачу по обеспечению многодетных положенными им по закону участками (или компенсациями) мэрия Перми планирует решить примерно за 30 лет.

Но можно и раньше, если многодетные семьи в Перми закончатся сами по себе.

Вечерние звонки

Очень интересный и характерный пример по созданию условий жизни для семей в Перми — школы. По заявлению вице-мэра Людмилы Гаджиевой: «Есть проблема переуплотнённости школ. Она составляет порядка 30–31%. Из всех школ 27% работают в одну смену, остальные работают в две. Мы работаем над этим через строительство новых школ. Мы работаем над этим, будут появляться новые школьные корпуса»

С 2015 года в Перми после корпуса Дягилевской гимназии в Перми построили три новых объекта: большой корпус школы № 42, столь же большое здание для школы № 59 и школу «Мастерград». Плюс корпус школы № 30. В этом году планируют достроить здания для гимназии № 3, школы № 93.

В отчете Дмитрия Самойлова за 2018 год заявлено: «Доля учащихся, занимающихся в первую смену, составила 70,0% от общей численности учащихся муниципальных образовательных организаций». В 2019 году доля школьников первой смены… снизилась на один процент и составляет, по официальной информации, 69%. Между тем, к 2025-му году по федеральной программе все школы Перми должны перейти на односменное обучение. В 2018 году Людмила Гаджиева поясняла городским парламентариям, что к юбилейному 2023-му году на работу в одну смену в Перми перейдут 75%-80% школ. То есть, примерно 100 учреждений, по 20 школ в год. Сейчас можно констатировать что за два последних года динамики в решении этой проблемы нет и прорывов не предвидится.

В принципе состояние образовательной среды в городе и вообще ситуацию с детьми и подростками могут охарактеризовать даже официальные данные. Согласно отчетам, за 2018 и 2019 год в Перми проводились социологические исследования «Город, доброжелательный к детям». В 2018 году доля опрошенных родителей, считающих, что в городе Перми созданы комфортные и безопасные условия для всестороннего развития личности ребенка, составила 56,7%. По данным за 2019 год эта же доля снизилась до 49,5%. За два года практически не меняется количество семей, находящихся в социально-опасном положении (2019 — 801 семья, 2018 год — 804 семьи)

Есть и еще один крайне важный показатель. В Перми работает городской телефон доверия для детей «Перемена». Если верить цифрам отчетов, то и в 2018 и в 2019 году на него позвонили 6,6 тыс.раз.

Только на один канал работы с подростками (а их в городе несколько) звонят по 20 раз в день, включая выходные и праздники. 6 тыс. 600 подростков со своими проблемами не смогли найти помощи в школе или дома, раз разыскали и воспользовались кошмарным для детей форматом, как телефон доверия. Фактически это означает, что все дискуссии о ситуации с подростками в Перми, о помощи им; все рассказы об активности соответствующих служб и 24-часовой работе органов образования — только разговоры. Подростковые проблемы даже после нападения в школе №127 так и остаются проблемами самих подростков.

Езжай, куда сможешь

Отдельного внимания заслуживают цифры, которые показывают отношение пермской мэрии к проблемам инвалидов. В 2018 году согласно данным отчета «оснащены средствами беспрепятственного доступа для детей и взрослых, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слепых граждан здания пять учреждений образования, два учреждения культуры и три учреждения физической культуры и спорта». То есть всего 10. В 2019 году прибавилось еще 12 зданий. И вот что мы имеем после нескольких лет декларируемого создания безбарьерной среды в Перми: «по итогам 2019 года в отрасли «Образование» доступны для инвалидов и иных маломобильных групп населения 41,4% учреждений, 24,4% учреждений в отрасли «Культура и молодежная политика» и 20,7% в отрасли «Физическая культура и спорт».

То есть недоступными для инвалидов остаются 60% образовательных, 75% культурных и 80% спортивных учреждений. Это результат, после которого следует очень странный вывод.

«По данным социологического исследования уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных составил 76,7%»

Удивительно, не правда ли?

"